Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия наблюдается неуклонный рост числа детей с речевыми патологиями. Данный факт предопределяет развитие и совершенствование коррекции различных психических, физических, когнитивных процессов развития ребенка.
Речевое развитие в дошкольном возрасте определяется уровнем развития активного и пассивного словаря, звукопроизносительной стороны и фразовой речи.
Существует ряд исследований, расширяющих ранее полученные представления об особенностях формирования лексической стороны детской речи. Анализ этих исследований показывает, что специфика его формирования характеризуется общими чертами дошкольников и младших школьников (О.А. Безрукова, Е.В. Белобородова, В.А. Гончарова, Ж.В. Антипова, В.Н. Еремина, И.Ю. Кондратенко, С.Н. Коновалова, JI.A. Пантелеева, JI.A. Тишина и др.). Существующие методические рекомендации по формированию лексической стороны детской речи указывают на необходимость специальных исследований, направленных на накопление словарного запаса, уточнение значения слов, расстановку лексических единиц в структуре индивидуального словаря параллельно с развитием познавательной сферы.
Проблеме изучения закономерностей, последовательности и этапов развития словоизменительных возможностей при онтогенетическом развитии речи посвящены труды ученых-лингвистов, психологов, педагогов, психолингвистов (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, A.A. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф А. Сохин, Т.Н. Ушакова, О.С. Ушакова, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин, Н.М. Юрьева и др.).
Учитывая, что исследования, проводимые в рассматриваемой проблемной области, как правило, затрагивают ее отдельные аспекты, до сих пор не существует достаточно четко разработанной методологической системы для формирования лексической стороны речи у детей с речевыми патологиями.
ОНР занимает одну из ведущих речевых патологий среди всех существующих.
Речь детей с ОНР характеризуется наличием низкого словарного запаса, несовершенством фонетико-фонематических процессов, дети не понимают значение бытовых слов. Все это отрицательно сказывается не только на развитии речи ребенка, но и на общем состоянии организма ребенка.
Поскольку основой речевой организации человека является лексика, различные недостатки в ее функционировании значительно усложняют процесс общения и социальной адаптации. Особенности речевого развития учащихся с общим недоразвитием речи (ОНР) ограничивают способность этих детей понимать речь других, адекватно выражать свои собственные мысли и приводят к отсутствию социальной и повседневной ориентации (В.В. Воронкова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, О.Н. Усанова и др.).
Для детей с этой речевой патологией навыки словообразования существительных и прилагательных развиваются значительно дольше, чем у нормотипичных детей. Это значительно ограничивает возможности детей в самостоятельном познании окружающего мира, самих себя и в развитии человеческих отношений (А.К. Аксенова, Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, А.Г. Зикеев, Т.Н. Иванонва, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, З.Н. Смирнова, Е.Ф. Соботович, Н.В. Тарасенко и др.).
Таким образом, актуальность темы исследования определяется с нескольких сторон:
– социальной – между необходимостью развития навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов как условия общего речевого развития ребенка и социализации ребенка с ОНР;
– педагогической – между необходимостью осуществления индивидуального маршрута коррекционной работы с дошкольников с ОНР в коррекции развития навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов и недостаточным учетом личностно-индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– методической – между выявлением и обоснованием методов, форм и средств коррекции развития навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов у дошкольников с ОНР.
Цель исследования: экспериментально выявить особенности развития словоизменения существительных, прилагательных, глаголов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: процессы словоизменения существительных, прилагательных, глаголов в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности развития словоизменения существительных, прилагательных, глаголов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. На основе теоретического анализа литературы, посвященной проблеме развития словоизменения рассмотреть сущность данного понятия и развитие навыков словообразования у детей дошкольного возраста;
2. На основе теоретического изучения литературы, посвященной проблеме развития словоизменения выделить основные факторы, причины недоразвития навыков словообразования существительных, прилагательных, глаголов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Теоретической базой исследования: являются труды отечественных специалистов в области развития понимания речи у детей с общим недоразвитием речи (Р.И. Лалаева, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Г.А. Волкова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.).
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
-эмпирические – педагогическая диагностика, качественная и количественная оценка результатов.
