Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сегодня все большую значимость приобретает развитие правовой грамотности, повышение уровня правовой культуры среди различных категорий населения, в том числе и среди детей дошкольного возраста. Ребенок с раннего детства должен знать и понимать, что у него есть определенный спектр прав, которые обязательно должны соблюдаться. Права ребенка не должны быть нарушены ни в условиях образовательного учреждения, ни в рамках семейного воспитания. Вместе с тем, ребенку с раннего детства необходимо привить понимание того, что права подразумевают не только право ребенка, но и определенный уровень ответственности, который возникает автоматически при появлении прав.
У ребенка с раннего возраста необходимо развивать понимание того, что существует закон, что его необходимо неукоснительно соблюдать, что за нарушение закона наступает ответственность. Ребенок должен понимать, что существуют различные виды и уровни ответственности, в зависимости от вида и тяжести правонарушения. Так, существует уголовная, административная, процессуальная ответственность и т.д. также ребенку с детства нужно привить понимание того, что незнание закона от ответственности не освобождает, что и должно послужить стимулом к познанию, дальнейшему изучению маленьким гражданином своих прав и обязанностей [1].
В основе обучения детей правовым компетенциям должно лежать естественное стремление ребенка к познанию, поскольку именно в дошкольном возрасте у ребенка максимально развито стремление к познанию в различных сферах деятельности. Обучение в дошкольном учреждении призвано удовлетворить это естественное стремление к освоению новых знаний, его базовую потребность в новых знаниях [2].
Развитие правовой грамотности с раннего возраста способствует развитию в будущем высокого уровня правовой культуры, правосознания, уважения к закону. Это позволит воспитать сознательное поколение, уважающее нормы закона, действующее порядочно, доброжелательно по отношению к другим людям, животным, окружающей среде, обществу в целом. Правовая грамотность лежит в основе развития чувства патриотизма, преданности и любви к Родине, формирует модель социального поведения, позволит преодолеть нигилизм общества, который препятствует его полноценному развитию [3].
Проблематика исследования. Проведенный рядом исследователей анализ подходов к правовому воспитанию в дошкольных, школьных учреждениях, показывает, что правовая культура находится на низком уровне. Недостаточно осведомлены в правовых вопросах как сами воспитанники и учащиеся, так и воспитатели, педагоги, и даже родители. В большинстве случаев ни дети, ни родители не знают о наличии у них определенных прав, не умеют грамотно их отстаивать в случае нарушения. Также отмечается тенденция к игнорированию многих своих правовых обязанностей. Многие участники образовательного процесса не осознают в полной мере уровень ответственности, не понимают того, что права влекут за собой также и обязательства. Педагоги также отличаются низким уровнем правовой культуры. Они не знают своих прав. Не знают в полной мере прав детей, не владеют нормативно-правовой документацией, регламентирующей права ребенка. Все это указывает на актуальность выбранной темы и подтверждает необходимость проведения работы, направленной на формирование представлений о правах ребенка с дошкольного возраста [2].
Степень разработанности тематики. Вопросами правовой культуры, правового сознания общества занимался А.Г. Бережнов. Общую теорию права изучали Дробязко С.Г., Козлов B.C. Отдельными уровнями права занимались Каминская В.И., Ратинов А.Р. Также они изучали особенности правосознания как элемента правовой культуры. Исследованием вопросов правовой культуры педагогов занимались Ошеров М.С., Спиридонов Л.И., Комаров Л.А. Практически не обнаружено литературных данных, касающихся развитию правовой культуры педагога в дошкольных образовательных учреждениях.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что правовая культура является важной составляющей общей культуры участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. Дети с дошкольного возраста нуждаются в изучении основных правовых вопросов, в частности, должны иметь представление о своих правах. Это является залогом формирования правового самосознания личности в будущем.
Объект исследования – формирование представлений о правах ребенка у старших дошкольников.
Предмет исследования – содержание работы по формированию представлений о правах ребенка у старших дошкольников.
Цель исследования – описание работы по формированию представлений о правах ребенка у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа нормативно-правовой документации изучить историю развития прав детей в современной России
2.Расскрыть особенности представлений о правах и о правовых нормах у дошкольников
3.На основе анализа методической литературы показать содержание работы воспитателя по формированию представлений о правах ребенка у дошкольников
4. Рассмотреть методы и формы формирования представлений о правах у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературных источников, метод теоретического, системного анализа и обобщения, метод логических заключений, метод экспертных оценок, эмпирические методы.
Новизна исследования. Обобщены и систематизированы литературные данные, касающиеся формирования представлений дошкольника и своих правах. Разработаны средства и способы диагностики, повышения представлений ребенка о своих правах.
