Фрагмент для ознакомления
2
1 Психолого-педагогические особенности изобразительной деятельности дошкольников ЗПР и нормы развития
1.1 Значение изобразительной деятельности и психофизиологические механизмы становления изобразительной деятельности в дошкольном детстве
Изобразительная деятельность – это деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя фантазию, реализуя свою идею, самостоятельно находя средства для ее реализации.
Это сложная синтетическая деятельность, в которой раскрывается формирующаяся личность ребенка и которая оказывает существенное влияние на формирование личности. Детские рисунки выражают их двигательный опыт и представления об окружающем мире, отражая особенности детского восприятия и мышления, отношение ребенка к нарисованному, эмоциональные впечатления, вызываемые предметами и событиями.
Формирование и развитие личности ребенка носит комплексный характер. Важную роль в этом играет эстетическое воздействие природы, вещей на младшего школьника, правильно организованная его учебная и трудовая деятельность, общение в коллективе сверстников в различных бытовых ситуациях.
Однако, несомненно, одним из наиболее эффективных процессов является художественное воспитание ребенка, поскольку в результате целенаправленного воздействия на различные виды искусства у детей младшего школьного возраста развиваются художественное чувство и вкус, любовь к прекрасному, способность понимать и насладиться 55 произведениями искусства, а также возможностью реализовать себя посредством творчества.
Основная роль в формировании эмоциональной сферы ребенка принадлежит искусству, именно формирование любви к прекрасному лежит в начале организации работы по эстетическому воспитанию. В младшем школьном возрасте это влияние особенно сильно: искусство по своей сути эмоционально образно, а значит, непосредственно воздействует на психику детей. В силу своей специфики различные виды искусства становятся особым средством обучения, воспитания, а главное – средством развития ребенка.
Особенность изобразительной деятельности состоит в том, что ее продукт – рисование, лепка, аппликация, конструирование – не исчезает в момент прекращения деятельности, ребенок имеет возможность рассматривать, показывать, обсуждать или совершенствовать эту работу, образ произведения. долго живет в его сознании и психике [1; 4].
Изобразительная деятельность – это образное познание действительности, особенное для детей младшего школьного возраста. Он оказывает серьезное влияние на развитие таких познавательных процессов, как ощущение, мышление, память, восприятие, внимание и наблюдательность, которые напрямую связаны с сознанием ребенка. Познавательные процессы у человека развиваются на протяжении всей жизни, но наиболее активным периодом является детство, а именно первые десять лет.
Основы формирования творческой личности ребенка закладываются еще в дошкольном возрасте. Самое доступное занятие в этот период – рисование. Создавая рисунок, ребенок тем самым выражает те понятия и представления, которые сформировались у него в процессе познания мира. Он делает это через художественное творчество, выражая свое личное отношение к окружающему миру, расставляет приоритеты, показывая, что для него важно, а что второстепенно, и делает это с помощью художественных выразительных средств.
В руках специалистов рисунок выступает серьезным диагностическим инструментом, позволяющим взрослым понять внутренний мир ребенка. Уроки изобразительного искусства, обладающие огромным развивающим потенциалом, наиболее успешно решают задачи эмоционально-эстетического воспитания, как и другие дисциплины образовательной области «Искусство».
Задачи, обозначенные в предметной и надпредметной части занятий всеми программными материалами, четко поставлены и направлены на воспитание высших эстетических и нравственных чувств, воспитание трудолюбия и формирование практических навыков. Однако следует отметить, что это сложный процесс, поскольку он включает в себя все параметры эстетически развитой личности – эстетическое сознание (потребности, вкусы, идеалы, интересы и убеждения), эстетические чувства и эстетическую деятельность.
Для дошкольника, все эти параметры имеют возрастные особенности. Проще говоря, личность ребенка находится в самом начале пути, и педагог обязан учитывать эти особенности при организации процесса эстетического воспитания дошкольников средствами художественной деятельности.
В процессе изобразительной деятельности закладываются навыки самоконтроля. Рисуя или изготавливая модель из пластилина, дошкольник постоянно сверяет свой результат с тем, как он представляет изображение. Это важнейшее достижение формирования личности и незаменимое качество при организации самостоятельной деятельности в будущем.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют развитию руки ребенка, особенно мышц кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.
Дети, познавая окружающий мир, стараются отобразить его в своей деятельности – играх, рисовании, лепке, рассказах, рисунках и т. д.
Научить ребенка видеть мир – одна из задач педагога. А это значит формировать у детей наблюдательную способность понимать увиденное, т. е. развивать у детей способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
По мнению Т.С.Комаровой и А.И.Савенкова, ребенку необходимо овладеть приемом, чтобы он мог свободно использовать его при решении различных изобразительных задач [24].
Воспитатель показывает, какие действия необходимо выполнить. Для закрепления изображения движения руки вызовите на показ двух-трех ребят, а затем предложите всей группе «рисовать» карандашом в воздухе. После этого дети могут рисовать на бумаге. При повторении изобразительных действий формируется свобода движений, уверенность в движениях рук, зрительные навыки. Это доставляет детям радость, вызывает чувство удовольствия, желание рисовать. В результате развивается положительное отношение к этой деятельности [5].
