Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время многие психологи заинтересованы в проблемах развития детей. Этот интерес вовсе не случаен, так как становится очевидно, что детский возраст является самым активным и значимым периодом в развитии физического, психического и морального здоровья ребенка. Развитие познавательной деятельности и восприятия у дошкольников – не исключение.
Восприятие является одним из основных процессов познания мира, который начинается с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека. Дети в первые годы жизни активно взаимодействуют с окружающим миром, их восприятие играет ключевую роль в формировании представлений о нем. Развитие восприятия у детей является важным аспектом исследований в области психологии развития.
Актуальность. Развитие восприятия у детей имеет большое значение для их полноценного развития и адаптации в обществе. Недостаточное развитие восприятия может привести к задержке в развитии, проблемам социализации и общению, а также к нарушениям в учебной деятельности. Изучение процесса развития восприятия у детей позволяет выявить особенности этого процесса на разных этапах развития и определить эффективные методы его стимулирования и коррекции. В связи с этим, тема "Развитие восприятия детей" является актуальной и важной для практической психологии и педагогики.
Цель исследования: изучение процесса развития восприятия у детей и выявление факторов, влияющих на этот процесс.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования развития восприятия в дошкольном и младшем школьном возрасте.
2. Изучение теоретических аспектов процесса восприятия у детей.
3. Анализ особенностей развития восприятия на разных этапах детского развития.
4. Исследование факторов, влияющих на развитие восприятия у детей.
Предмет исследования: процесс развития восприятия у детей.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста и младшие школьники.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для разработки и применения методик и программ по стимулированию и коррекции развития восприятия у детей. Это может быть полезно для педагогов, психологов, родителей и всех, кто работает с детьми.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении знаний о процессе развития восприятия у детей и факторах, влияющих на этот процесс. Это может быть полезно для развития теоретической базы в области психологии развития и педагогики.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВОСПРИЯТИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии
В книге "Как мы воспринимаем мир" В. Демидова приводится простое и понятное объяснение понятия "восприятие". Согласно автору, восприятие представляет собой отражение свойств и частей объектов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Кроме того, восприятие включает в себя представления и знания, накопленные человеком на основе его прошлого опыта [7].
И.В. Дубровина рассматривает восприятие как отражение свойств и частей объектов и явлений в целостных ситуациях реального мира при непосредственном воздействии на органы чувств [8].
Согласно педагогическому словарю, восприятие представляет собой целостное отражение объектов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств [21].
По мнению В.В. Богословского, восприятие - это отражение свойств и частей объектов и явлений при их прямом воздействии на органы чувств [2].
А.В. Запорожец описывает процесс развития восприятия у детей. В первые месяцы жизни детей сенсорные функции и перцептивные действия, направленные на восприятие, развиваются быстрее, чем движения тела. Ребенок начинает проявлять сложные реакции и использовать различные анализаторы. Его глаза выполняют установочные движения для восприятия сигналов, но не проводят обследование предметов, как это делает взрослый. Через точную установку рецепторов ребенок может различать старые и новые для него объекты по их величине, цвету и форме. В возрасте трех-четырех месяцев сенсорные функции сочетаются с практическими действиями, и постепенно развиваются ориентировочно-исследовательские перцептивные действия.
В дошкольном возрасте под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей развивается сложный анализ и синтез зрительной информации, включая способность разделить объекты на части и изучать их отдельно, а затем объединять их в целое. Вместе с контуром предмета учитываются его структура, пространственные характеристики и соотношение его частей. А.В. Запорожец считает, что формирование перцептивных действий проходит через несколько этапов, где на первом этапе проблемы решаются практическими действиями с предметами, а на следующих этапах сенсорные процессы превращаются в перцептивные действия [10].
Л.Н.Стрижак объясняет, что восприятие всегда имеет целостный характер. В конкретных образах предметов отражаются все их свойства и качества. Человек умеет восполнять отсутствующие элементы и части воспринимаемого предмета или явления [19].
Было бы неправильным подумать, что восприятие сложных ситуаций является результатом простого суммирования отдельных ощущений или ассоциаций. Восприятие целых предметов и ситуаций требует выделения основных признаков и отвлечения от несущественных. Также требуется сопоставление воспринятого с прежними знаниями. Если сопоставление увязывается с информацией, возникает узнавание предмета. Если нет, то продолжаются поиски нужного решения, пока субъект не найдет его.
