Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что в последние годы наблюдается повышенный интерес к истории и культуре России. Александр Родченко внес значительный вклад в развитие отечественного дизайна, и его работы до сих пор актуальны и вдохновляют современных дизайнеров.
Александр Родченко был многогранным художником, фотографом, дизайнером и теоретиком искусства. Его работы, в полной мере отражающие революционные тенденции эпохи, вызывают интерес и восторг как у профессионалов, так и в широкой публике.
Одним из главных достижений Родченко в дизайне стало создание нового стиля в графическом дизайне, называемого конструктивизмом. Он внедрил в дизайн строгую геометричность, яркую цветную палитру и простые формы, придавая работе энергичное и мощное выражение. Такой подход к дизайну занимает прогрессивную позицию в отношении искусства и меняющихся тенденций и потребностей общества.
Важным аспектом, делающим тему актуальной, является исторический контекст. Творчество Родченко связано с периодом революции и строительства нового общества в России, что оказало сильное влияние на отечественный дизайн. Своими работами он пропагандировал новые идеи, новый образ жизни и новый подход к искусству. И до сих пор его работы создают шедевры и вдохновляют многих дизайнеров.
Цель курсовой работы заключается в изучении вклада Александра Родченко как выдающегося деятеля в области искусства в развитие отечественного дизайна. Задачей работы является более детальное изучение жизни и творчества Родченко, анализ его влияния на создание новых подходов и тенденций в отечественном дизайне, а также рассмотрение его значимости и влияния на профессионалов в этой сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать творческий путь А. Родченко.
2. Рассмотреть и изучить истоки формирования отечественного дизайна.
3. Рассмотреть творчество А. Родченко в разных ракурсах.
Объектом курсовой работы является творчество А. Родченко.
Предметом является его художественные произведения.
Методология исследования включает в себя культурно-исторический метод, иконографический метод, метод формально-стилистического анализа. В качестве источников используется научно-методическая литература по специальности «История изобразительных искусств» (Гирин Ю.Н., Ильина Т.В.) и «История дизайна» (Кухта М.С., Лаврентьев А.Н.), а также научные статьи по специальности «Искусствоведение» и «Дизайн».
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав с подпунктами, заключения и списка литературы. В первой главе исследуется биография и периоды творческой деятельности А. Родченко. Вторая глава содержит в себе анализ влияния творчества А. Родченко на развитие отечественного дизайна.
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА РОДЧЕНКО
1.1. Детство и юность
Александр Родченко родился 5 декабря 1891 года в Петербурге, в семье прачки и театрального декоратора. С самого детства Родченко проявил непосредственный талант к искусству. В школе он начал рисовать и начал пропагандировать свои международные и креативные работы. После переезда семьи в Казань учился на зубного техника и работал по специальности, однако врачебное дело было ему не по душе.
В 1911-м году Александр бросил профессию, чтобы стать вольнослушателем в Казанской художественной школе, куда к тому моменту переехала семья Родченко. У юноши не было свидетельства об образовании после четырех классов церковно-приходской школы, поэтому он не мог поступить на полное обучение. Тем не менее, через год успешной учебы, будучи вольнослушателем, художник сдал экзамены и поступил в класс живописи.
В 1913-м году в училище А. Родченко познакомился с Варварой Степановой, своей будущей женой и соратницей. Варвара, увлеченная модерном и экспериментами с формой и цветом, вместе с мужем в будущем станет у истоков конструктивизма. Они будут организовывать выставки, участвовать в художественных объединениях, искать и развивать свой стиль. В будущем супруги будут работать как единый творческий организм, вдохновляя друг друга в авангардной репортажной фотографии и в агитационной моде и текстиле, в которой работала Варвара. Художница придумывала орнаменты для повседневной одежды и разрабатывала практичную форму для рабочих.
С 1916 года А. Родченко и В. Степанова начали совместную жизнь в Москве. Где бы ни жили А. Родченко и В. Степанова, их дом становился творческой мастерской, пространство напоминало производственный цех, где каждый день создавалось что-то новое, производились «опыты для будущего». Через общих друзей пара познакомилась с Владимиром Татлиным, одним из ведущих московских авангардистов, который в то время организовывал экспериментальную выставку «Магазин» и, в обмен на помощь в организации, предложил А. Родченко принять участие. Для художника это стало первой экспозицией.
Организуя выставку, Александр познакомился со многими знаменитыми деятелями искусства. Однако супрематисты во главе с Казимиром Малевичем, с его глубокими философскими идеями о чистом искусстве и игрой оттенков и геометрических фигур на полотнах, живописца не впечатлили. Отталкивали идеалиста Родченко неискренность и самовлюбленность Малевича. Концептуальный подход его живописи привлекал его гораздо меньше, чем монументальные скульптуры Татлина, в которых практичность становилась основой произведений, форма была важнее содержания. Родченко выбирал искусство, свободное от любых идейных основ.
