Фрагмент для ознакомления
2
«Театрализованное представление по общепринятым понятиям несет в себе драматическую основу. Главным же свойством сценария театрализованного представления является характер выявления конфликта через композицию, выстроенную на основе действия. Соответственно, создание сценария театрализованных представлений и праздничных форм – трудный многоэтапный процесс, включающий различные аспекты творческой деятельности и сценариста, и режиссера» , – говорил С. М. Массарский. Действительно, создание сценария театрализованного представления требует определенной методики, поэтому мы в контексте нашей темы будем рассматривать сценарий как комплексную программу организаций праздничных форм культуры. Стоит отметить, что многие авторы, рассматривая сценарий праздничных форм культуры, наделяют его признаками определенного рода, вида .
Так, попытки определить понятие «сценарий» сводится к обозначению его формы, не затрагивая практически процесс его создания.
Целью данной работы является рассмотрение эпизода как основной структурной единицы сценария праздничных форм культуры.
Задачи:
- определить специфику создания сценария праздничных форм культуры;
- рассмотреть определение эпизода ;
- проанализировать роль эпизода в структуре сценария праздничных форм культуры.
Объект исследования – эпизод как составляющая сценария.
Предмет исследования - эпизод как основная структурная единица сценария праздничных форм культуры.
1 Специфика создания сценария праздничных форм культуры
«Талант дается художнику вовсе не для того, чтобы он оседлал его и скакал на нем в погоне за внешним успехом, а для того, чтобы с его помощью он мог рассказать о том прекрасном, что живет в его сердце, понести людям рвущуюся из его груди большую правду, заразить людей большими чувствами, наполнить их сознание высокими мыслями, вдохновить их на борьбу за лучшее будущее человечества, увлечь их красотой великих идеалов нашего времени», – утверждал великий русский режиссер Борис Евгеньевич Захава . Вместе с тем для режиссера театрализованных представлений и праздников одного таланта недостаточно. Педагогическая, воспитательная направленность театрализованных организмов, которые призван создавать режиссер праздников, значительна.
Культура праздника обогащает жизнь людей, социума, его бытовую культуру. Праздник выступает существенной социальной силой, способствующей солидаризации людей благодаря богатству форм и ярко выраженной специфике. Воспитательные возможности, заложенные в самой природе театрализованных форм, делают их ведущими среди других форм праздничной культуры. Об этом феномене праздников свидетельствуют исследования таких ученых и практиков, как М. Бахтин, И. К. Жигульский, Дм. Генкин, А. Мазаев, И. Туманов, И. Шароев, А. Чечетин, А. Силин, О. Орлов, Г. Веденеев, Ю. Паршин, В. Пономорев и др., которые, выявляя специфику и функции праздников, подчеркивают их социальную и культурную значимость.
Праздник способствует удовлетворению потребности людей в особые моменты жизни осмыслить необыденное значение того или иного события, выразить и закрепить чувства по отношению к нему, вызвать стремление к духовному общению и массовому творческому самовыражению. В связи с этим мы должны понимать, что здесь речь идет о необходимости достаточно высокого режиссерского мастерства автора художественно организованного, педагогически спрограммированного массового действа, представляющего собой особое, чрезвычайно сложное эксклюзивное явление искусства, к которому принадлежат праздники и театрализованные представления различных масштабов и разновидностей. И достигнуть нужного результата возможно лишь при достаточно высоком уровне совершенного владения инструментарием сценарной и режиссерской деятельности, который опирается на сформированное сознание сценариста-режиссера, его профессиональные знания, готовность к творчеству, профессионально-значимые личностные качества, творческие способности, владение сценарно-режиссерскими технологиями и режиссерской техникой.
Творческим методом создания театрализованных представлений и праздников является театрализация. Согласно утверждению А. А. Коновича, «театрализация – организация в рамках праздника реального событийного материала (документальный и художественный) и массовой аудитории (вербальная, физическая, художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации» . Н. М. Куренная подчеркивает, что метод театрализации – «способ художественной (по законам театра) организации содержания представления или массового праздника и реальной, и игровой деятельности его участников. Театрализовать материал – выразить его средствами театра» . Таким образом, мы видим, что благодаря своей социально-педагогической и художественной бифункциональности театрализация выступает одновременно и как особая драматургическая организация документального и художественного материала, и как программирование поведения действия праздничной аудитории. Здесь мы имеем дело со сценарной и режиссерской театрализацией. В связи с этим режиссер праздников должен овладеть инструментарием театрализации.
