Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Обеспечение вынужденных переселенцев мерами социальной поддержки 6
1.1.Установление статуса «вынужденный переселенец» 6
1.2.Признаки признания лица «вынужденным переселенцем» 8
Глава 2.Назначение и предоставление гарантий и компенсаций вынужденным переселенцам 12
2.1.Меры социальной помощи и льготы для вынужденных переселенцев 12
2.2.Гарантии прав лица, ходатайствующего о признании его вынужденным переселенцем, и вынужденного переселенца 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Обеспечение вынужденных переселенцев мерами социальной поддержки
1.1.Установление статуса «вынужденный переселенец»
Вынужденный переселенец - гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие реальной опасности насилия или иных форм преследования в отношении него или его семьи либо преследования по признакам расы, национальности, религии, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, вызвавших военные действия против определенного лица или группы лиц (согласно Закону РФ от 19.02.1993 № 4530-1) .
Вынужденными переселенцами признаются:
-гражданин РФ, вынужденно покинувший место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ;
-граждане РФ, вынужденно покинувшие место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывшие на территорию другого субъекта РФ;
-члены семьи вынужденного переселенца - супруги, дети, родители и другие родственники и иждивенцы нетрудоспособных лиц, которые независимо от статуса вынужденного переселенца ведут с ним общее хозяйство со дня регистрации заявления о признании гражданина РФ вынужденным переселенцем. В исключительных случаях другие лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.
Обстоятельства, исключающие возможность получения статуса беженца:
-преступления против мира и человечности или другие тяжкие преступления;
-экономические, природные или антропогенные обстоятельства, которые вынуждают человека покинуть свое обычное место жительства;
-действовать вопреки целям и принципам Организации Объединенных Наций;
-пользоваться защитой и (или) помощью учреждений и организаций системы ООН (за исключением Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев);
-признание компетентными органами страны проживания прав и обязанностей, связанных с гражданством в этой стране.
Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:
-совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ;
-не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства;
-покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В международном праве субъект этой категории определяется как "перемещенные лица". Однако в некоторых соглашениях в рамках государств - участников СНГ категория "внутренне перемещенные лица" в настоящее время находит международно-правовую региональную интеграцию .
Так, ст. 2 Соглашения государств - участников СНГ от 24 сентября 1993 г. о помощи беженцам и вынужденным переселенцам дает следующее определение вынужденного переселенца: лицо, являющееся гражданином стороны, предоставившей убежище, не только принадлежит к определенной социальной группе в связи с насилием в отношении него или его семьи, вооруженным конфликтом или межэтническим конфликтом. Это определение имеет много общего с определением, приведенным в ст.1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1, и объединяет общий подход государств - участников СНГ к определению данной категории вынужденных переселенцев на постсоветском пространстве.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 сентября 1993 г. № 17-П и от 26 марта 1993 г. сформулировал следующие правовые позиции: "Приоритет прав и свобод человека также закреплен общепринятыми принципами и нормами международного права.
Согласно преамбуле Устава ООН, государства обязаны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека. Обязательство государств защищать права человека посредством верховенства закона подтверждается преамбулой Всеобщей декларации прав человека.
В п. 5 Итогового документа Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене 14 - 25 июня 1993 г., говорится, что процесс поощрения и защиты прав человека и основных свобод на национальном и международном уровнях является универсальным и должен "осуществляться без каких-либо условий". Положения рассматриваемого постановления Верховного Совета Северо-Осетинской ССР, о которых идет речь, также не соответствуют этим международным актам.
Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (не более трех месяцев) создаются центры, являющиеся государственными учреждениями Федеральной миграционной службы России .
1.2.Признаки признания лица «вынужденным переселенцем»
Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 устанавливает, что внутренне перемещенными лицами могут быть признаны лица, соответствующие следующим критериям:
1.Лицо должно быть гражданином Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ гражданами Российской Федерации признаются лица, имеющие устойчивые правовые отношения с Российской Федерацией и создавшие взаимные права и обязанности в соответствии с действующим российским законодательством.
2.Лицо должно покинуть свое место жительства.
Местом жительства лица в соответствии с положениями ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 являются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда, иное жилое.
Под местом жительства следует понимать место фактического постоянного проживания граждан Российской Федерации в данных типах жилых помещений, без определения времени такого проживания. К жилым помещениям согласно ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся: 1)многоквартирные дома, часть многоквартирного дома, 2) квартиры, часть квартиры, 3) комнаты.
3.Лицо должно покинуть свое место жительства в результате насилия или других форм преследования или в результате реальной опасности подвергнуться преследованию, совершенному против этого лица или его семьи.
Если причиной выезда с места жительства является следующее, лицо может быть признано вынужденным переселенцем:
-насилие, совершенное в отношении лица или члена его семьи;
-притеснение лица или члена его семьи;
-существует реальная опасность подвергнуться такому насилию и домогательствам.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные документы:
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Международное публичное право. Сборник документов. М., 1990.
2. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1.07.2020 года)// Российская газета. №144, 01.07.2020.
3. Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1"О вынужденных переселенцах" // Собрание законодательства РФ. – 1995. -№ 52. - ст. 5110.
Научная литература:
4. Андриченко, Л.B. Беженцы и вынужденные переселенцы (правовые проблемы) / JI.B. Андриченко, Е.В. Белоусова // Государство и право. 2014. № 5.
5. Карсанова, Е. В. Беженцы и вынужденные переселенцы как социальная проблема современности / Е. В. Карсанова // Карельский научный журнал. – 2016. – Т. 5, № 1(14). – С. 29-31.
6. Соколова, А. Е. Беженцы и вынужденные переселенцы: проблемы правового регулирования / А. Е. Соколова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 4-6. – С. 55-56.
7. Хубулури, Е. И. Беженцы и вынужденные переселенцы: статус, права и обязанности / Е. И. Хубулури, Л. Э. Чикатуева // Nauka-Rastudent.ru. – 2016. – № 12. – С. 65.
8. Яковлева, М. А. Вынужденные переселенцы в Российской Федерации / М. А. Яковлева // Научно-образовательный портал "Большая российская энциклопедия". – 2023. – № 6.
Электронные ресурсы:
9. Справочно-правовая система Консультант Плюс - https://www.consultant.ru, дата обращения: 16.12.2023