Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия дисграфия 5
1.1. Понятие о дисграфии 5
1.2. Виды дисграфии и диагностика дисграфии 7
2. Практические аспекты борьбы с диграфией у младших школьников 12
2.1. Причины и коррекция дисграфии у младших школьников 12
2.2. Результаты исследования 22
Заключение 27
Список литературы 30
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что сегодня отмечается рост числа случаев дисграфии у детей младшего школьного возраста. Попытки объяснения такого всплеска числа зарегистрированных случаев пока остаются безуспешными.
К сожалению, сегодня не существует четкого представления о механизмах формирования дисграфии у здорового ребенка. Кроме этого остается вопрос о профилактике и лечении выявленной проблемы. При этом у многих родителей существует страх, что потом дисграфия сможет вернуться.
В этом отношении нужно отметить, что существует большое упущение в части обучения родителей и их подготовки в умении выявлять дисграфию и отличать ее от других заболеваний. Соответственно родители не знают и не умеют, не только лечить, но и проводить профилактику дисграфии у детей.
Здесь так же важно подчеркнуть, что раннее выявление дисграфии позволяет намного быстрее провести лечение данного отклонения и быстро нивелировать его последствия. При этом имеется большая вероятность того, что признаки дисграфии как и она сама покидают ребенку навсегда без единого шанса на возвращение.
Более позднее начало коррекционных занятий ведет к удлинению периода коррекционных занятий. Однако при этом остается определенная вероятность того, что дисграфия может быть купирована не в полном объеме. Правда в этом случае можно будет говорить о том, что сама дисграфия является самостоятельным симптомом отдельного заболевания.
Тут можно указать, что дисграфия может быть вызвана нарушением работы головного мозга или центральной нервной системы. В этом случае говоря о дисграфии уместнее говорить не о коррекционных занятиях, а о коррекционной работе по восстановлению работы центральной нервной системы и восстановлении утраченных функций.
Цель работы – выявить особенности дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – дисграфия у детей.
Предмет исследования – методы коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования – существующие методы коррекции дисграфии эффективны и ведут к коррекции состояния ребенка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. Выявить определение термину «дисграфия»;
3. Определить методы выявления дисграфии;
4. Определить принципы лечения и профилактики дисграфии у младших школьников;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретические аспекты понятия дисграфия
1.1. Понятие о дисграфии
Дисграфия — это полное или частичное нарушение письменной деятельности, которая связана с дефицитом сформированности тех функций психики, которые ответственны за выполнение и контроль письма. Данная патология характеризуется постоянными и специфическими ошибками при написании, которые не устраняются сами по себе без целенаправленной коррекции [13, с. 23].
Как показывает практика, дисграфия очень распространена среди младших школьников, это происходит потому, что большинство детей поступают в школу с неполноценным фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. При наличии таких нарушений, процесс нормального освоения грамоты очень осложняется.
По степени выраженности письменного расстройства выделяют дисграфию и аграфию. В первом случае письмо искажается, но выполняет функцию общения, при аграфии происходит неспособность овладения письмом или полная потеря этих способностей.
Вызвать нарушение могут такие причины [11, с. 27-28]:
Недостаток развития всех категорий устной речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Недостаточное развитие или повреждение мозга ребёнка во время беременности, при рождении и в период после рождения, а также истощение нервной системы. К таким патологиям можно отнести: травмы при родах, асфиксию, менингит, энцефалит, инфекционные и соматические заболевания.
Социально-психологические причины. Например, если ребёнок растёт в семье, где разговаривают на нескольких языках, в случае дефицита разговорного общения, если речи малыша не уделяется должного внимания со стороны взрослых, преждевременная подготовка ребёнка к обучению в тот период, когда он к этому не готов.
Предрасположенность или задержка в психическом развитии.
Во взрослом возрасте дисграфия может возникнуть вследствие травм головы или органических поражений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аванесова М.Г., Васильеве М.А. Дисграфия у младших школьников: определение и лечение. – Пермь: Рекс, 2016. – 445 с.
2. Акманова И.О., Севастьянова К.В. Дисграфия у детей. Понятие. Виды. Классификации. – Уфа: ИД Индикатор, 2015. –139 с.
3. Березина А.А., Долгов М.И. Понятие и признаки дисграфии. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2015. – 464 с.
4. Венедиктова А.М., Шумская И.В. Принципы профилактики дисграфии. – Мурманск: Зеркало, 2016. – 290 с.
5. Горохова А.Н., Миронова А.К. Методы лечения дисграфии. Современное состояние вопроса. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2017. – 297 с.
6. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Детские логопедические заболевания. Принципы лечения и профилактики. – Воронеж: Альянс, 2016. – 395 с.
7. Жилин Ю.А. Детская дисграфия. Мифы и реальность. – Нальчик: Феерия, 2014. – 240 с.
8. Королькова Г.В., Иконникова И.Т. Классификации детской дисграфии. Достоинства и недостатки. – Воронеж: Старт, 2014. – 150 с.
9. Крутилова И.И., Ларина С.Т. Дисграфия у детей младшего школьного возраста. – М.: Форум, 2015. – 300 с.
10. Лаевская Е.Н. Методические рекомендации по выявлению и лечению дисграфии у детей младшего школьного возраста. – Сыктывкар: Смена, 2017. – 128 с.
11. Удальцова Ю.В. Профилактика и лечение дисграфии у младших школьников. – Самара: Просвет, 2015. – 420 с.
12. Утина Л.А. Виды и методы лечения дисграфии у младших школьников. – Кемерово: Стрела, 2016. – 76 с.
13. Яковлева А.П., Перепелкина С.М. Проблемы современной логопедии и пути их решения. – Сыктывкар: Перспектива, 2015. – 380 с.