Рассмотрим определение понятия «сценарий», данное Г. Д. Литвинцевой: «Сценарий – это особым образом организованный разнородный материал (стихи, музыка, факты жизни, плакаты…), цель которого – вовлечение зрителя в действие с заранее запланированным результатом» . На наш взгляд, данное определение отражает специфику сценарной практики праздничных форм культуры: автор предлагает рассматривать технологический процесс работы над созданием сценария как интерпретацию документального и художественного материала. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что интерпретация и сценарий неразрывно связаны между собой: сценарий – это продукт интерпретации.
Существует целый арсенал выразительных средств и видов искусств, которые создают систему художественных образов, отражающих жизнь, время, эпоху в целом, и определяют такое понятие, как праздничная культура. Вместе эти выразительные средства «существуют» не только в своем воплощении как отдельные явления, но и, «соединяясь между собой», непосредственно в сценарии праздничных форм с помощью интерпретации, то есть в новом, созданном сценаристом, художественном тексте. Таким образом, мы говорим о сценарии как о художественном тексте, о новом произведении, созданным сценаристом-режиссером в процессе отбора, анализа и интерпретации художественного материала и документального (многообразия видов искусств). Вместе с тем в искусствоведческой литературе до сих пор не существует научных работ, в которых бы содержался глубокий концептуальный анализ метода «соединения» фактов жизни и фактов искусств в одно целостное произведение, т.е. их интерпретация. Данный факт помогает выявить цель нашей работы: определить принципы работы режиссера-сценариста праздничных форм культуры с художественным текстом. Взаимодействие различных видов искусств в наше время приобретает многозначный характер, и динамика нарушений их границ все нарастает. На наш взгляд, решить эту проблему может интерпретация художественного материала: поиск художественного решения каждому факту искусства и определение ему места в общей структуре сценария, чтобы возник некий образно-смысловой ряд, который будет прочитан, оценен и прочувствован зрителем в процессе его восприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель. М., 1957.
2) Белозерова В.В. К вопросу формирования сценарной культуры режиссера телевизионных программ// НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 ноября 2018 г, г. Челябинск). - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. С. 22-25
3) Бухреева Е. А., Кузьмина О. В. Интерпретация художественного материала при создании и постановке праздничных форм культуры//РЕЖИССУРА ПРАЗДНИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 62-68
4) Вершковский, Э.В., Режиссура массовых клубных представлений /Э.В. Вершковский. СПб., 1977.
5) Гавдис, С.И. Основы сценарного мастерства / С. И. Гавдис. Орёл, 2017
6) Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. Изд. 3-е, испр. И доп. Учебное пособие. – М.: «Просвещение», 1973.
7) Ковакин, Л.Д. Классические основы режиссуры, специфические особенности режиссуры театрализованных представлений / Л.Д. Ковакин. Красн., 2001.
8) Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М.: Высш. школа., 1999. 208 с
9) Куренная Н. М. О категории театральности //Информационный бюллетень. Вып. 27. По материалам конференции «Театральность в жизни и в искусстве». – Москва, 1993. С.53.
10) Легкобит П. И., Патов Н. А. Эпизод в драматургии театрализованного представления//РЕЖИССУРА ПРАЗДНИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 73-85
11) Литвинцева, Г.Д. Сценарное мастерство: Метод. пособие для ред. и методистов НМЦ / Г.Д. Литвинцева; Всерос. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы им. Н.К. Крупской. - М.: Всерос. НМЦНТИКПР, 1989. - 108 с.
12) Марков, О.И. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников (Сценарная технология) / О.И. Марков. М., 2018
13) Массарский С.М. Сценарий рождается в клубе: Пособие для работников клубных учреждений, КСК, парков культуры и отдыха. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1989.