Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Летние каникулы составляют четвертую часть учебного года и чрезвычайно важны для дальнейшего образования и развития школьников. В системе образования каникулы играют очень важную роль в развитии, воспитании и оздоровлении детей и молодежи. Каникулы - это время активных действий, проверки сил, время обучения и понимания окружающего ребенка мира. Каждый день, каждый час отпуска удивителен и неповторим. Весь вопрос в том, чтобы организовать досуг детей интересным, занимательным занятием художественной литературой, вовлечь их в полезные практические занятия. Существует определенная традиционная система организации каникул в школах.
Образовательная ценность системы заключается в том, что она создает условия для педагогически значимого, эмоционально увлекательного досуга учащихся, восстанавливает их здоровье, удовлетворяет требованиям новых впечатлений, творческой самореализации, общения и самодеятельности в различных формах, включая труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. Во время каникул дети открывают для себя мир и себя в этом мире, осваивают отведенный для этих каникул период, стараются узнать все о чем угодно и ни о чем, абсолютно обо всем и всегда с удовольствием.
Здоровый образ жизни и активный отдых - две составляющие формирования личности ребенка. Разумное сочетание досуга и работы, спорта и творчества дисциплинирует ребенка, уравновешивает его мышление и эмоции. Современный школьник находится в условиях максимальной учебной нагрузки. В связи с этим ребенок постоянно находится в состоянии психологического стресса и из-за нехватки времени не в состоянии реализовать собственные потребности и интересы.
Деятельность учащихся, организованная учителями и родителями во время каникул, является одной из наиболее эффективных форм этой интеграции. Но проводить время с детьми не может быть спонтанным процессом. Этот процесс должен быть организован совместно родителями и учителями с учетом потребностей подрастающего поколения, а также влияния микросоциологии на процессы социализации личности. Организация отдыха детей во время школьных каникул направлена на предоставление максимальных возможностей для обучения самостоятельной деятельности и развития их творческих способностей.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить содержание и формы сотрудничества организаторов летних смен и родителей.
Объектом исследования является процесс формирования сотрудничества организаторов летних смен и родителей.
Предметом исследования являются основы и принципы сотрудничества организаторов летних смен и родителей.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для сотрудничества организаторов летних смен и родителей.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие «сотрудничество» в социальной педагогике;
- изучить особенности совместной работы родителей и организаторов смен;
- детально проанализировать основные направления взаимодействия педагогов-организаторов с родителями участников летних смен;
- проанализировать формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и лагеря;
- проанализировать организационно-педагогическую работу организаторов летних смен с родителями;
- разработать рекомендации родителям и педагогам для успешного сотрудничества во время летней смены в лагере.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ СОТРУДНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ОРГАНИЗАТОРАМИ
ЛЕТНИХ ЛАГЕРНЫХ СМЕН
1.1 Понятие «сотрудничество» в социальной педагогике
В середине 80-х годов прошлого века под влиянием «перестройки» в Советском Союзе возникло новое направление в педагогике, получившее название кооперативной педагогики. Автором идеи кооперативной педагогики и ее главным вдохновителем был советский публицист и педагог Семен Львович Соловейчик. Понятие «сотрудничество», по мнению автора идеи, должно объединять педагогов с разными подходами к воспитанию и обучению, для которых общим было стремление очеловечить систему образования и создать альтернативу устаревшей официальной педагогике позднесоветского периода.
Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Лысенкова и другие советские педагоги тех лет. Уже в сентябре 1986 года на встрече учителей-новаторов в подмосковном селе Переделкино были сформулированы «тезисы о педагогическом сотрудничестве», которые затем были опубликованы в «Учительской газете» и стали фундаментальной основой для всех исследователей идей. Одной из основных задач кооперативной педагогики была демократизация образования [12].
Основные идеи педагогики сотрудничества включают обучение без принуждения, ожидание, свободу выбора, совместную деятельность учителя и ученика, обучение в следующей зоне развития, развитие творческих способностей и повышение самооценки ученика. Учителя и ученики рассматриваются как равноправные партнеры в образовательном процессе педагогического сотрудничества. При этом преподаватели выступают в роли опытных консультантов и наставников, а учащимся предоставляется самостоятельность, достаточная для приобретения необходимых знаний и опыта и формирования собственной жизненной позиции.
Как целостная технология, сотрудничество еще не воплощено в конкретной модели и не имеет регулирующих и исполнительных инструментов. Она «разбросана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли практически во все современные педагогические технологии, легли в основу «Концепции среднего образования Российской Федерации». Поэтому ее следует рассматривать как особый вид «проникающей» технологии, которая воплощает новое педагогическое мышление, является источником прогрессивных идей и входит в состав многих современных педагогических технологий в качестве составной части.
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместного развития взрослых и детей, объединенных взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга и совместным анализом прогресса и результатов этой деятельности.
