Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное образование в настоящее время рассматривается как процесс становления личностью, приобретения определенных навыков и компетенций, которые она может использовать в повседневной жизни. Поэтому в обучении существует необходимость использования таких систем, методов и технологий обучения, которые улучшат познавательные, коммуникативные и многие другие способности учащихся.
В педагогической литературе описано множество способов организации обучения (в зависимости от уровня активности учащихся, уровня вовлеченности в продуктивную деятельность, дидактической цели, методов организации и т. д.). При компетентностном подходе они ориентированы на развитие познавательных способностей учащихся и их активности в процессе обучения. Источник образовательной активности можно определить как черту личности, которая приобретается и развивается в процессе организованного познания.
Поиск новых форм и методов обучения является предпосылкой успешного современного образования, направленного на формирование разносторонне развитой личности, способной жить и работать в постоянно меняющемся мире. Поэтому в методике обучения особое внимание уделяется исследованию методов и форм активного обучения, при которых будет обеспечен высокий уровень эффективности учебной деятельности учащихся.
Основные методологические новшества сегодня связаны с внедрением интерактивных методов. Тенденция перехода от коммуникативного подхода к его разнообразию - интерактивный подход - была предложена западными методистами. Чаще всего учителя проводят уроки традиционным способом, где главным действующим лицом является сам учитель, а ученики являются пассивными участниками учебного процесса. Такие методы плохо мотивируют детей работать в классе, также можно наблюдать потерю интереса к языку в целом.
В качества источника активности также могут выступать формы и способы работы преподавателя, активизирующие процесс обучения. В теоретических обзорах литературы, представленных Т.С. Паниной, Г.К. Селевко подчеркивается, что широкий ряд исследователей (Б.Ц. Бадмаев, С.М. Кашапов, А.М. Смолкин, Л.Г. Семушина, В.А. Скакун, С.Д. Смирнов, А.П. Панфилова и др.) выделяют в ряду активизирующих методов интерактивные методы обучения.
Проблема исследования: какова специфика и условия успешного применения интерактивных методов обучения в современной школе?
Объектом исследования является образовательный процесс в современной школе.
Предмет исследования – использование интерактивных методов обучения в современной школе.
Цель курсовой работы: теоретико-методологическое обоснование использования интерактивных методов обучения в современной школе.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятия «технология»;
2. Определить сущность, задачи и функции интерактивного обучения;
3. Раскрыть специфику интерактивных методов обучения;
3. Описать современные интерактивные технологии и особенности их использования на уроках в школе.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы авторов в области использования интерактивных методов обучения в современном образовании (С.С. Кашлев, А.П. Панфилова, А.Ю. Прилепо, Н.Х. Толстых и др.).
Методы исследования. Для достижения выдвинутой цели и для решения поставленных задач в работе использовались: изучение и анализ литературы и интернет-источников по теме исследования; синтез, сравнение и обобщение.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности и содержания интерактивных методов обучения, в обобщении теоретических исследований по данной проблеме.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании его результатов в практической работе учителей с целью повышения познавательной активности школьников.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
1.1 ПОНЯТИЕ О ТЕХНОЛОГИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Чтобы дать определение педагогической технологии, определим значение понятия технологии, для этого обратимся к определению из толкового словаря. Технология — это метод, используемый в любом бизнесе, навыке или искусстве.
Следующий исследователь И.П. Волков определяет педагогическую технологию как описание процесса достижения планируемых результатов обучения .
По В.М. Монахову педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя .
Важнейшие черты педагогических технологий:
1. Технология разработана по определенному педагогическому плану, в основе которого лежит определенная методологическая, дидактическая, психологическая, философская позиция авторов или коллектива авторов.
2. Его технологическая цепочка предметных мероприятий, операций и коммуникаций полностью реализована до принятых целей и ожидаемых результатов.
3. Педагогическая технология учитывает взаимосвязанную деятельность учителя и ученика, возможности индивидуализации и дифференциации, использование технологий, в том числе компьютерных средств обучения.
4. Любая технология обучения разрабатывается и реализуется для решения многокритериальной задачи с максимальным планируемым результатом при минимальных затратах и усилиях.
5. Педагогические технологии предназначены для воспроизведения любым учителем и обеспечения достижения желаемых результатов всеми учащимися.
6. Технологии обучения, безусловно, включают в себя различные диагностические (дидактические, психологические, социометрические и др.) процедуры, критерии, показатели и средства измерения результатов деятельности субъектов педагогического процесса .
Педагогические технологии можно рассматривать в трех направлениях:
1. Научное направление, где педагогическая технология является частью педагогической науки, направлено на разработку целей, содержания и методов обучения в аспекте проектирования педагогических процессов.
2. Деятельностное направление, где педагогическая технология рассматривается в контексте осуществления педагогического процесса, где раскрываются все личностные, инструментальные и методические педагогические мероприятия.
