Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время Россия переживает довольно серьезные экономические трудности, обусловленные введением против нее санкций. При этом сложившееся положение вещей в экономике страны оказало довольно серьезное влияние на социально-правовую сферу российского общества. Так, в весьма непростых экономических и финансовых условиях участились случаи нарушений трудовых прав. В частности, работодатели в надежде на получение экономической выгоды стали увеличивать нагрузку работников. Кроме того, участились случаи задержки заработной платы, что является грубым нарушение законности. Также стали частыми нарушения права на отпуск и пр.
Надо сказать, что нарушение трудовых прав работодателями во многом соотносится с правовой культурой россиян. Прежде всего, наши соотечественники не привыкли бороться за свои права. Мало того, обращение в суд или другой орган государственной власти в массовом правосознании до сих пор кажется крайней и невероятной мерой. Вдобавок к исторически сформировавшейся правовой культуре у современного обывателя сформировался довольно резонный страх потерять работу в условиях кризиса. Однако, несмотря на указанные обстоятельства, число обращений граждан в суд с исками по поводу нарушений трудовых прав непрерывно растет. Как известно, трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции. В связи с этим возникает настоятельная потребность в изучении особенностей рассмотрения трудовых споров в судах общей юрисдикции.
Кроме того, заявленной проблематике добавляет актуальность специфика рассмотрения трудовых споров судами общей юрисдикции. Сложившуюся правоприменительную практику можно охарактеризовать особым отношением суда к работнику. Как известно, суды зачастую встают на сторону работника, как слабо защищенного субъекта трудового спора и восстанавливают нарушенные права. Однако, несмотря на такой прогресс в развитии и усовершенствовании рассмотрения трудовых споров в суде, остаются нерешенные проблемы, которые требуют осмысления.
Трудовые правоотношения очень разнообразны. Каждый из нас вступает в определенный момент в такие отношения.
Большая часть участников, трудовых правоотношений, пытается разрешить возникающие вопросы добровольно, без обращения в суд. Но, к сожалению, такая возможность разрешить возникшую проблему мирно, по доброй воле имеется не всегда. Создавшаяся конфликтная ситуация может быть разрешена судом. Как свидетельствует судебная практика, споры в суде по поводу защиты трудовых прав в наше время не редкость.
Таким образом, выбранная для исследования тема представляет несомненный интерес и подтверждает актуальность данного исследования.
Объект исследований представляют общественные отношения, возникающие в ходе правового регулирования трудовых споров.
Предмет исследования – это положения Конституции Российской Федерации [1], Трудового кодекса Российской Федерации [2], иных законодательных и подзаконных актов Российской Федерации, регулирующие особенности трудовых споров.
Основная цель работы состоит в том, чтобы всесторонне изучить и проанализировать понятие, виды, условия и причины возникновения, трудовых споров.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
1. Рассмотреть понятие, виды трудовых споров
2. Изучить условия и причины возникновения трудовых споров.
3. Проанализировать основные проблемы разрешения трудовых споров.
4. Раскрыть порядок разрешения трудовых споров возникающих при расторжении трудовых договоров.
Методы исследования. В работе использованы как общенаучные, так и частно-научные методы исследования правовых явлений, такие как формально-логические методы, метод теоретического, комплексного и системного анализа, сравнительно-правовой и другие.
Теоретическая основа исследования. При работе над темой была использована как учебная литература, так и статьи из журналов.
Нормативно-правовую базу составили нормы Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, другие нормативные акты, регулирующие порядок разрешения трудовых споров.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и других источников.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВЫХ СПОРОВ
1.1. Понятие, виды трудовых споров
Как известно, термин трудового спора существовал в отечественном законодательстве не всегда. До 1958 года законодатель использовал понятие «трудовой конфликт». Только с 1958 года входит в употребление термин «трудовой спор». В 1989 году в нормах трудового права вновь стало употребляться словосочетание «трудовой конфликт». Однако в дальнейшем законодатель отказался от данной формулировки. В современном отечественном законодательстве используется только термин «трудовой спор».
Законодатель не зря отказывался от термина трудового конфликта. Как известно, в философии под конфликтом принято подразумевать – «неразрешимое противоречие, грозящее взрывом». Применительно к трудовым отношениям таким взрывом может быть стачка или забастовка. Таким образом, отказ от использования слова «конфликт» и его замена словом «спор» переносят проблему, если так можно выразиться в более мирное и спокойное русло, что, на наш взгляд, более соответствует правовому регулированию. Кроме того, не совсем верно термин «конфликт» брать за основу понятия «трудовой спор». Конфликт может предшествовать возникновению спора, но также может быть источником возникновения трудового спора. В тоже время даже после разрешения спора по существу конфликт может остаться. Бывают случаи, при которых возникает новый, самостоятельный конфликт, рождающийся после вынесения обязательного для исполнения сторонами решения. Практика показывает абсолютно разные причины появления спора, и не всегда он рождается вследствие конфликта. Иными словами, конфликт является явлением во многом, находящимся за рамками трудового спора [10].