1.2. Творческий путь
Творческий путь Александра Родченко неразрывно связан с развитием такого направления в культуре и искусстве, как конструктивизм Конструктивизм – одно из главных направлений авангарда XX века. Оно распространялось не только в изобразительном искусстве, но и в архитектуре, фотографии и декоративном искусстве. Его основой была конструкция, то есть применение закономерностей, свойственных формам, созданным автоматическим способом. Это новое направление было лишено таинственного и романтического замысла, оно было рациональным, логичным и функциональным.
Для Александра Родченко термин «конструкция» был принципиальным в период 1920-1921 годов – в период зарождения концепции конструктивизма. Родченко создавал конструкции из плоских элементов, считая, что «плоскость более пространственна, чем объемное тело». При работе с плоскими элементами он утверждал, что в пространстве сильнее выделяется контраст между резкостью граней и протяженной поверхностью. Его интересовали новейшие идеи в технике и науке, и с помощью нового абстрактно-философского представления о мире он создавал свои работы.
Пространственная конструкция – это независимый и трехмерный объект, который можно рассматривать со всех сторон. Работы Родченко «вышли в пространство», они открыты со всех сторон и видны с любой точки. Висящие конструкции не имеют точек соприкосновения ни с поверхностями, ни с плоскостью картины или рельефа. В конструкциях детали ограничивают и обстраивают внутреннее пространство, что создает соотношение двух пространств: внутреннего и внешнего.
В серии конструкций под названиями «Круг в круге» (рис. 1), «Квадрат в квадрате», «Овал в овале» Родченко также использовал общие принципы моделирования объемных структур из контуров с концентрическими вырезами из плоскости. Линия на плоскости превращалась в линию разреза. Сочетание и сопряжение элементов при разных углах создавало впечатление необычной и интересной пластической формы, которая воспринимается с любой стороны.
Рисунок 1 – А. Родченко «Круг в круге»
Каждое творение Александра Родченко является новым композиционным экспериментом. Он строил свои композиции на основе доминирующего цвета, распределяя его по поверхности с плавными переходами. Родченко задал себе цель создать композиционное произведение, используя только разные текстуры: некоторые участки картины он покрывал глянцевым лаком, остальные оставлял матовыми и незаконченными. Такое сочетание разных поверхностей создавало новый выразительный эффект, а границы между ними воспринимались как границы формы. Родченко создавал свои композиции из одиночных точек, которые горели как разноцветные звезды на черном фоне, или из линий, придавая этому элементу философскую и пластическую смысловую значимость.
Коллажи также характеризовали раннее творчество Родченко, так как он активно участвовал в культурном строительстве. С самого начала он использовал фотографию, самостоятельно снимал для создания коллажей и применял фотомонтажи. Он призывал работать не для элитных зданий и музеев, а для повседневной жизни. Конструирование и ясные системы построения были ориентирами для Родченко, который относился к искусству как к эксперименту и исследованию новых возможностей и форм.
Например, коллаж «Техника» (рис. 2) был составлен из ярких элементов в стиле неореализма. Он посвящался техническому прогрессу, а это можно наблюдать на фотографии, изображающей повозку, движимую одной лошадью. Такой коллаж был нестандартным и конструктивным. Особый интерес вызывает добавленная надпись, взятая с обычной почтовой открытки («на обороте пишется только адрес»). Она словно обращается к другой, несуществующей стороне коллажа, другому пространству, где возможность применения и оценки техники уже стала реальностью.
Рисунок 2 – А. Родченко, коллаж «Техника»
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.). Теория. История. Поэтика: в 2 книгах / Учреждение Российской академии наук Инситут мировой литературы им. А.М. Горького; отв. ред. Ю.Н. Гирин. – Москва: ИМЛИ РАН, 2010.
2. Александр Родченко и его круг. Конструктивный мир. Мечты о пространстве. Коллективная монография на основе материалов выставки. – Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска»; МГХПА им. С.Г. Строганова, 2019. – 113 с.
3. Александр Родченко и конструктивизм / А.А. Власова, В.А. Ротанова, А.И. Торопова [и др.] // Современные научные исследования и инновации. – 2020. – № 4 (108). – С. 31.
4. Александр Родченко [Электронный ресурс] // Просветительский проект «Культура.РФ». URL: https://www.culture.ru/persons/8375/aleksandr-rodchenko (дата обращения: 15.01.2024).
5. Андрусенко М. Александр Родченко: свободное искусство в советской России [Электронный ресурс] // LOSKO. URL: https://losko.ru/aleksandr-rodchenko/ (дата обращения: 15.01.2024).
