Фрагмент для ознакомления
2
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Анализ понятие дуальное обучение в условиях реализации ФГОС СПО
Компетентный специалист всегда рассматривает собственную трудовую деятельность как проект будущего, с определённой позиции, нравится ли ему заниматься тем, чем он занимается. Профессионально подготовленный сотрудник будет не только эффективно и плодотворно трудиться, принося прибыль организации. он всегда будет стремиться к обучению и самообучению, поскольку сегодня каждый понимает насколько быстро изменяется современное производство. Успех любой организации всегда зависит от работающих в ней сотрудников.
Современный образовательный процесс сегодня регламентирован требованиями ФГОС СПО. В качестве образовательного результата в ФГОС рассматриваются знания, умения, практический опыт и сформированные общие и профессиональные компетенции. Под знаниями понимаются полученные в процессе обучения теоретические и практические знания, которые позволят в дальнейшем студенту наиболее эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Дуальное образование – это вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит, в основном, на рабочем месте, а теоретическая часть – на базе образовательной организации.
Для системы СПО характерна компетентностная образовательная модель, которая в качестве конечного образовательного результата подразумевает формирование общих и профессиональных компетенций субъекта профессионального образования. Рассмотрим в общих чертах роль обучающей, воспитывающей и развивающей функций производственного обучения. Под функцией понимают однородную по содержанию группу устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для конкретной категории профессионально-педагогических работников.
1. Обучающая функция производственного обучения. Предполагает формирование профессиональных знаний, умений и навыков в рамках заданного ФГОС СПО. При этом подразумевает планирование, подготовку, осуществление, контроль и обслуживание производственного процесса по профессии, или группе профессий. При этом происходит формирование общепрофессиональных и политехнических умений и навыков, которые обеспечивают широту профиля подготовки. Сформированные в ходе обучающей функции умения позволяют применять полученные знания для реше¬ния учебно-производственных задач. Формируется готовность к овладению новой техникой и технологиями и определенный профессиональный опыт, обеспечивающий владение полученной профессией, или специальностью [12]. Можно говорить о том, что обучающая функция заключается в формировании у студентов системы научных, технологических и производственных знаний, которые способствуют формированию профессиональных умений, навыков и компетенций для решения учебных и производственных задач.
2. Воспитывающая функция производственного обучения подразумевает следующее:
-воспитание уважения к труду и своей профессии;
-воспитание высоких нравственных качеств будущего специалиста;
-воспитание чувства коллективизма, товарищества и готовности к профессиональному и социальному общению;
-воспитание у студента трудовой дисциплины, добросовестности, ответственности и инициативы;
-формирование у студента норм и правил поведения в социуме.
Воспитательная функция является объективной закономерностью и неотъемлемой составной частью процесса производственного обучения. Обучение постоянно воспитывает учеников. При этом основная задача мастера производственного обучения максимально использовать и разви-вать воспитательные возможности и ресурс производственного обучения. Можно говорить о том, что воспитательная функция производственного обучения направлена на воспитание у студентов личностно и профессионально значимых качеств, которые позволяют судить о профессиональной и социальной компетентности будущего специалиста.
3. Развивающая функция производственного обучения подразумевает следующее:
-формирование и развитие рациональных приемов технического мышления студентов;
-развитие познавательной активности и учебно-производственной самостоятельности студентов;
-формирование и развитие творческого мышления учеников в процессе профессионального обучения и производительного труда;
-развитие познавательных и профессиональных интересов и способ-ностей обучающихся;
-развитие внимания, наблюдательности, воли, настойчивости при достижении поставленной цели;
-развитие навыков самообразования и самосовершенство¬вания в процессе производственного обучения;
- формирование и развитие культуры учебно-производственного труда в процессе производственного обучения.
Как уже было отмечено, обучение, воспитание и развитие представляет собой триединую образовательную цель. Не бывает обучения без воспитания и воспитания без обучения. При этом всегда проистекают процессы развития того, или иного личностного, или профессионального аспекта ученика. Необходимо отметить, что в процессе производственного обучения на первый план выступают умения и навыки выполнения технических расчетов, планирование и организация труда, контроль хода и результатов технологического процесса [3].