Кроме того, в настоящее время законодатель пытается исключить даже всякий намек на возможность конфликта между работодателем и работником. Для этого в современном отечественном законодательстве предусмотрены примирительные процедуры для разрешения трудовых споров. И тенденция развития трудового законодательства направлена в сторону совершенствования данных процедур [14].
Выяснив происхождение термина, переходим к определению понятия трудового спора. Здесь необходимо сразу оговориться о том, что в российском законодательстве нет общего определения трудового спора. Отдельно даются дефиниции индивидуального и коллективного трудовых споров. Проанализируем легальное определение индивидуального трудового спора. Оно закреплено в ст. 381 ТК РФ. В данной статье под индивидуальным трудовым спором понимаются: «Неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров». Также, согласно ст. 381 ТК РФ трудовыми спорами признаются: «Неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров». Как видно, законодатель дал довольно широкую формулировку определения понятия «индивидуальный трудовой спор». Подобный подход к пониманию индивидуального трудового спора обусловлен необходимостью учесть весь возможный круг отношений между работодателем и работником.
Теперь перейдем к анализу определения понятия коллективного трудового спора. В законодательстве также имеется легальное определение этого понятия. Оно дается в ст. 398 ТК РФ. В данной статье под коллективным трудовым спором понимаются: «неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов». Как видно, из дефиниции, коллективный трудовой спор предназначен для решения более крупных вопросов, связанных с организацией и условиями труда в коллективе. Из определения также очевидно, что коллективный трудовой спор имеет более широкий субъектный состав.
Поскольку российское законодательство не выработало общей дефиниции трудового спора, эту задачу взяла на себя отечественная наука. В рамках отечественной доктрины вырабатывается определение, вбирающее в себя общие черты индивидуальных и трудовых споров. Проанализируем определения трудового спора, имеющиеся в научной литературе. Авторы учебника Трудовое право России под редакцией Ю.П. Орловского предлагают трудовым спором считать: «Возникновение конфликта или разногласия между сторонами трудовых отношений, а также нарушение одной из сторон трудовых отношений своих обязанностей или прав другого лица». По мнению А.Н. Клепцовой: «трудовыми спорами следует считать Диссонансы, имеющие правовой характер и возникшие между участниками трудо-правовых отношений и ставшие предметом для разрешения или/или урегулирования, в нормативно-урегулированной процессуальной форме или иной юридической процедуры». Очень интересную и емкую дефиницию трудового спора предложила Ю.В. Холодинова. Она предлагает под трудовыми спорами понимать: «Разногласия, возникающие между субъектами трудового права по поводу применения существующих условий труда или установления новых условий труда, разрешаемые в порядке, не противоречащем закону» [16].
Доктринальные дефиниции, бесспорно, отражают основные характеристики трудовых споров. Однако, на наш взгляд, они не так точны в отличие от имеющихся законодательных определений индивидуального и коллективного трудовых споров. Таким образом, общего определения трудового спора в законодательстве нет. А имеющиеся доктринальные определения не соответствуют требованиям, предъявляемым к юридическим дефинициям. Между тем, хотя бы на доктринальном уровне должно существовать точное и общепризнанное определение. В сложившейся ситуации нам видится следующий выход. Возможно на основе имеющихся законодательных дефиниций, используя их достоинства выработать общее определение [6].
В свое время Е.А. Голованова предложила классификацию (деление) индивидуальных трудовых споров по такому критерию, как природа (объект) спора, на имущественные и неимущественные. И хотя такая классификация в практическом аспекте малопродуктивна, однако она имеет важное познавательное значение [5].
И.О. Снигирева указывает, что вообще классификация трудовых споров возможна по разным основаниям. По мнению ряда, указанных ученых, в зависимости от содержания они подразделяются на: споры по применению установленных условий труда и споры об установлении условий труда. Снегиревой указаны и другие критерии классификации, к ним относятся: конкретный вид спорного правоотношения; институты трудового права. Кроме этого, ученый полагает, что споры можно подразделять исходя из конкретного предмета предъявляемых работникам требований [11].
Есть ученые, которые считают возможным классифицировать индивидуальные споры по ряду оснований. Е.Б. Хохлов и М.В. Филиппова считают, что трудовые споры могут быть классифицированы по ряду оснований: по субъектам, по содержанию, по объекту и по подведомственности. На это указывали Е.Б. Хохлов и М.В. Филиппова. Они еще выделяли один важный, особенно применительно к практической стороне критерий классификации – подведомственность [13].
