Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
1.1. Понятие стратегии управления в системе государственной и муниципальной службы
Государственное стратегическое управление представляет собой научно обоснованное воздействие руководителей государства, аппарата государственного управления, политических и общественных организаций на социально-экономическую среду государства, обеспечивающее долгосрочный, устойчивый рост экономики и качества жизни, обеспечение безопасности личности и государства, предупреждение чрезвычайных ситуаций .
Необходимость взаимосвязанной организации и функционирования государственной и му¬ниципальной службы имеет конституционную основу, так как в ч. 2 ст. 132 Конституции РФ закреплено, что органы местного самоуправления могут наделяться некоторыми государственны-ми полномочиями при наделении для их осуществления необходимыми материальными и финан¬совыми средствами. Реализация же переданных пол¬номочий подлежит контролю со стороны государства .
Из этого положения следует, что, несмотря на легальную самостоятельность систем государственной и муници¬пальной власти, в определенных случаях они функционируют как единый властный механизм. Это обстоятельство обусловливает единство институтов (систем) гражданской и муници¬пальной службы.
Стратегического управления как осознанно сделанный выбор субъекта управления для целенаправленного воздействия на социальную действительность, и который выражен в официальной форме. Кроме того, существует и более широкое понятие государственного решения, например, решение - это властная воля государства в официально выраженной форме. И, будучи закрепленной в существующих законодательных актах, которые издаются государственным органом либо должностным лицом согласно своей компетенции и в рамках предоставленных полномочий, подлежит исполнению.
Для стратегического управления какими-либо социальными общностями или процессами, нужны социальные нормы, требования которых признаются и соблюдаются как субъектами, так и объектами социального управления. Необходимость этих норм наиболее важна в государственном управлении, которое выступает важнейшим видом социального управления, так как выработка определенной социально-управленческой нормы лежит в осно¬ве всякого государственного решения, принятие которого это всегда выбор нормы, способной решить проблемы по жизненно важной социальной проблеме .
Социально-управленческие нормы представляют собой требования, которые выражаются в правилах поведения, регламентирующих социальные отношения согласно с выбранными целями человеческой деятельности, и при помощи которых требо¬вания субъектов управления переводятся в модели, стандарты должного по¬ведения объектов управления. Они получают воплощение в реальной жизни в процессе разработки и реализации управленческих решений, которые можно считать основой управленческой деятельности.
По своей сути управленческое решение в системе стратегического управления можно охарактеризовать как разработанный и принятый, формально зафиксированный проект социальных изменений, исходя из чего всякое управленческое решение представляет собой акт осуществления управленческого воздейст¬вия, средство выражения и способ регулирования управленческих отношений в конкретно-исторических условиях и конкретной социальной среде .
Традиционно принятие управленческого решения в системе государственного управления рассматривается как этап волевого акта, совершаемого субъектом, наделенным государственно-властными полномочия¬ми, при выборе одной из существующих возможностей для достижения ожидаемого результата намечаемых действий. Таким образом, можно сделать вывод, что управленческое решение в системе муниципального управления – это идеальная модель будущего, где содержится ин¬формация субъекта власти о необходимости и обязательности того, что должно быть обязательно исполнено.
Социальный характер управленческих решений органов управления в системе муниципальной службы заключается в том, что они воздействуют на лю¬дей, а не на природную или техническую среду и их цель для побуждающего воздействия – это мобилизовать людей на практиче¬ское преобразование социальной действительности, где основное содержание этого управленческого процесса - волевое воздействие управляющих на управляемых. Следует отметить, что если деятельность по подготовке и принятию управленческих решений всегда духовна, то деятельность по реализации этих реше¬ний в основном материальна, в какой бы социальной сфере она ни проводилась .
Стратегия управления в системе государственного управления - это практическая, материальная сторона управленческой деятельности, так как именно в про¬цессе организаторской и в практической деятельности под воздействием управляющей подсистемы на управляемую осуществляется «материализация» социальных норм, содержащихся в управленческих решениях, и их перевод в реальные действия, а именно: процессы, отношения и ре¬зультаты, для преобразования ее в другое качественное состояние. Управленческие решения могут иметь двоякий характер, так как они могут быть направлены как на внешние границы - на управляемую подсистему, так и внутренние - на управляющую подсис-тему, хотя и качественная специфика управленческих решений при этом заключа¬ется в преобразовании и стабилизации управляемого социального объекта .