При восприятии знакомых предметов узнавание происходит быстро. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание более сложное. Полное восприятие таких предметов требует аналитической и синтетической работы, выделения существенных признаков и комбинирования деталей в целое.
Существуют теории, посвященные распознаванию образов. Опознавание предметов и событий может показаться простым, но это далеко от истины. Нет машин, способных распознать символы и звуки, присутствующие в окружающей нас среде. Возможности систем восприятия животных опережают такие машины.
Рогов отмечает, что восприятие - это сложный и активный процесс, требующий аналитической и синтетической работы. В нем всегда присутствуют двигательные компоненты, которые играют роль в определении наиболее существенных особенностей воспринимаемого. Поэтому восприятие лучше называть воспринимающей деятельностью.
Восприятие неразрывно связано с возрождением следов прошлого опыта, сопоставлением поступающей к субъекту информации с предыдущими представлениями, сравнением с ними текущих воздействий, выявлением ключевых характеристик, созданием гипотез о предполагаемом значении информации, которая доходит до него, синтезом воспринимаемых характеристик в целое, "принятием решения" о принадлежности воспринимаемого объекта к определенной категории. Другими словами, восприятие (перцепция) субъекта близко к процессам наглядного мышления, при этом эта связь становится более очевидной, чем новее и сложнее воспринимаемый объект [15].
Естественно, что восприятие часто выходит за рамки одного органа чувств и развивается в сотрудничестве нескольких сенсорных систем, результатом которого являются формирование представлений у субъекта. Важно отметить, что восприятие объекта никогда не происходит на элементарном уровне, оно включает в себя более высокие уровни психической деятельности, включая речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реагирует на их характеристики. Выделяя и объединяя наиболее важные из них, он всегда называет воспринимаемые объекты словами, что позволяет ему лучше понять их свойства и отнести их к определенным категориям. Воспринимая часы и называя их таким образом, он игнорирует несущественные характеристики, такие как цвет, размер и форма, и выделяет основную характеристику - функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый объект к определенной категории, отличая его от других внешне похожих объектов, не относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это подтверждает, что восприятие субъекта, по своей психологической структуре, может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер восприятия человека определяет ряд особенностей, присущих всем его формам.
Таким образом, восприятие, по мнению Рогова, представляет собой наглядное отражение объектов и явлений действительности в их различных свойствах и частях [18].
С другой стороны, Немов рассматривает восприятие как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском необходимых и достаточных признаков для формирования образа и принятия решений. Последовательность действий в этом процессе можно представить следующим образом:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабина, Г. В., Грассе Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – С. 174–192.
2. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Хрестоматия по возрастной психологии. М. Педагогика. 1994 – 254 с.
3. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 1977. – 413 с.
4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. Т 2. М. Педагогика. 1989 – 540 с.
5. Ганзен, В. А. Восприятие целостных объектов. – Л., 1976.
6. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М: Институт общегуманитарных исследований. 2007 г. 128 с.
7. Дьяченко, О. М., Лаврентьева Г.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 128 с.
8. Ждан, А. Н. История психологии: от античности к современности / А.Н. Ждан. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 512 с.
9. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста. Москва. Знание. 1967 г. – 430 с.
10. Запорожец, А. В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников. М.: Академия педагогических наук. – 1963.
11. Коломинский, Я. Л., Панько Е.А. «Детская психология», Минск 1988.
12. Лалаева, Р. И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Союз, 2001. – 222 с.
13. Левина, Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. – М.: XVIII Междунар.психол. кангресс, 1966. – С. 302–308.
14. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. Москва. Знание. 1981–700 с.
15. Литвак, А. Г. Практикум по тифлопсихологии: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина. —М.: Просвещение, 1989. —110 с.
16. Люблинская, А. А. Роль речи в развитии восприятия детей. М: Педагогика 1974 г., 170 с.
17. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. – М., Академия. 2000. – 456 с.
18. Немов, Р.С. Психология/ Р.С. Немов в 3 кн. – 4-е изд.- Москва: ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
19. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога/ Е.И. Рогов в 2 кн.- Москва: Владос, 2004. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
20. Сорокин, В. М. Некоторые вопросы воображения в общей и специальной психологии //Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. —Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1982. —С. 61-73.
21. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.
22. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. -336 с.
23. Филичева, Т. Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М.: Просвещение, 1993. – 98 с.