Фрагмент для ознакомления
2
Педагогическое общение играет важную роль в психическом развитии обучающихся. Взаимодействие между педагогами и учениками не только способствует передаче знаний и умений, но и оказывает значительное влияние на их эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Педагогическое обещание – это осознанное обязательство педагога перед собой и своими учениками, которое заключается в том, чтобы обеспечить им оптимальные условия для успешного обучения и развития. Это не просто формальная обязанность, но и моральное обещание, которое педагог берет на себя, стремясь создать в классе атмосферу взаимного доверия и постоянного роста.
Психическое развитие представляет собой сложную смесь биологических, психологических и социальных факторов, определяющих формирование и изменение психических функций и состояний у человека. Этот процесс является непрерывным и постоянно присутствует в нашей жизни, формируя наши личностные качества, способности и отношения к окружающему миру.
Личностные особенности учителя играют важную роль в успешной педагогической деятельности. Включая конституцию, организационные и коммуникативные качества, мотивацию, эмоционально-характерологическую базу и способ педагогического общения. Образ учителя, формируемый общественным сознанием, представляет профессиональные, личностные и коммуникативные качества. Учитель младших школьников обладает развитыми характеристиками, так как учитывает возрастные особенности обучаемых. Взаимодействие учителя начальной школы с младшими школьниками привлекает внимание исследователей, так как этот период является ключевым для развития детей и влияет на последующее обучение.
Поэтому актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на формирование личности и взаимоотношений у младших школьников.
Объектом исследования является педагогическое общение, а предметом исследования - влияние педагогического общения на психическое развитие младшего школьника.
Исследования влияния педагогического общения на психическое развитие младшего школьника проводили Леонтьев А.А., Андреев Г.М., Белухин Д.А., Бодалев А.А. и другие ученые. Анализ младшего школьного периода активно занимало важное место в исследованиях ряда знаменитых ученых, включая выдающихся специалистов в области педагогики, таких как В. В. Репкин, Е. В. Барышникова, А. К. Макарова, Д. Б. Эльконин, Г. А. Цукерман и другие. Первые экспериментальные исследования в этой области были проведены немецким психологом Куртом Левином в 1938 году.
Цель данной курсовой работы заключается в анализе педагогического общения с целью определения психолого-педагогических ориентиров для разработки рекомендаций по эффективному общению педагога с младшими школьниками педагогического общения.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) анализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть различные виды педагогического общения и их характеристики;
3) изучить влияние педагогического общения на младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в том, что успешная психолого-педагогическая деятельность школьников возможна при организации эффективного общения между педагогом и учащимся.
При выполнении курсовой работы были применены разнообразные теоретические методы исследования, такие как синтез, анализ, обобщение и классификация, при изучении психолого-педагогической и методической литературы. Кроме того, мы не ограничивались только теоретическими подходами, но успешно внедряли и практические методы, например эмпирические методы (эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный), наблюдение и диагностика, что позволило нам получить значимые результаты. Для обработки полученных данных использовали и количественные, и качественные методы.
В качестве исследования был взят возраст детей от 6-8 лет в общеобразовательной школе № ШКОЛЫ И ЕЁ НАЗВАНИЕ.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, выводами по ним, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
1.1. Понятие и функции педагогического общения
Педагогическое обещание предполагает не только передачу знаний и умений, но и формирование активной жизненной позиции, развитие критического мышления и самостоятельности учеников. Оно включает в себя уважение к индивидуальным особенностям каждого ребенка, готовность принять и осознать его потребности, интересы и уровень развития. Педагогическое обещание – это установка и стремление быть наставником, который помогает ученикам раскрыть свой творческий потенциал, развивает их навыки самореализации и самооценки [16].
Известно, что общение присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Однако существуют такие виды работы, где оно становится не просто сопутствующим фактором, а существенной и профессионально значимой категорией. В педагогической деятельности общение выступает как функциональный инструмент воздействия, и его условия и функции приобретают дополнительную нагрузку, становясь компонентами профессионально-творческих аспектов. Практически все, что делает педагог, связано с общением.
Поэтому возникает необходимость в тщательном изучении вопросов педагогического общения и психологическом анализе. В последние годы эти проблемы активно исследуются в работах различных авторов, таких как В.А. Канн-Калик, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев и других.