Чтобы овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться рационально держать карандаш, кисть, необходимо, чтобы ребенок правильно воспринимал способы действия при рисовании со стороны взрослого. Показ взрослому – это образец действия, которому нужно следовать и усваивать его только через обучение.
Любая деятельность требует особого вида движения. В изобразительной деятельности развиваются движения рук, связанные с процессом создания изображения. Так, на занятиях в детском саду ребенок осваивает сложные и тонко дифференцированные навыки и умения, связанные с использованием определенных инструментов и инструментов - карандаша, кисточки, ножниц, стеков, требующие точной координации движений под контролем зрения.
Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно от урока к уроку, а педагог постоянно учит их правильным способам действия.
Для рисования в детском саду можно предоставить различные материалы: цветные карандаши, краски (гуашь, акварель), цветные восковые мелки, фломастеры, угольный карандаш. Дети знакомятся с техникой использования материалов, их выразительными возможностями. Как правило, вначале (в младших группах) на занятиях учитель определяет материал. Постепенно, по мере освоения детьми разных материалов, педагог подводит их к осознанному выбору материала для рисования. Каждый раз ребенок должен пробовать, искать, решать, какой материал он может использовать, чтобы получить более выразительное изображение. Обучение детей приемам рисования, понимание свойств различных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать различные материалы при создании изображений, несомненно, обогатят их рисунки [5,10,15].
Дошкольники могут овладеть зрительными навыками. В 2-3 года ребенок легко осваивает навык правильного держать карандаш и кисть, а также пользоваться ими. Ребенок начинает понимать, что следы, оставленные карандашом, могут что-то изображать, и по своей просьбе или по предложению взрослого пытается нарисовать какой-либо предмет, тогда его занятие приобретает изобразительный характер. У ребенка есть цель, задача, которую он стремится реализовать.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка начинает приобретаться фантазия. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своего произведения, знакомить с новыми образами.
Важную роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.
Таким образом, в деятельности ребенка присутствует и первый период творческого процесса — появление идеи. Чем меньше ребенок, тем быстрее он начнет осуществлять задуманное. Он еще не может предвидеть исход работы и ход ее выполнения. Предварительное мышление, планирование работы сочетаются с процессом исполнения [24].
В процессе работы ребенок реализует эту идею, дополняя ее в соответствии с содержанием. Выразительность изображения достигается за счет изображения деталей и дополнительных предметов, создающих обстановку.
Особенно доступным для дошкольника средством выразительности является использование цвета. Цветовые контрасты используются для того, чтобы выделить главное в картине; цвет передает настроение: темные, приглушенные тона – в картинах грустного содержания, яркие, насыщенные – в радостных.
Еще одним средством выразительности, используемым дошкольником, является линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, близкие ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые события, по его мнению, изображает нарочито небрежной линией [44].
Дошкольники часто используют прием гиперболизации (преувеличения некоторых признаков). Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, по их мнению, особенно значимо.
Для старших дошкольников характерно то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, сохраняя, однако, чувство равновесия и композиции. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет перекрывает часть другого.
Познакомившись со многими цветами, дети 4-5 лет часто используют их как выразительное средство в декоративном плане.
Постепенно старшие дошкольники отходят от декоративного раскрашивания, осваивая разные оттенки. С развитием восприятия и эстетического чувства они начинают использовать цвет для передачи настроения изображения. Однако они по-прежнему используют цвет эмоционально: то, что им нравится, окрашено в яркие цвета, нелюбимые, страшные образы — в темные [15, 44].
Представление динамического состояния изображаемого предмета также является одним из выразительных средств, используемых ребенком.
Если в младшем возрасте движение не изображается, то дети старшего возраста видят изображение движущихся предметов, что может сделать изображение выразительным [11].
Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая детей в этот процесс, вызывая у них восторг, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых зон. Для этого в оформлении группы можно использовать индивидуальные и коллективные рисунки, созданные детьми.
Особое значение имеет рассмотрение изображений, созданных детьми, и их оценка. Приобретенные знания, навыки и умения позволяют им осознанно оценивать получаемые изображения. Со временем из общей оценки «нравится», «красиво» необходимо подвести детей к выделению тех качеств изображения, которые составляют его красоту, вызывают чувство удовольствия. Для этого интерес детей должен быть направлен на то, как выглядит созданное изображение: какова форма, размер, расположение частей, как переданы характерные детали. Каждое занятие заканчивается оценкой работы детей.
Творческая деятельность характеризуется интересом к художественной деятельности, увлеченностью ею, поэтому необходимо формировать такие качества личности, как трудолюбие, настойчивость, настойчивость в достижении наилучшего результата [5,24].
