Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных целей художественного образования является всестороннее развитие личности ребенка и эстетическое воспитание подрастающего поколения. Развитие художественных навыков – сложный и длительный процесс. Дети получают свои первые впечатления от искусства, изучая различные художественные средства. Разнообразие глубоких и непрерывных знаний, умений и навыков, устойчивые познавательные интересы, заинтересованность, инициативность, максимальная решительность в решении задач – все это творческие условия, которые можно постепенно изменять с помощью изобразительного искусства.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) обеспечивает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [14].
В своих исследованиях ученые доказали необходимость обучения детей дошкольного возраста изобразительному искусству, важность изобразительной деятельности, способствующей творческому развитию личности ребенка.
В ходе аппликативной деятельности дошкольники могут показать важные особенности предметов, найти связи между предметами и явлениями и показать их в форме образного употребления. В этом виде творчества самостоятельно, независимо от взрослых вырабатываются обобщенные методы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления для поиска путей решения творческих задач и планирования своей деятельности.
Все вышеизложенное объясняет актуальность проблемы исследования, состоящей из теоретического обоснования и практической реализации комплекса условий развития изобразительного творчества дошкольников посредством приемов стилизации, составления узоров и орнаментов в изобразительной деятельности.
Развитие стилистических навыков, чувства композиции и чувства гармонии теперь имеет важное значение. Развитие навыков стилизации позволяет ребенку увидеть прекрасное в искусстве, понять и увидеть гармонию окружающего мира. В процессе развития навыков стилизации совершенствуются мыслительные операции: развиваются синтез, анализ, сравнение, мыслительные способности и умение планировать свою деятельность. Это способствует умственному развитию, что, в свою очередь, обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка.
Степень изученности: Важность стилизации в контексте развития изобразительных умений и навыков раскрывали многие художники-теоретики, например, такие как Н. Н. Волков, Б. В. Раушенбах, Е. В. Шорохов, К.Ф. Юон, Г. К. Савицкий. Знаменитый художник Н.Н. Волков в своей книге «Композиция в живописи» писал, что среди «композиционных задач, задача построения пространства и стилизация является одной из самых важных» [7, с. 45].
В то же время анализ ситуации изучаемой проблемы позволяет показать противоречие между необходимостью выявить педагогические условия развития изобразительного творчества у дошкольников и отсутствием методического обеспечения организации приемов стилизации, составления узоров и орнаментов в изобразительной деятельности.
Цель исследования – рассмотреть методику обучения средствам стилизации, составления узоров и орнаментов как средства развития изобразительного творчества у дошкольников.
Объект исследования – изобразительное творчество у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика обучения развитию изобразительного творчеств у детей дошкольного возраста посредством приемов стилизации, составления узоров и орнаментов в изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «изобразительное творчество» и его особенности в дошкольном возрасте;
2. Выявить условия использования приемов стилизации, составления узоров и орнаментов в развитии изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста;
3. Провести диагностику и разработать комплекс занятий по развитию изобразительного творчества у детей дошкольного возраста посредством приемов стилизации, составления узоров и орнаментов в изобразительной деятельности.
Теоретической основой исследования послужили труды следующих исследователей Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Т.Е. Соловьева и др.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
-эмпирические – педагогическая диагностика, беседа, педагогическое проектирование.
База исследования.
Методическая организация исследования включала в себя комплекс диагностических методик по выявлению уровня сформированности изобразительного творчества у детей дошкольного возраста, а именно:
- Методика Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Свободный рисунок»;
- Методика невербальной креативности (автор Е. Торренс, адаптирован А.Н. Ворониным).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВА СТИЛИЗАЦИИ, СОСТАВЛЕНИЯ УЗОРОВ И ОРНАМЕНТОВ
1.1 Понятие об изобразительном творчестве в дошкольном возрасте
Творчество – одна из важнейших научных тем, изучаемых сегодня. Рассмотрим несколько позиций в отношении проблемы творческого развития в детском возрасте:
С философской точки зрения творчество определяется как деятельность человека, направленная на создание новых ценностей в материальной форме и содержании. В философском словаре творчество определяется как деятельность, в которой человек создает новые ценности и идеи [11].
Педагогическая энциклопедия дает следующее определение: творчество – это деятельность, создающая нечто качественно новое и отличающаяся своей самобытностью и социально-исторической уникальностью [4].
Энциклопедия психологии дает два определения творчества. В узком смысле это деятельность человека, производящего новый качественный предмет, ранее не использовавшийся и имеющий общественно-историческую ценность. А в широком смысле – это другой вид практической или теоретической деятельности человека, когда создаются новые (по крайней мере для субъекта деятельности) результаты (информация, решения, методы работы, материальные продукты) [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М., 1968.
2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. - М., 1985.
3. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».. 1998.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Кондаспиров. – 4-е изд., стерсотип, – М.: Академия, 2012. –176 с.
5. Комарова Т. С. Условия и методика развития детского творчества / Т. С. Комарова. − Москва : Alma mater, 1994. − 32 с.
6. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность / Т.Г. Любимова – М.: Просвещение, 1996. – 78 с.
7. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественного развития (в соавт.) / А.А. Мелик-Пашаев. – Дубна: Феникс+, 2009. – 245 с.
8. Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – М.: Высшее образование, 2009. – 639 с.
9. Современный словарь-справочник по литературе / сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. - М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ», 2000. - С. 45-46.
10. Соловьева Т. Е. Развитие творческих способностей детей на основе усвоения общих трудовых навыков и развития мелкой моторики в условиях кружковой деятельности [Электронный ресурс] / Т. Е. Соловьева // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 820-823. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/26793/ (дата обращения: 05.12.2023).
11. Спиркин А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. - Москва: Политиздат, 1988. - 592 с.
12. Теплов Б.М. Психология как основа для маскировочной техники / Б.П. Теплов // Война и техника. 1926. № 306-307. — C. 44-52.
13. Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова / Д.Н. Ушаков. - 1935-194.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (дата обращения: 04.12.2023).
15. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.