В педагогике сотрудничества выделяют 4 направления:
1. Гуманный личностный подход (далее ГЛП) ставит систему развития всех личностных качеств в центр школьного образования. Степень этого развития является основным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, научного руководителя и образовательного учреждения в целом.
ГЛП привлекает школу личностью ребенка, его внутренним миром, неразвитыми способностями и способностями, моральным потенциалом свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы - пробудить и активизировать эти силы и возможности, используя их для полноценного, свободного развития личности [15].
ГЛП провозглашает гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; отказ от прямого принуждения как безрезультатного метода; индивидуальный подход в новой интерпретации; формирование у детей позитивной эго–концепции.
2. Дидактический комплекс активизации и развития открывает новые подходы к обучению:
- содержание образования рассматривается как средство личностного развития, а не как цель школы;
- обучение проводится в первую очередь на основе обобщенных знаний и способов мышления;
- унификация и интеграция школьных дисциплин;
- изменчивость и дифференциация обучения;
- положительная стимуляция обучения.
3. Концепция образования отражает основные тенденции развития образования в современных школах:
- преобразование школы знаний в школу образования;
- постановка личности учащегося в центр всей образовательной системы;
- гуманистическая направленность образования, формирование общечеловеческих ценностей;
- развитие творческих способностей ребенка, его личности;
- возрождение русских национальных и культурных традиций;
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
- постановка перед собой трудной цели.
4. Педагогика школьной среды - это ведущая, ответственная позиция по отношению к другим учебным заведениям, деятельность которых рассматривается и организуется с точки зрения педагогической целесообразности.
Она может включать интересный и увлекательный рассказ, откровенный разговор, вежливую и независимую оценку, поощрение творческих успехов, личный пример, встречи с интересными людьми, совместный поиск решений использовать в качестве инструментов совместной педагогики.
Важность «педагогики сотрудничества» выходит далеко за рамки методологии и организации обучения. Это своего рода образовательная стратегия. В то же время «сотрудничество» представляет собой целостную методологическую систему, отличительными чертами которой являются:
- создание творческой атмосферы на каждом занятии; постоянная ротация учащихся от объекта обучения к предмету учебного процесса;
- обеспечение уверенности учащихся в себе; исключение принудительных методов;
- демократичный, дружелюбный стиль преподавания, непринужденная атмосфера общения учителя с учениками и учеников между собой;
- создание условий для продвижения «слабых» и ускоренного развития «сильных»;
-создание комфортных условий для учебного процесса на каждом уроке: атмосфера радости и успеха;
- устранение страха неудачи и негативной оценки; эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов учеников к учителю и друг к другу;
- широкое использование педагогических инструментов: эвристических бесед, «продуктивных» вопросов, творческих заданий, самостоятельной работы и т.;
- объективность и справедливость в оценке успеваемости учащихся; использование таких форм и методов контроля, которые способствуют обучению без принуждения [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артамонова, Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий / Л.Е. Артамонова. – Москва.: ВАКО, 2006. – 288 с.
2. Афанасьев, С. П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя / С. П. Афанасьев. — М., 2004. — 288 с.
3. Афанасьев, С. П. Что делать с детьми в загородном лагере? / С. Афанасьев, С. Коморин, А. Тимонин. — М. : МЦ «Вариант», 2002. — 224 с.
4. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. — Ярославль : Академия развития, 2003. — 256 с.
5. Безопасность жизнедеятельности в детском лагере: Методические рекомендации / А. Кравченко, С. Петров. — М. : Изд-во МПГУ МПГУ, 2017. — 54 с.
6. Белогуров, А. Летний лагерь как среда социализации / А. Белогуров // Народное образование. — 2009. — № 3. — С. 15—16.
7. Боровиков, Л. И. Педагогика дополнительного образования : учеб.- метод. пособие для руководителей детских творческих объединений / Л. И. Боровиков. — Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 1999. — 158 с.
8. Вифлеемский, А. Б. Вожатый в детском оздоровительном лагере: спорные аспекты трудовых отношений и оплаты труда / А. Б. Вифлеемский // Народное образование. — 2005. — № 3. — С. 73—76.
9. Газман, О. С. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всероссийского п/л «Орленок» / О. С. Газман, В. Ф. Матвеев. — М. : Педагогика, 1982. — 96 с.
10. Голев, А. Г. Методика организации летнего отдыха детей и подростков : учеб.-метод, пособие / А. Г. Голев, Е. В. Давыдова. — Пятигорск : ПГЛУ, 2011. — 217 с.
11. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб, пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Ф. Голованова. — СПб. : Речь, 2004. — 272 с.
12. Гончарова, Е.И Школьный летний лагерь / И.Е. Гончарова, Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко – Москва: ВАКО, 2004. - 192с.
13. Дик, Н. Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей: книга современного руководителя / Н. Ф. Дик. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. — 352 с.