6. Безин А. Александр Родченко в авангарде ВХУТЕМАСа: как конструктивист воспитывал художников новой формации [Электронный ресурс] // Онлайн-мастерские ВХУТЕМАС. URL: https://vkhutemas.academy/articles/rodchenko-novaya-formaciya-mneniye (дата обращения: 15.01.2024).
7. Безин А.В. Принципы построения композиции, созданные А. Родченко, и их применение в современной цифровой среде обучения // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2022. – № 1-2. – С. 110-117.
8. Билецкая М.Д. Роль конструктивизма в современной архитектуре, скульптуре, дизайне / М.Д. Билецкая, А.Г. Османова, Г.А. Аккуратнова // Дизайн и искусство – стратегия проектной культуры XXI века (ДИСК-2016): сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей, Москва, 07-09 декабря 2016 года. Том Часть 3. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии», 2016. – С. 138-140.
9. Воронкова Р. Под углом Родченко: новаторство художника в композиции [Электронный ресурс] // Портал для создания визуальных исследований «Deziiign». https://deziiign.com/project/b756691d0aa64bf490c33b79d548210f (дата обращения: 15.01.2024).
10. Данкова А. Творчество Александра Родченко и его вклад в развитие отечественного дизайна // Ломоносовские чтения «Чтобы науки возросли и распространились в России»: к 75-летию освобождения территории СССР от немецко-фашистских захватчиков и 65-летию образования Липецкой области: материалы восьмой межрегиональной научной конференции студентов и школьников, Липецк, 21 ноября 2019 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. – С. 38-41.
11. Ильина Т.В. История отечественного искусства. От крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учебник для вузов / Т.В. Ильина, М.С. Фомина. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 370 с.
12. История искусств: учебное пособие / составитель Л.А. Кинёва; научный редактор Л.Б. Вожева. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. – 136 с.
13. Как Александр Родченко придумал советский дизайн [Электронный ресурс] // Онлайн-школа дизайна «Contented». URL: https://media.contented.ru/vdohnovenie/istoriya-dizajna/kak-aleksandr-rodchenko-pridumal-sovetskij-dizajn/ (дата обращения: 15.01.2024).
14. Камашева А.Г. Конструктивизм: взгляд через 100 лет – современно, стильно, перспективно / А.Г. Камашева, Ю.Ю. Фирсова // Дизайн и искусство – стратегия проектной культуры XXI века: сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции в рамках Всероссийского форума молодых исследователей, Москва, 19-21 ноября 2019 года. Том Часть 2. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2019. – С. 64-67.
15. Койнова Н.В. Роль ВХУТЕМАСа и Баухауза в становлении образования в области промышленного дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2011. – № 1. – С. 83-89.
16. Кухта М.С. История и методология дизайн-проектирования: учебник. Часть I. История дизайн-проектирования / М.С. Кухта; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск: Томского политехнического университета, 2021. – 152 с.
17. Лаврентьев А.Н. Александр Родченко: начало карьеры дизайнера // Дизайн-ревю. – 2011. – № 3-4. – С. 9-22.
18. Лаврентьев А.Н. Город 1920-х и 1930-х годов в творчестве конструктивиста // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2013. – № 2. – С. 115-124.
19. Лаврентьев Α.Η. История дизайна: учебное пособие / А.Н. Лаврентьев. – М.: Гардарики, 2007. – 303 с.
20. Маринина М.Р. Творчество Александра Михайловича Родченко // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы V международной научной конференции, Санкт-Петербург, 09 декабря 2022 года. Том 3. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2022. – С. 85-90.
21. Петрова Е.С. Советский конструктивизм // Журнал Института Наследия. – 2019. – № 4 (19). – С. 1-4.
22. Савельева Е.И. Влияние конструктивизма А.М. Родченко на тенденции в современной графике / Е.И. Савельева, Е.В. Жорова // Дизайн и искусство – стратегия проектной культуры XXI века: сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции в рамках Всероссийского форума молодых исследователей, Москва, 19-21 ноября 2019 года. Том Часть 3. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2019. – С. 151-154.
23. Сидорина Е.В. Конструктивизм без берегов / Е.В. Сидорина. – Москва: Прогресс-Традиция, 2012. – 654 с.
24. Слинкин Н. Александр Родченко: краткий путеводитель по жизни и творчеству [Электронный ресурс] // Академия «Арзамас». URL: https://arzamas.academy/mag/385-rodchenko (дата обращения: 15.01.2024).
25. Угнивенко С.И. Художественные новации Александра Родченко в дизайне [Электронный ресурс] // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018001404 (дата обращения: 15.01.2024).