Целью внедрения в образовательный процесс элементов дуального обучения является совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов непосредственно на рабочем месте. Учебная и производственная практики полностью ориентированы на профессиональную адаптацию студентов на конкретные рабочие места и в конкретных коллективах. Существует школа наставников уже на многих предприятиях отрасли индустрии питания. Обязанности наставника почётны и востребованы. Многие из студентов знают, на каком рабочем месте они будут работать после окончания техникума.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Абубакирова, К.Э. Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры [Текст] / К.Э. Абубакирова, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С.556-558.
2. Алапьева, В. Г. Методические рекомендации по организации учебно–технических и деловых игр [Текст] / В. Г. Алапьева. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192 с.
3. Айламазьян, А.М. Актуальные методы воспитания и обучения [Текст] / А.М. Айламазьян. - М.: Владос-пресс, 2014. – 285 с.
4. Бельчиков, Я.М. Деловые игры [Текст] / Я.М. Бельчиков // Рига: Авотс. - 2009. - 304с.
5. Белоновская, И.Д. Инженерные игры в педагогической практике [Текст] / И.Д. Белоновская //Высшее образование в России. 2009. №3. - С. 112-119.
6. Волков, И.П. Педагогические технологии [Электроный ресурс] / учебное пособие: Педагогика / И. П. Волков. – 2013. – Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=117 (дата обращения: 25.12.2023).
7. Гусева, Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса [Текст] / Р. П. Гусева. - Среднее профессиональное образование. - 2008. No3 – с 17-20.
8. Гончарик, Н. Г. Цифровые мультимедийные технологии – смысловые средства передачи информационного содержания [Текст] / Проблемы создания информационных технологий: сб. науч. тр. / Н. Г. Гончарик. – 2012. –Вып. 21. – С. 74-76.
9. Ершов, А.П. Информатика и вычислительная техника, программирование [Электронный ресурс] / Архив академика А. П. Ершова, 2011.– Режим доступа: http://www.ershov.ras.ru/russian (дата обращения: 25.12.2023).
10. Зайнутдинова, Л.Х. Электронные учебники в обучении [Текст] / Л. Х.Зайнутдинова. - Оренбург: Вестник ОГУ No5, 2010. – 111 с.
11. Крившенко, Л.П. Педагогика [Текст] /Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, изд. «Проспект», 2005. – 432с.
12. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом [Текст] / Г.И. Кругликов. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
13. Кыверялга, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике [Текст] / А. А. Кыверялга. - учебное пособие: Теория и практика применения ТСО и наглядных пособий в профессиональной школе. - Москва, 2012. – 335 с.
14. Ламака, Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей [Текст] / Ф.И. Ламака.Учебное пособие для нач. проф. образования – 3-е изд., стер. – Москва: Издательский центр "Академия". - 2008. — 224 с.
15. Лернер, И.Я. Сущность и структура процесса обучения. Этапы учебного процесса [Электронный ресурс] / Лернер И.Я., Лихачев Б.Т. Педагогика, 2008. – Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=75#hcq=eCnYNMp (дата обращения: 25.12.2023).
16. Маркова, В.П. Методика преподавания [Электронный ресурс] / В.П. Маркова, Д.К. Советкина.- Российский государственный педагогический университет: 2015. - Режим доступа:/ http://www.studfiles.ru/preview/4225239/page:4/ (дата обращения: 25.12.2023).
17. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс] / Электронный учебно-методический комплекс: 2016. – Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/1513/u_lecture.pdf (дата обращения: 25.12.2023).
18. Подласый, И.П. Общие основы. Процесс обучения [Электронный ресурс] учебник / И. П. Подласый.- Педагогика: 2015. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4189518/ (дата обращения: 25.12.2023).
19. Панфилов, С. А. Применение мультимедийных технологий в учебном процессе высшей школы [Текст] / С. А. Панфилов, Н. Р. Некрасова // Интеграция образования. - 2014. - No 1 (74). - С. 95-101.
20. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст] / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. — М.: Дрофа, 2008. — 312 с.
21. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.
22. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения [Текст] / В.А. Скакун. – Москва, ФОРУМ-ИНФРА-М. - 2007. – 336 с.
23. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учеб. пособие [Текст] / В.А. Скакун. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 336 с.
24. Симоненко, В. Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное
обучение»: В 2-х книгах [Текст] / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2007. - Кн.1 - 174 с.
25. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст] / Н. Е. Эрганова. – М.: Изд. Высшее профессиональное образование, 2007. – 368 с.