Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современной образовательной среде воспитание школьников является частью культуры и основой общегражданского воспитания. Сегодня всё имеет особую актуальность и значимость, поскольку воспитание каждого человека можно рассматривать как основу всех общепринятых человеческих ценностей, таких как образ жизни человека, его духовно-нравственные принципы, права и свободы личности и др.
В обществе сегодня востребована личность, которая в состоянии осознавать свою индивидуальность и неповторимость. Это прежде всего личность, которая обладает потенциалом самореализации. Для воспитания и развития такой личности необходимы условия, способствующие её самореализации.
Успешная самореализация личности в период обучения и после окончания учёбы является важнейшей задачей современной образовательной среды. Но в практике образовательных организаций создание таких условий для самореализации личности обучающегося превращается чаще всего в увеличение объема учебного материала и учебной нагрузки.
Это ведет к утрате познавательной активности и к уменьшению самостоятельности, отказу от творчества в образовательной деятельности у большого числа учащихся. В первую очередь это мешает личностной самореализации субъектов.
Не смотря на подробное описание в психолого-педагогической литературе процессы самореализации субъекта, на практике не всегда понятно, каким именно образом образовательная среда могла быть организована таким образом, чтобы самореализация личности обучающегося была бы обеспечена современными средствами воспитания.
Любая образовательная среда подразумевает реализацию триединой образовательной цели, обучающую, воспитывающую и развивающую. Сегодня проблемы воспитания подрастающего поколения стоят на первом месте, и воспитательный процесс сегодня регламентируют соответствующие нормативно – правовые документы, начиная от федерального уровня и заканчивая локальным уровнем самой образовательной организации.
Воспитательная система каждой образовательной организации сегодня выстраивается на основе программы воспитания и социализации учеников. Период школьного возраста благоприятен для воспитания. Именно школьный возраст детей открывает большие возможности для воспитания в самом широком спектре.
Методологические основы развития и воспитания личности были обоснованы в работах авторов М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др. Проблемы нравственного и этического воспитания школьников рассматривали исследователи В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Е.В. Якобсон и др. Проблемами патриотического воспитания занимались исследователи В.А. Агапова, Е.В. Бондаревская, Н.В. Ипполитова, С.В. Кривых, И.И. Мельниченко и др.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования современных концептуальных подходов к воспитанию обучающихся.
Объект исследования: воспитательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования: способы и методы воспитания в урочной и внеурочной деятельности школьников с учётом современных концептуальных подходов к воспитанию обучающихся.
Задачи:
1. Провести анализ понятия воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС.
2. Рассмотреть формы и методы воспитания в условиях реализации ФГОС.
3. Описать организационно-педагогические условия для воспитания обучающихся.
4. Предложить методические рекомендации по воспитанию обучающихся в образовательной организации в условиях реализации ФГОС.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, обобщение опыта, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС
1.1. Анализ понятия воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС
Для современной образовательной организации характерна общность интересов в ней обучающихся, схожесть образа жизни и социальных возможностей, а также норм поведения и отношений. Для современных учеников образовательная организация – это организационно привлекательная среда, которая способна при определённых условиях стать эффективной образовательной и воспитательной системой, обеспечивающей качественное образование и социальное воспитание [12].
В современной педагогике выделяют следующие концептуальные подходы к воспитанию обучающихся:
1. Личностно-ориентированный.
2. Деятельностный.
3. Аксиологический (ценностный).
4. Культурологический.
5. Гуманистический.
Все эти подходы, так, или иначе отражены в современном воспитательном процессе каждой образовательной организации, поскольку это регламентировано требованием ФГОС на каждом образовательном уровне.