1.2 Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР
Современное общество испытывает потребность в творческих, творческих личностях, поскольку они обладают более высоким уровнем адаптации к новым условиям жизни, что в большей степени соответствует постоянно меняющемуся и обновляющемуся миру [7, с. 148]. Одной из форм, способствующих развитию творческого потенциала человека, является изобразительная деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анциферова, Н.Г. Необыкновенное рисование [Текст]/Н.Г. Анциферова // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 7 - С. 39-41.
2. Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3 - 5 лет: методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2018. - 72с.
3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольника. - М.: ЯАСТ, 2019. - 85с.
4. Бергсон А. Собр. соч.: В 4 т. / Пер. сфр. М.: Мысль, 1992. Т. 1.
5. Борякова, Н. Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. - 2017. - №2. - С. 23 - 35.
6. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2022. – 64 c.
7. Василенко, П.Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности [Текст] / П.Г. Василенко // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 8. - С. 148-151.
8. Вершинина, Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности как научная дисциплина: Информационная модель развития: Монография. – СПб.: Изд-во «Милена», 2017.
9. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст]/ Т.А.Власова, М.С. Певзнер - М., 2021.
10. Воробьева, И. «Развитие интереса к действиям с красками» //Дошкольное воспитание – 2029. – № 5.
11. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». – 2006 г.
12. Дети с задержкой психического развития [Текст] /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 2019.
13. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019.-152с.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2022. — 464 с.: ил.
15. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: науч.-метод.пособие [Текст] /Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - СПб. : КАРО, 2022. - 330 c.
16. Екжанова, Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей с ЗПР шестилетнего возраста // Дефектология. — 1989. — № 4.
17. Екжанова, Е.А. Диагностико-прогностический скрининг на начальных этапах обучения. — М., 2020.
18. Загвоздкин, В.А. «Принципы вальдорфкой педагогики.Методика обучения и необходимые условия воспитания», М,: Деметра, 2017г.
19. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - 349 с.
20. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» ООО «ТЦ Сфера», 2009г.
21. Казакова, М.А. Методическая разработка «Рисунок как средство диагностики психического развития дошкольников в условиях ДОУ» [Текст]//Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. — СПб.: СатисЪ, 2018. — С. 74-77.
22. Карачарова, И. А. Изобразительная деятельность как средство коррекции развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / И.А. Карачарова, А.А. Акулич. // Дошкольная педагогика. – 2018. – № 2. – С. 34-38.
23. Карачарова, И.А. Клякса, клякса! Как же ты прекрасна!: Изобразительная деятельность как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Дошкольное образование //Первое сентября. - 2018. - № 2 - С. 28-29.
24. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в д/с: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.
25. Коротеева А. М., Серебреникова Ю. В. Использование арт - терапии в психолого - педагогическом сопровождении детей младшего школьного возраста с ЗПР // Развитие современного образования: от теории к практике. – 2018 г. – С. 95 - 98.
26. Купинская, Т.Л. Понятие изобразительной деятельности и ее развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Т.Л. Купинская // Современный ребенок развитие - воспитание - социализация : материалы IV Междунар. студ. электрон. науч. конф. «Студенческий научный форум», 15 февраля-31 марта. - Нижневартовск, 2012. - С. 1-4.
27. Курочкина, Н.А. Библиотека программы «Детство». С-Пб., 2017.
28. Кушнир, Г. В. Особенности занятий по изобразительной деятельности с детьми с ЗПР [Текст] / Г. В. Кушнир // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - № 2. - С. 23-24.
29. Лапшин, В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 2021.
30. Лебедева, Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие). - М.: - Классике Стиль, 2019. - 72 с:ил.
31. Лубовский, В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. — 1994. — № 1.
32. Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» 2010г.
33. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2021. – 400 c.
34. Медведева, Е. А. Развитие творческого потенциала дошкольников и младших школьников с ЗПР средствами искусства [Текст] / Е. А. Медведева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - № 4. - С. 24-28.
35. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. 2020. № 3.
36. Переслени, Л. И. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Л. И. Переслени. и др. // Вопросы психологии. – 2021. – № 1.
37. Психология детей с задержкой психологического развития. Учебное пособие / Соколова Е. В., Дмитриева Н. В., Большунова Н. Я. - Соколова Е. В., 2018. – 335с.
38. Стребелева, А.В. Закрепина //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 4. – С. 24-32.
39. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / Стребелева. . Е.А.. и др. – М. : Академия (высшее образование), 2021. – 312 c.
40. Финохина, О. А. Особенности изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития / О. А. Финохина, М. И. Бекирова // Социально - педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : сборник статей по материалам III Международной научно - практической конференции: в 2 частях, Ялта, 16–18 мая 2019 года / Гуманитарно - педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». – Ялта: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2019. – С. 204 - 206
41. Чабанова, А. П. Примерное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности с детьми ЗПР во второй младшей группе [Текст] / А. П. Чабанова, Т. И. Джиоева // Логопед в детском саду. - 2020. - № 2. - С. 56-86.
42. Щипакова И.А. Актуальность формирования творческого воображения у младших школьников в современном мире // Начальная школа плюс до и после. – 2014 г. - № 4. – С. 77 - 79.