Фрагмент для ознакомления
2
Подготовка квалифицированного специалиста качественно нового уровня является сегодня важной задачей, которая стоит перед системой профессионального образования. Современные ФГОС СПО регламентируют процессы освоения профессий и специальностей. В качестве конечного образовательного результата они предусматривают наличие сформированных общих и профессиональных компетенций, которые студент должен продемонстрировать в ходе освоения каждого из профессиональных модулей, заложенных в каждом конкретном ФГОС СПО. В документе предусмотрено наличие общепрофессионального и профессионального цикла. Требования к результатам освоения образовательной программы представлены в формате общих и профессиональных компетенций, которые могут рассматриваться как конечный образовательный результат. В ФГОС СПО нового формата не указаны знания, умения и практический опыт, поскольку это указано в основной профессиональной образовательной программе профессиональной образовательной организации. При этом все промежуточные результаты в виде полученных знаний и формируемых умений, и навыков направлены на формирование общих и профессиональных компетенций. Общие компетенции являются одинаковыми для всех профессий и специальностей.
В ФГОС СПО отмечены требования, касающиеся непосредственно освоения профессионально содержательной части программы. Это отражено в содержании тех профессиональных компетенций, которые заложены в ФГОС по профессии, или специальности и которые студент обязан освоить в ходе освоения нескольких профессиональных модулей и соответствующих МДК. Каждый из представленных профессиональных модулей представляет собой один из основных видов деятельности. В ФГОС указано, что выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО.
Это должно исходить из сочетания квалификаций ФГОС СПО.
Как уже было отмечено, под сформированными компетенциями понимают способность и готовность субъекта демонстрировать все те профессиональные действия, которые предусмотрены той, или иной профессиональной компетенцией. На теории студент изучает все те дисциплины, которые предусмотрены основной образовательной программой и междисциплинарные курсы (МДК), которые составляют теоретическую часть каждого профессионального модуля. Прежде чем формировать у каждого из студентов владение ОК и ПК, он должен получить соответствующие знания по дисциплинам и МДК, отработать практические умения, которые предполагают демонстрацию полученных знаний, и перевести эти практические умения в автоматический режим, который раньше в традиционной образовательной модели называли навыком, или практическим опытом. После того как студент продемонстрировал устойчивые практические навыки в рамках той, или иной дисциплины, или МДК, он на учебной и производственной практике овладевает практическими действиями, которые позволят говорить о том, что у него действительно сформированы профессиональные компетенции в рамках того, или иного профессионального модуля.
ФГОС СПО предусматривает соответствующие требования к условиям реализации образовательной программы. Если речь идёт об освоении дисциплин и МДК, в этом случае педагог сам определяет формат текущего и промежуточного контроля, с целью полного освоения содержания МДК или дисциплины. Далее, в рамках итоговой аттестации студент демонстрирует, насколько он освоил теоретическую часть программы. Что касается освоения профессиональных модулей, чаще всего это оценивается в рамках производственной практики. После того как профессиональный модуль освоен, студенту предстоит пройти итоговую аттестацию, которая сегодня реализуется в формате демонстрационного экзамена.
Безусловно, педагоги сами определяют, какие именно использовать на уроках образовательные технологии, приёмы и методики, которые бы позволили говорить о том, насколько хорошо студенты освоили весь учебный материал. Игровые активные формы целесообразнее использовать там, где необходимо усвоение нового знания и формирование первичных практических умений. Речь идёт не только о профессиональных умениях, но и об общеучебных умениях, в частности:
-заполнение различного рода таблиц;
-построение графиков и диаграмм;
-рассмотрение принципиальных схем устройств и приборов и др.
В любую структуру игры как деятельности органично входят:
- целеполагание;
-планирование;
-реализация цели;
-анализ результатов.
Игру, или игровые элементы целесообразно использовать там, где студентам предстоит освоить большой массив новых знаний и получить прямо на уроке первичную отработку каких-либо умений. Работа студентов в группах позволяет заложить в процесс освоение нескольких содержательных вопросов, которые могут быть распределены по группам. В этом случае, речь не идёт о каких либо, сложных темах, с которыми ученики самостоятельно не справятся. В настоящее время игровых технологий существует достаточно много и здесь нужно отметить, что далеко не все из них позволяют достичь поставленных педагогом целей. Прежде чем приступать к реализации игровых технологий на практике, необходимо понять место и роль игровой технологии в учебном процессе. Они определяются, в зависимости от понимания преподавателем функций и классификации существующих педагогических игр.