Конструктивной, доступной, на мой взгляд, является и другая классификация названных ученых, в которой все споры делятся на три основные группы:
- исковые индивидуальные трудовые споры;
- исковые коллективные трудовые споры, возникающие в связи с коллективной защитой индивидуальных трудовых споров работников;
- неисковые коллективные трудовые споры.
Проанализировав признаки, имеющиеся определения индивидуального и коллективных трудовых споров предлагаем следующее определение. Трудовой спор – неурегулированные разногласия между работником, работниками и их представителями с одной стороны и работодателями, их представителями – с другой стороны по поводу применения трудового законодательства, трудового договора, коллективного договора, соглашения, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Сразу оговоримся о том, что выработанная дефиниция не является совершенной. Прежде всего, потому, что она обладает перечислительным характером. Однако при этом она вполне пригодна в качестве легальной.
С ведением общего определения трудового спора можно было бы отказаться от имеющихся частных определений трудовых споров. При этом данное законодательно положение необходимо дополнить оговоркой о классификации трудовых споров. Так в качестве примечания к определению можно добавить: «Трудовые споры в зависимости от субъектного состава делятся на индивидуальные и коллективные».
Как видно, в науке существует довольно много классификаций трудовых споров, использующих самые разнообразные критерии. При этом в основном приведенные классификации носят субъективный характер, за исключением лишь деления на индивидуальные и коллективные споры. Также довольно продуктивна классификация, основанная на существовании различных институтов трудового права.
1.2 Условия и причины возникновения трудовых споров
Указав основные характеристики трудовых споров, изложенные в легальных и доктринальных дефинициях, необходимо уделить внимание их правовой природе. В отечественной науке существует точка зрения, согласно которой трудовые споры напрямую вытекают из трудовых правоотношений. Поэтому в рамках данной работы необходимо определиться в понимании того, что считать трудовыми отношениями. В законодательстве также имеется легальная дефиниция понятия «трудовые отношения». В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовыми отношениями являются «Отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором» [16].
В свою очередь основание для возникновения трудовых отношений между работником и работодателем, и в осуществлении прав и обязанностей каждой из сторон является трудовой договор.
Теперь необходимо охарактеризовать трудовые споры и осветить основные аспекты, имеющие значение для науки и правоприменения. Первым делом необходимо охарактеризовать объект трудового спора. В настоящее время нет единого подхода к определению объекта трудового спора. Одни ученые считают, что трудовой спор может возникнуть ввиду применения определенных условий труда, уже установленных законом, другими нормативными актами. Другие придерживаются точки зрения, согласно которой возникновение происходит из-за установления или изменения условий труда и их применения.
Далее, необходимо отметить, что многие трудовые правонарушения связывают с возникновение трудового спора. Необходимо учесть, что трудовой спор может и не возникнуть, если субъекты трудового правоотношения не выразили каким-либо образом свое несогласие с юридическими последствиями.
Следует также отметить, что в отечественной доктрине спор всегда связывают с обращение в соответствующий орган государственной власти. Многие авторы считают, что заинтересованный субъект спорного правоотношения обращается за защитой трудовых прав в соответствующий юрисдикционный орган и таким образом разногласие перерастает в трудовой спор, и под трудовым спором понимается только такие разногласия, которые стали предметом разбирательства в суде или в специализированном органе по рассмотрению данного спора.
Другие же считают, что возникновение индивидуального трудового спора связано только с появлением разногласий между сторонами трудовых правоотношений, и не зависит от того, в каком порядке он разрешается.
Необходимо отметить, что в настоящее время растет число скрытых правонарушений, в связи с чем, возникает вопрос о том, что же является спором. Это может быть и возникшее разногласие между сторонами трудового правоотношения по вопросам применения норм трудового законодательства, либо установления новых условий труда в случае отсутствия обращения заинтересованного лица в соответствующий орган, либо изменения уже существующих условий или перевод на другую должность и др.
Если обратиться к ТК РФ, то в ст. 392 указано, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением трудового спора. Реализация заинтересованным лицом своего права на защиту путем обращения в соответствующий орган выделяет процессуальное правоотношение. В лучшем случае наблюдается преобразование одного правоотношения в другое, но никак не трансформация разногласия в индивидуальный трудовой спор.
Многие авторы в качестве характерного признака трудового спора выделяют наличие предварительных переговоров между сторонами по урегулированию разногласий. Так, И.О. Снигирева, Ю.Н. Коршунов понимают под индивидуальными трудовыми спорами разногласия, не урегулированные путем непосредственных переговоров сторон или с участием профсоюза (профкома) [13].