Теоретическая значимость исследования. Проблема формирования представлений дошкольников о своих правах и обязанностях недостаточно изучена в настоящее время. Недостаточно сведений, касающихся того, каким образом формируются представления дошкольников о своих правах, недостаточно разработаны способы диагностики и повышения правовой культуры дошкольников. Проведенные нами теоретические исследования позволяют сделать определенные выводы и заключения и пополнить имеющиеся пробелы в этой области знаний.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегии воспитательного процесса среди дошкольников, для формирования определенных представлений детей дошкольного возраста о своих правах. Результаты могут быть полезными для разработки сопровождения, консультирования детей, родителей и воспитателей в правовых вопросах. Результаты могут использоваться воспитателями, педагогами, социальными работниками для разработки практических занятий, семинарских и лабораторных занятий, составления лекций, для написания методических рекомендаций и практических пособий.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования правовой культуры в дошкольном образовательном учреждении
1.1. История развития прав детей в современной России
Понятие о праве развивалось во все времена, вместе с развитием цивилизованного общества. Право неотделимо от общества. Существуют различные категории права: права взрослого человека, права ребенка, права животных и т.д. Особую категорию занимают права ребенка, поскольку именно дети зачастую оказываются наиболее уязвимой категорией, которая не имеет возможности в полной мере отстоять свои права и в силу различных обстоятельств, попадает в различные зависимости. Все чаще встречаются дети, которые лишены семейных и родственных связей. Многие родители детей бросают, многие дети сами уходят из семьи. Все это происходит в силу того, что семья не в состоянии обеспечить ребенку основные его потребности и провоцирует на поиск самостоятельных средств и путей выживания [4].
Сегодня защитой прав детей занимается ЮНИСЭФ – детский фонд, созданный на базе ООН. В рамках этого фонда были созданы документы, регламентирующие права ребенка:
- Декларация прав ребёнка (1959г.) -10 принципов провозглашают права детей на имя, гражданство, материнское обеспечение, соц. защиту и др.
- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.) – 54 статьи указывают права ребёнка с правами и обязанностями родителей
- Конституция РФ (в части прав и обязанностей родителей и детей)
- Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благо
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Загоровский А.И. Курс семейного права. Одесса. 1909. С. 266; Сергеевич В. Лекции и исследования по древней истории русского права. СПб., 1910. С. 54;
2. Сорокин П.А. Кризис современной семьи (Социологический очерк). Ежемесячный журнал для всех. 1916. №2. С. 13.
3. Неволин К. История российских гражданских законов. Т.1 СПб., 1851. С. 318.
4. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. СПб., Киев, 1905. С. 472.
5. История культуры Древней Руси. Т.2. М - Л., 1951. С. 9.
6. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. СПб., Киев. 1905. С.75.
7. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство) М., 2000. С.10/
8. Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. Историко-бытовые очерки 11-13 в.в., М-Л.,1966. С. 120.
9. Кормчая книга. М.,Т.1,2., 1912. Кормчая книга впервые была напечатана в России в 1650 году.
10. Неволин К. История российских гражданских законов. Т.1 СПб., 1851. С. 326.
11. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000. С. 12.
12. Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. Историко-бытовые очерки 11-13 вв. М-Л. 1966 С. 187.
13. Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. Историко-бытовые очерки 11-13 вв. М-Л. 1966 С. 187.
14. Ошанин М. О призрении покинутых детей. Ярославль. 1912. С.6.
15. Невзоров А. Опека над несовершеннолетними. Ревель, 1892. С.70.
16. Об общественном призрении в России. СПб., 1818. ч. 1. С.4.
17. Семеновский В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX века. СПб., 1888.Том I. С. 490.
18. Вольман И.С. Опека и попечительство. СПб., 1903 г. С. 9.
19. Люблинский П.И., Копелянская С.Е. Охрана детства и борьба с беспризорностью. Л.: 1924. С. 5.
20. Люблинский П.И. Охрана детства и борьба с беспризорностью за 10 лет. Право и жизнь.1927..№ 8. С. 28.
21. Вентцель К.Н. Книга 1. Освобождение ребенка. Книга II. Декларация прав ребенка. Смоленск. 1918. С. 23.
22. Бубекина Н. я – ребенок, я – человек. // Библитекарь.1991.№9. стр.7.
23. Герасимова Д. Каждый имеет право. // Обруч.2001. №5. стр.28-29.
24. Гузева Е. Детская региональная правозащитная организация «Змееныш». // E-mail: Helena@sutyajnik.e-burg.ru.
25. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. / Автор – сост.: Е.В.Соловьева. – М.: АРКТИ. 2003.
26. Медведева И., Шишова Т. Белая книга детства: защищены ли наши дети? – М., 1998.стр.3-13.
27. Медведева И. как защитить детство. // Обруч. 2001. №5. стр.3-6.
28. Сафронова Н. Центр «Озон» и его деятельность. // Дошкольное воспитание. 2002. №1. стр.40-44.
29. Усачев А. Приключения маленького человечка. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых. – М.1994. стр.50.
30. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека. – М.: 1995. стр.34-38.
31. Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимание прав человека. // Педагогика. 1997. №2. стр.15-19.
32. Юнг Г. Конвенция о правах ребенка в пересказе для тех, ради кого эта Конвенция была задумана. // Школьная роман-газета. 1996. № 1-4