14. Епишкова, Е. Магия лета. В помощь педагогу-организатору / Е. Епишкова, С. Матчина // Народное образование. — 2005. — № 3. — С. 142—144.
15. Ерегина, С. Спортивная жизнь лагеря / С. Ерегина // Народное образование. — 2004. — № 3. — С. 95—98.
16. История вожатского дела: Методические рекомендации / Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко, Л. А. Долинская [и др.] ; под общ. ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — М. : МПГУ, 2017. — 200 с.
17. Каникулы: игра, воспитание / Под ред. О. С. Газмана. — М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
18. Константинов, Ю. С. Подготовка педагога дополнительного образования в избранной области деятельности: детско-юношеский туризм : учеб, пособие для СПО / Ю. С. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп., 2019.
19. Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие / Л. М. Бузырева, Н. А. Губарева и др. — М. : ЦГЛ, 2003. — 128 с.
20. Кругликова, Г. Г. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков : учеб, пособие / Г. Г. Кругликова, Г. Р. Линкер. — Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 236 с.
21. Кулаченко, М. П. Учебник для вожатого / М. П. Кулаченко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 254 с.
22. Кулаченко, М. П. Школа вожатого: Курс лекций / М. П. Кула- ченко. — Орел, 2004. — 108 с.
23. Куприянов, Б. Классификация форм воспитательной работы / Б. Куприянов // Воспитание школьников. — 2002. — № 5. — С. 21—29.
24. Леванова, Е. А. Организация массовых мероприятий в детском оздоровительном лагере: Методические рекомендации / М. Д. Батаева, Н. Ю. Галой, Г. С. Голышев [и др.] ; под общ. ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — М. : МИГУ, 2017. — 212 с.
25. Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Б. Т. Лихачев ; под ред. B. А. Сластенина. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 647 с.
26. Лобачева, С.И. Справочник вожатого / С.И. Лоюачева, О.Е. Жиренко. – Москва: ВАКО, 2007. – 192с.
27. Лутошкин, А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организатор, работы / А. Н. Лутошкин ; под ред. Б. 3. Вульфова. — М. : Просвещение, 1986. — 208 с.
28. Макеева, В. С. Теория и методика физической рекреации. Физическая культура, спорт и туризм в детском оздоровительном лагере : учеб, пособие для вузов / В. С. Макеева, М. А. Соломченко. — Орел : ОрелГТУ, 2009. — 244 с.
29. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. — Ростов н/Д : Феникс, 2002. — 384 с.
30. Морозова, Н. А. Дополнительное образование — многоуровневая система в непрерывном образовании России : монография / Н. А. Морозова. — М. : МГУП, 2001. — 279 с.
31. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности: Методические рекомендации / Н. Ю. Лесконог, Е. Н. Матюхина, А. А. Сажина, C. 3. Могилевская, С. Ю. Смирнова ; под ред. Н. Ю. Лесконог, Е. Н. Матюхиной. — М. : МПГУ, 2017. — 156 с.
32. Основы вожатского мастерства: Курс лекций. Рабочая тетрадь / авторы-создатели: М. Е. Сысоева, С. С. Хапаева. — М. : Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 128 с.
33. Основы вожатской деятельности: практикум / под общ. ред. Г. Ю. Титовой, О. В. Перовой, Н. М. Михайловской. — Томск : Издательство ТГПУ, 2018. — Выпуск 1. — 80 с.
34. Педагогика детского оздоровительного лагеря : учебник / Н. Н. Илюшина, Н. П. Павлова, Т. Н. Щербакова [и др.] ; под ред. М. М. Борисовой. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 216 с.
35. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого: Методические рекомендации / С. А. Володина, Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко [и др.] ; под общ. ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — М. : МПГУ, 2017. — 140 с.
36. Рыбинский, Е. М. Научно-методические основы летнего отдыха / Е. М. Рыбинский // Народное образование. — 2000. — № 4—5. — С. 5—10.
37. Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей / М. Е. Сысоева. — М. : ВЛАДОС, 1999. — 176 с.
38. Сысоева, М.Е. Организация летнего отдыха детей / М.Е. Сысоева. – Москва: ВЛАДОС, 1999. – 176с.
39. Таран, Ю. Н. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря / Ю. Н. Таран // Народное образование. — 2004. — № 3. — С. 89—94.
40. Формы и методы организации досуга и оздоровления детей в условиях летнего лагеря // Воспитание школьников. — 2002. — № 5. — С. 45—53.
41. Фриилман, И. И. Методика работы педагога дополнительного образования / И. И. Фришман. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 160 с.
42. Шаламова, Л. Ф. Вожатый — старт в профессию : учеб.-метод, пособие для дополнительного профессионального образования кадров, занятых в сфере государственной молодежной политики / Л. Ф. Шаламова, А. Ю. Ховрин. — М. : Педагогическое общество России, 2005. — 265 с.