Интеллектуальные игры требуют мыслительной активности от участников игры. Социальные игры развивают навыки общения субъектов в социуме. Психологические игры дают человеку возможность вникнуть в суть его взаимоотношений с самим собой и окружающими его людьми и др.
Классификаций и типологий педагогических игр существует достаточно много. Задача педагога – отобрать для себя тот формат игровых технологий, которые наиболее подходят для его дисциплины или МДК. В образовательной практике можно часто слышать о сюжетных, ролевых, деловых и имитационных играх. Под сюжетными играми понимают воспроизводство той, или иной сферы деятельности, в которой необходимо усвоить важнейшие социальные роли и выработать навыки общения. Под ролевыми играми понимают моделирование событий, которые происходят в определённой среде и в определённое время.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абубакирова, К.Э. Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры [Текст] / К.Э. Абубакирова, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С.556-558.
2. Алапьева, В. Г. Методические рекомендации по организации учебно–технических и деловых игр [Текст] / В. Г. Алапьева. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192 с.
3. Айламазьян, А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра [Текст] / А.М. Айламазьян. - М.: Владос-пресс, 2014. –285 с.
4. Бельчиков, Я.М. Деловые игры. [Текст] / Я.М. Бельчиков // Рига: Авотс. - 2009. - 304с.
5. Белоновская, И.Д. Инженерные игры в педагогической практике [Текст] / И.Д. Белоновская //Высшее образование в России. 2009. №3. - С. 112-119.
6. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – Москва, 2015. – 587 с.
7. Богатова, Т. Деловые игры - это совсем не игрушки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.parus.com/company/press/2000/09/79 (дата обращения: 20.12.2023).
8. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст] / В.Б. Бондаревский. – Москва: Просвещение, 2015. – 247 с.
9. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] / В.М.Букатов. - Москва, 2008. – 410 с.
10. Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения [Текст] / А.А. Вербицкий. - Современная высшая школа. - 2002. - No 3. – С 39 - 45.
11. Как построить взаимодействие между сотрудниками компании? // Тренинговая компания «Бизнес Партнер» URL: http://www.training-partner.ru/staty/kak-postroit-vzaimodejstvie-mezhdu-sotrudnikami-kompanii.htm (дата обращения: 20.12.2023).
12. Кирюшин, А.Н., Асташова А.Н., Новиков Е.Ю. Методология исследования феномена игры: классические и инновационные представления // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16350 (дата обращения: 20.12.2023).
13. Культюшнова, И.Б. Технология учебной деловой игры (УДИ) // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL:http://portal.snauka.ru/2014/08/1483 (дата обращения: 20.12.2023).
14. Лихачева, Л.Д. Деловая методическая игра «Методическое путешествие» [Текст] / Л. Д. Лихачева / Классный руководитель. – 2014. – № 4. – С. 43–48.
15. Минаев, Д. В. Маркетинг: Игровой практикум. Деловые игры, упражнения, тесты. [Текст] / Д.В. Минаев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 320 с.
16. Мисаилов, А.Ю. Требования к экономической подготовке студентов колледжа в современном профессиональном образовании [Текст] / А.Ю. Мисаилов //Интернет-журнал «Науковедение». — 2011. —N2 7. — С. 2 - 8.
17. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко// Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
18. Напалкина, М.В. Деловая игра как активный метод обучения. учеб. пособие [Текст] / М.В. Напалкина. - Екатеринбург: Интеграция образования -2012. - с. 17 – 20.
19. Пафилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. Метод. пособ. [Текст] / А.П. Пафилова. – М.: Академия, - 2010. – 368 с.
20. Панфилова, М. В. Игровые формы обучения персонала организации / М. В. Панфилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 927-929. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11245/ (дата обращения: 20.12.2023).
21. Пугачев, А. С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А. С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 20.12.2023).
22. Стукач, В.Ф. Потенциал деловой игры в решении проблем социально-экономического развития региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5240 (дата обращения: 20.12.2023).
23. Султангалина, Ю.Н. Деловая игра как инновационный метод обучения [Текст] / Ю.Н. Султангалина, А.А. Рабцевич //Молодой ученый. - 2014. - №6(65). - С.665-667.
24. Трайнев, В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения [Текст] / В.А. Трайнев. – М.: Дашков и Ко. - 2005. – 360 с.
25. Ушницкий, А.А. О некоторых особенностях применения и эффективности деловой игры для обучения студентов лесного направления в аграрном вузе. Гуманитарные научные исследования № 4 (32) Апрель 2014. Научно-практический журнал. – М.: «Международный научно-инновационный центр», 2014. – [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6435 (дата обращения: 20.12.2023).