3. Процессуальная направленность, где педагогическая технология представляет собой описание процесса, целей и способов достижения запланированных результатов процесса обучения .
Технологии можно классифицировать по многим критериям.
По уровню применения на общепедагогические (общедидактические), частнометодические и локальные.
По организационным формам подразделяются на классно-урочные, альтернативные, академические, клубные, индивидуальные, групповые, интерактивные технологии, технологии дифференцированного обучения .
По подходу к ребенку бывают авторитарные, технологии сотрудничества, свободное воспитание, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, массовые технологии, технологии продвинутого образования и технологии компенсирующего обучения.
По характеру содержания и структуры бывают обучающие, воспитательные, светские, религиозные, общеобразовательные, профессиональные, гуманистические, технократические, монотехнологии и политехнологии и проникающие.
Иными словами, можно отметить, что педагогическая технология выступает как наука, исследующая самые эффективные пути обучения и способы, и принципы, реализуемые в процессе обучения. На следующем этапе педагогические технологии классифицируются по целям, содержанию, применяемым методам и средствам. Большинство из них сходятся по некоторым параметрам, но имеют и различия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадарч Д. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
3. Бим И.Л. Личностно ориентированный подход – основная стратегия обновленной школы. Иностранные языки в школе. - М.: Просвещение, 2002. - 214 с.
4. Васильева И.Б., Шафоростова В.М. Создание и проведение ролевых игр на уроках английского языка : Методические рекомендации для преподавателей. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. – 157 с.
5. Гальскова Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации : Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. - Москва : Тезаурус, 2013. - С. 25-34.
6. Глусова Е.Е. Теоретическое обоснование проектной деятельности в начальной школе // Классный руководитель - 2015. - № 6. - С. 54-59.
7. Грешных А.А., Рева Ю.В., Яхонтова О.Н. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». - 2020. - №4. - [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metodov-problemnogo-obucheniya-v-prepodavanii-uchebnyh-distsiplin (Дата обращения 22.12.2023).
8. Гричановская Е.С., Колупева А.П. Интерактивные технологии обучения иностранным языкам: особенности применения на уроке // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Личность как объект психологического и педагогического воздействия» (11 июня 2018 г., г. Тюмень). - Уфа: ОМЕГА САЙНС. – 2018.
9. Гущин В.Ю. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 2.
10. Долгоруков А. М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] URL: //evolkov.net/case/case.study.html (Дата обращения 21.12.2023).
11. Дьяченко В.К. Коллективно-групповые способы обучения /// Педагогика, 1998. – № 2. – С.43-45.
12. Ефимова Ю.К. Ролевая игра как эффективное средство развития иноязычной речи : на материале английского языка : дис. ... канд. пед. наук. Южно - уральский фед. гос. гум. пед. ун-т – Челябинск, 2021. – 47 с.
13. Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учебное пособие для слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров образования. - 2 изд. - Мн.: Аверсэв, 2004 - 336 с.
14. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие. - Минск: ТетраСистемс, 2013 - 224 с.
15. Киселёв Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании. – М.: Дашков и К’, 2014. - 304 с.
16. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 1989. – № 4. – С. 14-16.
17. Кривова Л.П. Значимость проектной деятельности в формировании познавательных интересов и действий // Молодой ученый - 2016. – №9. – С. 50-57.
18. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. М., 2020. - 112 с.
19. Монахов В.М. Педагогическая технология профессора В.М. Монахова // Спец. выпуск «Педагогического вестника» - Успешное обучение, 1997.
20. Никишина И.В. Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования. Методическое пособие. – Волгоград, 2001. – 94 с.
21. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
22. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. – М.: Академия, 2009.
23. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2008. - 272 с.
24. Прилепо А.Ю. Активные и интерактивные методы образования в подготовке преподавателей дошкольной педагогики и психологии / // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – №6. – С. 102-107.
25. Рабинович Ф.М. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению. – М.: Просвещение, 1983. – 68 с.
26. Рыжкова А.С. Ролевая игра как средство развития умения диалогической речи на среднем этапе обучения иностранному языку (английскому) : на материале английского языка: дис. ... канд. пед. наук. Фед. гос. урал. пед. ун-т – Екатеринбург, 2018. – 82 с.
27. Стребна О.В., Соценко А.О. Интерактивные методы обучения в практике работы средней школы. - Харьков: изд. группа «Основа», 2015. - 176 с.
28. Сурхаев М.А., Ниматулаев М.М., Магомедов Р.М. Модернизация системы подготовки будущих учителей в условиях информационно-образовательной среды // Наука и Мир. - 2016. - Т. 3. - № 2. - С. 96—97.
29. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 2. - С. 2–9.
30. Толстых Н.Х. Интерактивные приемы школьного обучения. - М.: Просвещение, 2013 - 45 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 31 с.