Фрагмент для ознакомления
2
1.Психолого - педагогические аспекты развития мышления детей дошкольного возраста
Развитие мышления у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач в психолого-педагогической области. В этом возрасте осуществляется активное формирование основных когнитивных процессов, включающих в себя восприятие, внимание, память, мышление, речь и представление.
Проблеме развития мышления у детей дошкольного возраста и роли в нем логических задач уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Среди них можно отметить таких, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П.Аникеева, Н.Н.Подъяков, Ж.Пиаже и многие другие.
В своем становлении мышление любого человека проходит две стадии: допонятийную и понятийную (Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, Л. М. Фридман, А. Л. Ясюкова). В исследованиях психологов (З. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, Н. А. Менчинская и до.) было установлено, что усвоение понятий начинается с накопления опыта ребенка.
По мере роста и развития, дети стремительно улучшают свои познавательные способности и умения. Начиная с первых лет жизни, они активно погружаются в учебную среду, получая новые знания и опыт. Важно отметить, что в этот период формирование мышления происходит на основе предметно-образной деятельности, то есть через взаимодействие с окружающим миром и использование предметов.
Одним из ключевых аспектов развития мышления у детей дошкольного возраста является развитие логического мышления - способности рассуждать, делать выводы, анализировать и сравнивать. Через игровую деятельность, дети учатся решать логические задачи, понимать причинно-следственные связи и развивают свою интуицию.
Еще одним важным аспектом, по мнению Петровского, Л. В., является развитие речи и мышления взаимосвязанными процессами. В процессе общения с другими людьми и взаимодействия с окружающим миром, дети не только улучшают свои речевые навыки, но и развивают логическое мышление. Задавая вопросы, объясняя свои мысли и выражая свои желания, дети учатся структурировать информацию и развивать аналитическое мышление [12, с. 139].
Важно помнить, что развитие мышления у детей дошкольного возраста невозможно без поддержки и руководства со стороны взрослых. Для успешного развития мышления, ребенку необходимо предоставлять возможность самостоятельно исследовать окружающий мир, задавать вопросы, искать ответы и принимать решения под руководством опытного педагога или родителя.
В заключение, развитие мышления является важным компонентом психолого-педагогического процесса в детском возрасте. Оно осуществляется через предметно-образную деятельность, игровую деятельность, развитие речи и взаимодействие с окружающим миром. Активная и систематическая работа с мышлением детей дошкольного возраста позволяет им приобретать не только навыки и знания, но и развивать критическое мышление, креативность и способность принимать информированные решения.
Мышление - это сложный процесс, который играет важную роль в развитии ребенка. Оно представляет собой способность организовывать, анализировать и интерпретировать информацию для принятия решений, решения проблем и обучения. Мышление также позволяет ребенку формировать свои мнения, идеи и концепции о мире вокруг.
Одним из важнейших аспектов мышления Козлова, А. С. считает когнитивное развитие, которое происходит в течение всего детства и подросткового периода. Когнитивные функции включают в себя восприятие, внимание, память, мышление, речь и решение проблем. Чем больше опыта и знаний есть у ребенка, тем больше имеется возможности для развития его мышления [9, с. 122].
Мышление играет ключевую роль в усвоении новых знаний и навыков. Ребенок использует свое мышление для понимания и запоминания новой информации, а затем применяет ее в различных ситуациях. Например, при решении задач математики ребенок анализирует ситуацию, исследует возможные способы решения и выбирает наиболее подходящий. Это требует от него активного мышления и применения ранее полученных знаний.
Мышление также играет важную роль в развитии критического мышления и способности к самоконтролю. Ребенок, используя мышление, может анализировать информацию, оценивать ее достоверность и на основе этой оценки принимать решения. Критическое мышление помогает ребенку развить навыки независимости и самостоятельности, а также помогает в различных социальных и эмоциональных ситуациях.
Помимо этого, мышление играет роль в развитии творческого мышления. Ребенок, способный мыслить творчески, может генерировать новые идеи, искать нестандартные решения и находить неожиданные связи между различными явлениями. Важно создавать условия, способствующие развитию творчества и воображения у ребенка, чтобы он мог использовать их в процессе мышления.
Наконец, мышление также помогает ребенку развить навыки коммуникации и социального взаимодействия. Оно позволяет ему анализировать поведение других людей, понимать их мысли и эмоции, и далее адаптировать свое поведение в соответствии с контекстом. Также мышление способствует развитию навыков решения коллективных задач и способности к компромиссам.
Итак, мышление играет фундаментальную роль в развитии ребенка. Оно помогает в усвоении новых знаний, развитии критического мышления и творческости, а также в развитии социальных и коммуникативных навыков.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Создать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке, оборудовать педагогический процесс игрушками и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
2. Соблюдать время, отведенное для игры в режиме дня, способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.
3. Развивать содержание детских игр, расширять представление дошкольников об окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие события общественной жизни).
4. Систематически формировать у детей игровые умения, предусмотренные "Программой воспитания и обучения в детском саду". Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность. Развивать любознательность и познавательные способности у детей, активизировать их двигательную деятельность. Во всех видах игр создавать активное речевое общение детей, расширять словарный запас, развивать связную, выразительную речь. Поощрять проявления воображения, инициативы в выборе игры и развитии ее замысла, в подборе материалов. В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость, выдержку, формировать положительные взаимоотношения между детьми: дружелюбие, взаимопомощь, умение выполнять правила.
5. Обеспечить квалифицированное педагогическое управление игрой, учитывая специфический характер этой деятельности, уровень ее развития и возрастные особенности детей. В младшем дошкольном возрасте в качестве основных приемов руководства использовать совместные игры воспитателя со всей группой, с небольшими подгруппами и с отдельными детьми. Важно при этом, чтобы отношения в процессе игры между взрослым и ребенком были равными, создавалась особая, доверительная форма, игра не носила характер обучающего занятия. Обучение способами игровой деятельности должно носить ярко выраженный эмоциональный характер. В старшем дошкольном возрасте необходимо использовать косвенные приемы педагогического воздействия: организацию предметно-игровой среды, постановку перед детьми проблемных игровых задач в форме вопросов, советов, обсуждение с ними плана игры. Учитывать интересы детей.
6. Совершенствовать планирование игровой деятельности, отражая в плане воспитательной работы приемы руководства, направленные на формирование игры как деятельности и использования ее как средства всестороннего воспитания детей.
7. Систематически целенаправленно оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей. Работу с ними строить дифференцированно, учитывая их образовательный уровень и условия жизни семьи.