Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время увеличилось количество детей с речевыми нарушениями, которые имеют существенные отклонения в звукопроизношении. Одним из отклонений является межзубное произношение разных звуков. В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др.). Но тем не менее остро встает вопрос об обобщении теоретического и разработке практического материала, направленного на исправление межзубного произношения. Желательно, чтобы данные материалы были системными, описывающими и охватывающими весь коррекционный процесс. Это позволило бы логопеду дать возможность для быстрого и эффективного выбора методики для конкретного ребенка.
Несформированность правильных артикуляционных укладов проявляется в том, что язык просовывается между верхними и нижними резцами, образуя с ними плоскую щель, спинка опущена, воздушная струя рассеяна, в результате при произношении наблюдается «шепелявый» звук. В своих работах Г.В. Чиркина указывала на то, что различные искажения звуков, в том числе межзубное произношение, не оказывают влияния на усвоение детьми письменной речью, но иногда могут влиять на коммуникативные процессы. Процесс фонемообразования в таких случаях не задерживается. Несмотря на отклонения в формировании языковых средств письменная речь вследствие межзубного произношения не страдает.
Исследованием этих нарушений речи занимались следующие авторы: Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Архипова Е.Ф. и др. В настоящее время системы логопедической работы с детьми со стертой дизартрией разработаны, но недостаточно. В практике логопедической работы существует проблема подбора и разработки системы игровых заданий и упражнений, направленных на закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на логопедических занятиях. Поэтому разработка системы логопедической работы по развитию фонетической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии и дислалии посредством комплексного применения речевых игр и упражнений является актуальной.
Цель исследования: анализ фонетической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии, а также дислалией посредством комплексного применения игр и речевых упражнений.
Объектом исследования являются отклонения от нормального развития речи в виде стёртой дизартрии и дислалии.
Предметом исследования является дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и дислалии.
В соответствии с целью, предметом и объектом в исследовании ставились и решались следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить уровень сформированности фонетической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии, и с дислалией.
Глава 1. Диагностика стёртой дизартриии
1.1.Понятие стёртой дизартрии как патологии речевого развития детей
В логопедической работе особо важным является понимание основных принципов, как устойчивых требований для успешного обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Эти принципы были разработаны учеными, которые стояли у истоков отечественной логопедии: Р.Е. Левиной, Н.А. Власовой, М.Е. Хватцевым. С течением времени они систематизировались, уточнялись и дорабатывались.
Любая система обучения в большей или меньшей степени строится на основе принципа дифференцированного подхода. Целевой ориентацией данного подхода являются обучение каждого дошкольника на уровне его возможностей и способностей и приспособление обучения к особенностям различных групп.
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Практика показывает, что стертые формы дизартрии довольно часто смешивают с дислалией. Однако при детальном изучении встречаются различия. Впервые на это обратил внимание Г. Гуцман, доказав, что, например, коррекция звукопроизношения в отличие от дислалии при дизартрии вызывает определенные трудности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ : Астрель, 2006. - 320 с.
2. Белова-Давид, Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей / Р.А. Белова-Давид // Нарушение речи у дошкольников. - М. : Просвещение, 1969. - С. 11-47.
3. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с. : ил.
4. Гриншпун, Б.М. Дислалия / Б.М. Гриншпун // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. Т. 1 / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997.- С. 108-119.
5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 240 с.
6. Дружинина, Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией: дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Дружинина. - М., 2000. - 160 с.: ил.
7. Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л.В. Лопатина // Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С. 177-182.
8. Мартынова, Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей дислаликов и дизартриков / Р.И. Мартынова // Очерки по патологии речи и голоса. - М.: Учпедгиз, 1967. - Вып. 3. - С. 98-111.
9. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией / Р.И. Мартынова // Расстройства речи и методы их устранения / под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1975.- С. 79-91.
10. Мелехова, Л.В. Дифференциация дислалий / Л.В. Мелехова // Очерки по патологии речи и голоса / под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 1967. - С. 77-97.
11. Панченко, И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и ди- зартрических нарушениях речи / И.И. Панченко // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. - М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1973. - С. 152-160.
12. Сизова, Э.Я. О механизме бокового сигматизма / Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1979. - С. 89-98.
13. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 1974. - № 4. - С. 20-26.
14. Щербак, С.Г Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами: дис. канд. пед. наук / С.Г Щербак. - М., 2011. - 170 с.