Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы правового регулирования опеки и попечительства в РФ и зарубежных стран 6
1.1.Органы опеки и попечительства в системе органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей в РФ 6
1.2.Органы опеки и попечительства в системе органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей в зарубежных странах 12
Глава 2.Проблемы правового регулирования опеки и попечительства в РФ и зарубежных странах 16
2.1.Форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в РФ 16
2.2.Форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в зарубежных странах 19
2.3.Основания и порядок установления и прекращения опеки и попечительства 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы курсовой работы. На современном этапе развития общества, перед человечеством как никогда остро встал вопрос определения вектора развития, выбора пути по которому необходимо идти и развивать потенциал государства в целом и личности в частности. И именно сейчас приоритетным направлением политики государства, устанавливающей реформы в административной и экономической сфере, является забота о формировании гармонично развивающегося здорового поколения и общества, так как новое поколение и есть будущее. Совершенствование государственности в объективной форме подразумевает существенные преобразования в механизме российского права, а именно модернизация правового института, опеки и попечительства, продиктованная незащищенностью и уязвимостью данной части населения. Ведь значимость опеки и попечительства устанавливается потребностью восполнения недостающей либо отсутствующей дееспособности у определенных категорий граждан, защиту их прав и интересов. Учитывая социально-экономическое положение РФ, приходим к выводу о повышенной актуальности проблемы опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Особенно беспокойство вызывает положение выпускников школ-интернатов, детей-сирот. Несмотря на сложившуюся практику социальной работы с семьями, в случаях, когда разрушение семей необратимо, социальное сиротство остается актуальной проблемой. Разрыв семейных связей, разрушительный для детей, не компенсируется временными решениями в государственных учреждениях и, часто наоборот, порождает проблемы в периоде после интерната, что приводит к социальной депрессии и даже асоциальным образам жизни. Семья традиционно считается основой для предоставления всего необходимого ребенку: воспитания, материальной поддержки, заботы и защиты его прав. Забота о семье и воспитании детей остается одной из ключевых задач государства. Опека и попечительство представляют собой одну из форм заботы о детях, потерявших родительское попечение.
Объект курсовой работы составляют общественные отношения, в области правового регулирования опеки и попечительства в РФ и зарубежных стран.
Предметом курсовой работы являются нормы права, в сфере правового регулирования опеки и попечительства в РФ и зарубежных стран.
Цель курсовой работы является анализ правового регулирования опеки и попечительства в РФ и зарубежных стран.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи курсовой работы:
1.рассмотреть органы опеки и попечительства в системе органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей в РФ;
2.раскрыть органы опеки и попечительства в системе органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей в зарубежных странах;
3.исследовать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в РФ;
4.проанализировать форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в зарубежных странах;
5.исследовать основания и порядок установления и прекращения опеки и попечительства.
Анализ научной литературы по проблеме курсовой работы. Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство в сфере социального обеспечения, иные материалы практики.
Теоретической основой курсовой работы являются труды следующих авторов, такие как: Аплекаева С.Р., Бойко Е.А., Еременко Л.А., Моисеев Д.В., Огурцова М.Л., Умарова А.А., Холостова Е.И., Хорошкевич Н.Г. и других ученых.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1.Теоретические основы правового регулирования опеки и попечительства в РФ и зарубежных стран
1.1.Органы опеки и попечительства в системе органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей в РФ
Проблема сиротства в России является сегодня одной из самых актуальных. Несмотря на многочисленные меры, предпринимаемые государством для сокращения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - сироты), их все равно остается много.
В совей работе автор С.Р. Аплекаева говоря о многоаспектности понятия опеки и попечительства, которое является видом социальной заботы, системой правоотношений, законодательным органом, способом восполнения дееспособности и защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных лиц, а также формой устройства детей, не нуждающихся в попечении родителей, соответствующим органом местного самоуправления В своем исследовании отмечается следующее, в контексте исследования опека и попечительство должны рассматриваться как способ восполнения дееспособности и защиты прав и интересов лиц, нуждающихся в дополнительной поддержке .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Российская Федерация. Законы. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. № 237. – Текст: непосредственный.
2. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс РФ от 29 дек.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 31 июл.2023 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 1. - Ст. 16. – Текст непосредственный.
3. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 04.08.2023)"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, № 52, ст. 5880. – Текст непосредственный.
4. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021)"Об опеке и попечительстве" // Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, № 17, ст. 1755. – Текст непосредственный.
5. Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р (ред. от 27.10.2023) Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года // Собрание законодательства РФ, 01.02.2021, № 5, ст. 914. – Текст непосредственный.
6. Письмо Минобрнауки РФ от 25.06.2007 № АФ-226/06 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" // Администратор образования, № 18, сентябрь, 2007. – Текст непосредственный.
Научная и специальная литература
7. Аплекаева С. Р. Основные проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из детских домов / С. Р. Аплекаева, С. Н. Краснова // Студенческий форум. – 2020. – № 13-1(106). – С. 14-16. – Текст: непосредственный.
8. Бойко Е. А. Ориентация в информационной среде как метод социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. А. Бойко // Академия профессионального образования. – 2020. – № 2(93). – С. 64-69. – Текст: непосредственный.
9. Вопросы совершенствования законодательства об опеке и попечительстве / Т. Л. Калачева, Н. С. Махарадзе, К. Б. Парфенов [и др.] // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2021. – Т. 1, № 3(99). – С. 104-111. – Текст: непосредственный.
10. Еременко Л. А. Проблемы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л. А. Еременко // Среднее профессиональное образование. – 2019. – № 5. – С. 16-18. – Текст: непосредственный.
11. Литнарович С. Н. Педагогическая деятельность по социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С. Н. Литнарович // Педагогический поиск. – 2019. – № 1. – С. 8-10. – Текст: непосредственный.
12. Моисеев, Д. В. Правовые аспекты нормативного регулирования органов опеки и попечительства в РФ / Д. В. Моисеев // Вестник Национального Института Бизнеса. – 2022. – № 3(47). – С. 34-42. – Текст: непосредственный.
13. Огурцова М. Л. Правовое регулирование вопросов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / М. Л. Огурцова // Социальное и пенсионное право. – 2022. – № 2. – С. 40-44. – Текст: непосредственный.
14. Основы социальной работы : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Басов [и др.] ; под редакцией Н. Ф. Басова. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 213 с. – Текст: непосредственный.
15. Социальная работа: теория и практика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Н. Приступа [и др.] ; под редакцией Е. Н. Приступы. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 306 с. – Текст: непосредственный.
16. Умарова, А. А. Правовая природа института опеки и попечительства в России / А. А. Умарова, З. Б. Хавжокова // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 3(219). – С. 193-195. – Текст: непосредственный.
17. Холостова Е. И. Социальная работа : учебник для вузов / Е. И. Холостова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 755 с. – Текст: непосредственный.
18. Хорошкевич, Н. Г. Совершенствование государственного управления в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами РФ в контексте политической культуры общества / Н. Г. Хорошкевич // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2019. – № 9. – С. 100-106. – Текст: непосредственный.