Основу любой воспитательной системы в образовательной организации составляет ведущая целевая установка с соответствующим комплексом задач, которые направлены на развитие личности будущего выпускника. Рационально поставленные цель и задачи воспитания субъекта позволяют упорядочить совокупность факторов личностного и любого иного воспитания субъекта (патриотического, эстетического, трудового, экологического и др.). Все эти цели и задачи позволяют выстроить принципы успешного функционирования всей воспитательной системы в образовательной организации и определить актуальные ведущие направления и содержание воспитательной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
2. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015. - No4. – с.78-80.
3. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст]/ С. А. Алиева // Начальная школа. - 2017. - No 9. -С. 17 - 20.
4. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н. Бородина. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
5. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. - 2012. - No 1. - С. 96–105.
6. Голянская, О. А. Психологические факторы развития ценностных ориентаций личности [Текст]: дисс...канд. психол. наук / О.А. Голянская. – Новосибирск, 2004. – 163 с.
7. Григорьева, С.Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике [Текст] / С.Н. Григорьева // Молодой ученый. - 2016. – No 6.2. - С. 37-41.
8. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. - 686 с.
9. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
10. Дивисенко, К. С. Динамика ценностей (По материалам автобиографий и сочинений) [Текст] / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2008. – No8. – С. 118 – 122.
11. Ерофеева, И. А. Жизненные ценности современных подростков [Текст] / И.А. Ерофеева // Новаинфо. – 2016. – Т.1 - No 49. – С. 475 – 482.
12. Жильцова, Ю. В. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи [Текст] / Ю.В. Жильцова, И.Р. Сорокина // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 41-43.
13. Завражнов, В.В. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте / В. В. Завражнов, Е. Д. Железнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43338/ (дата обращения: 23.12.2023).
14. Казаринова - Волшебная, Е. К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи [Текст] / Е. К. Казаринова - Волшебная, И. Г. Комиссарова, В. Н. Турченко // Социологический журнал. - 2012. - No6. - С. 123-124.
15. Киреев, М.Н. Ценность как психолого-педагогическая категория [Текст] / М.Н. Киреев, А.Ю. Галиченко, Е.Н. Коренева // Наука. Искусство. Культура. - 2015. - Вып. 4(8). – С. 130 – 137.
16. Крапивка, И. А. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте [Текст] / И.А. Крапивка // Общество: политика, экономика, право. – 2010. - No 1. - С.42 – 46.
17. Копкова, Д. К. Формирование ценностных ориентиров и установок у подростка / Д. К. Копкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 484-485. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21544/ (дата обращения: 23.12.2023).
18. Кузнецова, Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков [Текст] / Е.Г. Кузнецова // Вестник ОГУ. - 2012. - No2 (138). - С. 109 – 114.
19. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -No 9. -С. 28 - 35.
20. Каргапольцев, С.Ю. Патриотизм и национальное сознание в современной России (проблемы и перспективы) [Текст] / С.Ю. Каргапольцев // Патриотизм-феномен Российской истории: материалы Междунар. науч.-практ. Конф./ под ред. И. Ю. Лапиной, С. Ю. Каргапольцева; СПб. - СПБГАСУ, 2013. — С. 84–116.
21. Каргапольцев, С.Ю. Патриотизм как индикатор креативности общественного сознания [Текст] / С.Ю. Каргапольцев // Вестник гражданских инженеров. — 2014. — № 1 (42). — С. 197–204.
22. Литвинова, Е. В. Место патриотизма в жизни современной молодежи / Е. В. Литвинова, Д. А. Шведов, В. Г. Дробчак. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 542-545. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35991/ (дата обращения: 23.12.2023).
23. Левина, А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект [Текст] / А.А. Левина // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - No 10. – С. 132 – 136.
24. Лодыгина, И.А. Особенности формирования семейных ценностей у современной молодежи [Текст] / И.А. Лодыгина, Е.В. Быстрова, Т.И. Митичева // Современная педагогика. - 2016. - No 2 (39). - С. 124 -126.
25. Петрова, Л.Б. Формирование личности гражданина и патриота России в общеобразовательной школе / Л.Б. Петрова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12441/ (дата обращения: 23.12.2023).