Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Общество создает власть, чтобы регулировать свою жизнь, наделяя власть конкретными полномочиями и в то же время пытаясь их ограничить. Правовое общество - это общество, в котором власть оформлена законом. Кроме того, общество наделяет властью государство, которое делит ее на три ветви: исполнительную, судебную и законодательную. Представительная власть отвечает за то, насколько интересы общества представлены в соответствующих законах государства. Закон обязателен для всех, поскольку является актом парламента, представляющим интересы всех социальных групп и классов. Создание правовых норм начинается с возникновения в обществе объективных закономерностей, требующих правового регулирования, которые реализуются исполнительной, судебной и законодательной властью в присущих им формах через институты государства и общества. Однако процесс создания правовых норм не может быть произвольным или субъективным, а основывается на нормативных, конституционно принятых и закрепленных правилах, которые государство обязано соблюдать.
Совет Федерации Федерального Собрания РФ (далее – Совет Федерации) был учрежден в соответствии с Конституцией РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года, как собрание, представляющее интересы регионов на федеральном уровне и отражающее федеративное устройство российского государства. Двухпалатная система Федерального Собрания укоренена в истории страны и универсальной парламентской традиции. В настоящее время почти 80 стран с федеративным и унитарным государственным устройством имеют двухпалатные парламенты.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании аппарата Совета Федерации РФ.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы аппарата Совета Федерации РФ.
Цель курсовой работы исследования состава, порядка формирования, полномочий, внутренней организации Совета Федерации РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть историю возникновения и развития Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
2.определить место и роль Совета Федерации как палаты Федерального Собрания РФ;
3.исследовать нормативное регулирование деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
4.проанализировать особенности организации Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
5.рассмотреть внутреннее устройство Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
6.исследовать полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Дресвянин Д.А., Куликов С.А., Липатов Э.Г., Нудненко Л.А., Репей К.О., Чепурнова Н.М. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. Общая характеристика Совета Федерации как верхней палаты российского парламента
1.1.История развития Совета Федерации Федерального Собрания РФ, место и роль Совета Федерации в системе государственной власти
Понять роль и место народных представительных органов в современной российской политической системе невозможно без комплексного осмысления многовековой истории законодательной системы - от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии [7, c.55].
Первой формой непосредственного участия народа в решении проблем государства было вече - собрание всех свободных жителей. Летописи свидетельствуют, что вечевые собрания проводились во всех бывших русских княжествах. Предметом обсуждения на вече были все вопросы государственной жизни, но в большинстве случаев принимались решения об отзыве или изгнании князей, военных действиях, заключении мирных договоров и т. д.
Исторически сложилось так, что во многих странах верхние палаты возникли из собраний советников при правителях и носили сословный характер. В новых исторических условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума. Она просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в Сенат.
Первые попытки создать двухпалатный парламент, подобный существовавшему в Западной Европе, относятся к началу XIX века. По указанию царя Александра I был разработан проект законосовещательного представительного органа, состоящего из двух палат: Государственной Думы и Государственного совета под председательством царя. В 1810 году был учрежден Государственный совет, который стал высшим законосовещательным органом Российской империи. Все законы и законодательные акты должны были рассматриваться Государственным советом, прежде чем утверждаться царем. Однако в то время Государственный совет не был создан.
В начале XX века требование о создании в России Государственной палаты и законодательного органа стало всеобщим: оно было реализовано царскими манифестом и указом осенью 1905 и зимой 1906 года [7, c.57].
Первая верхняя палата российского парламента - Государственный совет - был создана на смешанных началах. Половина депутатов назначалась царем, а другая половина избиралась частично по территориальному принципу. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года была сформирована новая система представительства. Это был Советский Союз. С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов.
Конституция 1936 года сохранила принцип двухпалатности и заменила двухступенчатые выборы каждой палаты прямыми выборами. Она также предусматривала механизм примирения в случае разногласий между двумя палатами и даже возможность роспуска обеих палат, если не удавалось достичь согласия.
Конституция СССР 1936 года сохранила принцип равноправной двухпалатности: Верховный Совет СССР состоял из Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция была воспроизведена в Конституции СССР 1977 года и просуществовала вплоть до распада СССР в 1991 году.
Верховный Совет СССР также состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР.
Конституция РФ 1993 года закрепила статус Федерального Собрания как двухпалатного законодательного органа и урегулировала вопрос о его ведении и полномочиях. Статья 95 устанавливала, что Совета Федерации состоит из двух представителей от каждого субъекта РФ (по одному представителю от каждого представительного органа и органа исполнительной власти) [6, c.147].
Поскольку Российская Федерация встала на путь демократического совершенствования, решение многих социально-экономических проблем общества связано с полноценным функционированием государства в целом, и в частности той части его структур, которые осуществляют законодательную власть. В этой области теоретическое осмысление многомерного и сложного государственно-политического института российской законодательной власти, а также изучение вопросов, связанных с ее деятельностью и организацией, приобретает сегодня особую значимость. Несомненно, в силу своего представительного характера существование легитимной законодательной власти способствует укреплению государства в целом, повышению эффективности государственного управления, соблюдению прав всех граждан Федерации и отдельных граждан, обеспечению демократии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 22.12.2020 № 439-ФЗ (ред. от 29.05.2023)"О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ, 28.12.2020, № 52 (Часть I), ст. 8585.
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, № 30 (Часть I), ст. 4202
4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, № 11, ст. 1416,
5. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 28.07.2023) "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 18.02.2002, № 7, ст. 635
6. Дресвянин, Д. А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: место в системе разделения властей и перспективы совершенствования порядка формирования / Д. А. Дресвянин // Вопросы российской юстиции. – 2021. – № 11. – С. 147-169.
7. Куликов, С. А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ предложил наложить мораторий на закупки (закон № 44-ФЗ) / С. А. Куликов // Студенческий. – 2023. – № 8-2(220). – С. 55-58.
8. Липатов, Э. Г. Совет Федерации как институт экономического развития субъектов РФ / Э. Г. Липатов // Правовая политика и правовая жизнь. – 2020. – № 3. – С. 97-106.
9. Научно-практическая конференция "Совет Федерации - 25 лет: практика, уроки, выводы" 26.11.2018 // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. – 2019. – № 1. – С. 29-30.
10. Нудненко, Л. А. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования / Л. А. Нудненко. - 9-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 528 с.
11. Репей, К. О. Совет безопасности РФ в национальной системе РФ / К. О. Репей // Студенческий вестник. – 2019. – № 30(80). – С. 25-26.
12. Чепурнова, Н. М. Совет Федерации Федерального Собрания РФ в системе разделения властей / Н. М. Чепурнова, С. А. Степанян // Закон и право. – 2020. – № 7. – С. 15-21.
13. Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания РФ.- Электронный ресурс. Режим доступа: http://council.gov.ru.