И.В. Страхов определяет педагогическое общение как общение между педагогами и учащимися, определяемое целью и задачами учебно-воспитательной работы. Он считает, что владение процессом педагогического общения является одним из основных элементов профессионального мастерства учителя [20]. Психологическим предпосылкам такого общения является развитие у педагогов и учащихся оптимальной коммуникативности в специфическом контексте.
В «Методических рекомендациях для студентов педагогических институтов и учителей» под редакцией И.А. Зязюна говорится: «Педагогическое общение — это особая форма педагогической деятельности учителя, заключающаяся в его информационном воздействии на ученика (класс). Целью педагогического общения является организация разнообразной деятельности учащихся (познавательной, общественно-полезной, художественной и т.д.), способствующей их развитию. Средствами педагогического общения являются язык, другие знаки и символы. Предметом педагогического общения является любое явление, событие, человек и его поступки» [9].
В учебнике возрастной и педагогической психологии под редакцией А.В. Петровского выделяются следующие условия эффективности педагогического общения: правильная установка учителя, уважение школьников, учет их возрастных особенностей, эмоциональное отношение учителя к учащимся [17].
А.А. Леонтьев считает, что профессия педагога является социономической в классификации Е.А. Климова. Он определяет педагогическое общение как профессиональное общение учителя с учениками на уроке или вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата [14].
Я.Л. Коломинский выделяет такие основные функции педагогического общения, как воспитательная, организующая, социально-перцептивная, функция формирования взаимоотношений. Он вводит понятие социально-психологической наблюдательности, которое является важным для учителя [13].
Педагогическое общение в системе «педагог – ученик» является разновидностью профессионального общения и является неотъемлемым элементом деятельности учителя. Опыт показывает, что в целенаправленной воспитательной деятельности органический процесс общения требует определенных усилий со стороны общающихся. Это связано в первую очередь с тем, что педагог не всегда осознает структуры и законы педагогического общения, а его коммуникативные способности и общая культура коммуникации слабо развиты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя / Б. Ц. Бадмаев. − М.: Педагогика, 2010. − 136 с.
2. Бодалев А. А Психология общения / А. А. Бодалев // Институт практической психологии. − 2016. − №4.− 225 с.
3. Божович Л. И. Избранные психологические труды / Под ред. Фельдштейна Д.И.- М.; СПб., 2008. - 209 с.
4. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах - М.: Педагогика, 2009. - 128 с.
5. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., Педагогика, 2008. – 142 с.
6. Давыдов В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. № 3. - 2002. – 35 с.
7. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. // Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП. 2006. – 48 с.
8. Есаян А.Р. Теория и методика обучения алгоритмизации на основе рекурсии в курсе информатики педагогического вуза / Автореферат дис. доктора педагогических наук // Тульский гос. пед. ун-т. – Москва. - 2001. - 28 с.
9. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства / Учеб. пособие для пед. спец. Вузов; Москва: Просвещение. - 1989. – 122 с.
10. Канн-Калик, В. А Учителю о педагогическом общении / В. А. Канн-Калик. − М.: «Педагогика», 2017. − 54 с.
11. Карпенко Л.А. Пути развития творческой активности у занимающихся художественной гимнастикой младшего возраста / Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук // Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – Ленинград. - 1978. - 2 с.
12. Козлова В. С. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста // Актуальные исследования. №14 (144). Ч.II. 2023. - 47 с.
13. Коломинский Я.Л. Основы психологии: учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений / Москва: ACT; Владимир. - 2010. - 321 с.
14. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., Смысл: Academia, 2005. – 365 с.
15. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка / Под ред. А.Г. Рузской. М.: НПО МОДЭК, 2009. - 383 с.
16. Немов, Р. С Психология образования / Р. С. Немов. − М.: Психология, 2012. − 98 с.
17. Петровский А.В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 8-е изд., стер. - Москва: Академия. - 2008. – 167 с.
18. Рыданова И.И. Основы педагогики общения / Минск, 2005. - 319 с.
19. Столяренко, Л. Д Основы психологии / Л. Д. Столяренко. − М.: Учебное пособие, 2013. − 87 с.
20. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: Пособие для студентов пед. ин-тов / М-во просвещения РСФСР. Сарат. гос. пед. ин-т. – Саратов. - 1973. - 20 с.