База исследования:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе выделены и описаны основные причины недоразвития словоизменения существительных, прилагательных, глаголов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Описаны распространенные ошибки в части словоизменения существительных и прилагательных у детей данной речевой патологией.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что в работе была проведена диагностика сформированности навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов у дошкольников с ОНР, результаты которой могут быть полезны воспитателям, логопедам при работе с детьми.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Формирование навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов у детей дошкольного возраста в онтогенезе
В настоящее время многие авторы в психолингвистической, психолого-педагогической и лингвистической литературе подчеркивают, что словоизменительный компонент языковой способности является не первым у ребенка, а продуктом развития и возникает в определенный период развития.. В связи, с одной стороны, с процессом общения взрослых и ребенка, с другой стороны, процессом развития субъекта и познавательной деятельности ребенка (А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.).
Словоизменение в русском языке характеризуется большим разнообразием флексий, которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имен и спряжений глаголов. Из-за сложности флексийной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения. Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.
Как указано в исследованиях А.Г Тамбовцевой, Т.Н. Ушаковой, С.Н. Цейтлина, А.М. Шахнарович при словоизменении ребенок анализирует предметы, знаки, окружающую действительность, соотносит их с единицами и элементами, вычленяет важные компоненты слова (морфемы), связывает определенное значение морфемы с ее звучанием, семантикой [17], [20]. Поэтому словоизменение тесно связано с познавательными процессами, мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. С одной стороны, они повышают словоизменительную активность, с другой стороны, навыки словоизменения требуют вовлечения более сложных познавательных процессов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. – СПб : Речь, 2011. – 144 с.
2. Григорьева, Ю.В. Сравнительный анализ состояния компонентов речевого общения у старших дошкольников в норме и при общем недоразвитии речи i уровня / Ю.В. Григорьева, Н.Е. Попова, В.А. Дубовская // Вестник Курганского государственного университета. – 2018. – №4 (51). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-sostoyaniya-komponentov-rechevogo-obscheniya-u-starshih-doshkolnikov-v-norme-i-pri-obschem-nedorazvitii-rechi-i (дата обращения: 20.12.2023).
3. Гущина, Ю.Р. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи / Ю.Р. Гущина, Т.В, Туманова, Т.Б. Филичева // Современные проблемы науки и образования. – 2014 – № 6 – С. 12-13.
4. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей : Учеб- метод. пособие / Н.С. Жукова. – М., 2011 – 96 с.
5. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А Земская. М.: Просвещение 2005 – 460с.
6. Зотеева, О.С. Особенности формирования словообразования существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О.С. Зотеева, А.В. Пауесова //Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей / научный редактор О.Г. Нугаева. – 2013 – 143-146.
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.
8. Козлова, А.Ю. Формирование у детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи навыков словообразования средствами информационно- коммуникационных технологий / А.Ю. Козлова //Научное отражения. – 2016 – № 1(1). – С.20-23.
9. Кубрякова, Е.С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования / Е.С, Кубрякова. – М.: Знак, 2012 – 208 с.
10. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схема: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия» / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова // Университетская библиотека онлайн. М., 2019. – [Электронный ресурс]. – URL: http :// biblioclub. ru/ (дата обращения 19.12.2023).
11. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / М.И. Лисина // под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151.
12. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. – СПб: Детство-Пресс, 2016. – 128 c.
13. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / сост. Л.П. Казанская, Р.А. Кан. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012 – 238с.
14. Тамбовцева, А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]. URL: http://www.bankreferatov.ru/referats/ (дата обращения: 19.12.2023)
15. Туманова, Т.В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи / Т.В. Туманова. – М., 2005 – 144 с.
16. Туманова, Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: дис. ... д-ра пед. наук / Т.В. Туманова. – М., 2005 – 397 с.
17. Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников. – 4-е изд., перераб / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2017. – 96 с.
18. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М.: 2020. – 314 с.
19. Шахнарович, А.М. К проблеме языковой способности (механизма)/ А.М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/533680/ (дата обращения: 19.12.2023)
20. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – М: Владос, 2000 – 240 с.