В известной мере стратегическое управление может быть политическими и административными, причем, первые принимаются политическим руководством по наиболее важным обществен¬но значимым проблемам, то есть высшими органами государственной власти, или руководителями, которые непосредственно исполняют полномочия государственных органов, например, президент, председатель правительства, руководители законодательных и испол¬нительных региональных органов власти, председатели палат парламента, министры и другие.
Первичный уровень стратегических управленческих реше¬ний в системе государственного управления составляют политические решения, а административные решения являются вторичными, и имеют подчиненно-вспомогательное значение .
Административные решения производны от политических, так как они направлены на обеспечение условий для подготовки, принятия и реализации решений политического руководства. Отличительной особенностью государственных решений административного уровня является то, что они имеют обезличенный характер и в их выработке, принятии и выполнении принимает участие большое число специалистов разного профиля и потому их авторство не принадлежит конкретному служащему .
Особый интерес представляет сам процесс принятия и реализа¬ции управленческих решений, который исполняется в поэтапной смене связанных циклов действий руководства хозяйствующего субъекта, где руководитель на каждом уровне решает разные проблемы как мелкие, так и крупные и значительные (Приложение 1).
Таким образом, можно сказать, что процесс выработки управленческого решения для устранения негативной проблемы не заканчивается только выбором альтернативы, а наоборот, в силу получения реального эффекта, принятое решение должно быть обязательно реализовано или находиться в стадии, в процессе его исполнения, что для компании и будет эффективным решением возникших недочетов в ее работе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2018 N 2-ФКЗ, от 21.07.2018 N 11-ФКЗ). Официальный сайт КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2019). Официальный сайт КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015). Официальный сайт КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015). Официальный сайт КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015). Официальный сайт КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
5. «Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 15.08.2001 n пр-1496). Законодательная база Российской Федерации. http://zakonbase.ru/content/base/59119
6. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2019 г. (протокол № 21)). Официальный сайт КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505/7327668c04c0470317b26d354e36cb828a4af319/
7. Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2019 № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2023 годы». Официальный сайт КонсультантПлюс. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201908110041
8. Российская Федерация. Президент. О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы: Указ Президента Рос. Федерации от 6 июня 2019 г. N 810 (с изменениями от 27 июня 2017 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. -2019.-N 24.-Ст. 2868, Собрание законодательства Российской Федерации.-2021.-N 27.-Ст. 2821.
9. Агапов А.В. Административная ответственность. М.: Статут. 2018. - С. 24.
10. Белкин И.А. Ответственность государственных служащих Российской Федерации // Бюллетень Минюста РФ. - 2019. - №3. - С. 68-75.
11. Беляев К.С. Персональная ответственность в государственном управлении (моральные, экономические и политические аспекты): Учебное пособие. М.: ВЮЗИ, 2018. - 159 с.
12. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность: (Очерк теории). М: Юрид. лит. 2019. - С. 90.
13. Вертюнев Ю.Ю. Юридическая ответственность как закономерное явление // Юрист. - 2021. - №10. - С. 23.
14. Глазырин С., Демин О. Юридическая ответственность должностных лиц исполнительной власти // Законность. - 2021. - №12. - С. 3.
15. Гришаев А.А. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственных служащих//Право и политика. - 2021. - №9. - С. 57.
16. Гришаев А. А. Правовое регулирование государственной службы // Журнал российского права. - 2018. - №7.- С. 27.
17. Государственное управление в современной России : учебно-методический комплекс. - М.: МГИМО(У) МИД России. - 548 с., 2019. Электронный ресурс. Режим доступа: http://elib. me/munitsipalnoe-upravlenie_1090-gosudarstvennoe/gosudarstvennyie-upravlencheskie-resheniya-33602.html
18. Грачев Н.А., Иванов В.И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. - 2018. - №6. - С. 13.
19. Кожевников С.Н. Юридическая ответственность. Общая теория права. М.: Юридическая литература, 2018. С.54.
20. Куракин А.В. Меры предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы России (история и современность) // Право и политика. — 2019. - №5. — С. 55.
21. Комментарий к Федеральному закону РФ «О государственной гражданской службе». /Под ред. Медведева Д.А. СПб.: Питер, 2019. -565 с.
22. Лиховедов К.С. Актуальные проблемы теории юридической ответственности // Юрист. - 2018. - №3. -С. 11.
23. Митков В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристъ, 2019. - С.65
24. Серов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура // Государство и право. - 2019. - № 5. - С. 14.
25. Тишкова С. Профессиональная среда государственной службы // Государственная служба. – 2018. - № 5 (31). – С. 56 – 61.
26. Уваров П.Р. Теория организации. М.: Приор, 2017. – 217с.