Фрагмент для ознакомления
2
Математика исторически считалась сложной наукой, а для младших школьников, непривыкших к большому количеству математической информации, познание чисел, закономерностей всегда являлось трудным.
Изучение математики благоприятно влияет на психическое развитие ребёнка, позволяет развивать память, мышление, речь, внимательность.
Познавая числа, младшие школьники должны овладеть математическими знаниями и навыками, необходимыми для продолжения изучения более сложных математических действий и вычислений.
В процессе обучения вычислительным навыкам ставится задача применения полученных знаний в разнообразных меняющихся условиях. Успешность обучения зависит от выбора методов и приёмов, их целесообразного сочетания и правильности использования в учебном процессе.
Особую актуальность приобретают вопросы формирования вычислительных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
Степень разработанности проблемы исследования. Основными вопросами обучения вычислительным навыкам умственно отсталых школьников занимались Т. В. Алышева, Н. Д. Богановская, В. П. Гриханов, Р. А. Исенбаева, Г. М. Капустина, Г. Н. Мерсианова, М. Н. Перова, П. Г. Тишин, А. А. Хилько, В. В. Эк.
При обучении математике учащихся специальных (коррекционных) школ необходимо учитывать, что освоение необходимого материала не должно состоять преимущественно из заученных до автоматизма упражнений. То, что изучают обучающиеся, должно быть значимым и понятным им. Такой подход требует перехода к формированию математических представлений на наглядной основе. Подводить учащихся к обобщениям и выполнять на их основе практическую работу.
Младшие школьники, обучающиеся по адаптированной программе, затрудняются в понимании смысла сложения и вычитания, а в дальнейшем испытывают затруднения при выполнении этих заданий в различных учебных и жизненных ситуациях, что усложняет их социализацию. Данная ситуация требует поиска наиболее эффективных путей решения выявленной проблемы.
Таким образом, актуальность темы исследования прослеживается с нескольких сторон:
- социальной – необходимостью развития личности ребенка в процессе математического образования, развития у него мыслительных процессов, формирование понимания математических понятий и недоразвитием данных процессов у обучающихся с умственной отсталостью;
- педагогической – необходимостью достижения цели формирования вычислительных навыков в процессе обучения младших школьников с умственной отсталостью и построением индивидуального образовательного процесса с учетом требований программы, возможностей обучающихся, принципов и методов педагогической науки;
- методической – необходимостью поиска эффективных способов формирования вычислительных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
Объект исследования – процесс формирования вычислительных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования – методы и приёмы формирования вычислительных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1.Описать особенности методики формирования вычислительных навыков у обучающихся;
2. Рассмотреть особенности формирования вычислительных навыков у обучающихся с умственной отсталостью;
3. Выявить роль игровых методов в развитии вычислительных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
Теоретическая значимость: по результатам исследования нами были выделены особенности математического развития младших школьников с умственной отсталость, которые необходимо учитывать при построении учебного процесса.
Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, три параграфа заключение, список литературы и приложение.
1 Проблема формирования вычислительных навыков в современной дидактике
Проблемой формирования вычислительных навыков и умений у учащихся начальных классов занимались в разное время многочисленные методисты и практики, такие как Е.С. Дубинчук, А.А. Столяр, С.С. Минаева, Н.Л. Стефанова, Ю.Ф. Чекмарева, М.А. Бантова, М.И. Моро, Н.Б. Истомина, С.Е. Царева и др.
Исследования психологов (В.В. Давыдов, Л.В. Занков), педагогический опыт показывает, что при систематическом обучении математике младшие школьники обладают сенсорными, перцептивными, умственными, вербальными, мнемоническими и другими способностями [7].
В методике преподавания любой дисциплины возникает вопрос: «Чему учить?» Он всегда был сформулирован и остается одним из приоритетных вопросов. Перед педагогами встает вопрос: «Дадите ли вы детям базовые научные знания, конкретные навыки, которыми они могут руководствоваться?». Это то, что является важной проблемой дидактики.
В содержании математического развития сконцентрировано три основных направления работы: формирование математических представлений и понятий; формирование математических зависимостей и отношений; формирование математических действий [4].
Чтобы реализовать это содержание, необходимо выбрать познавательные материалы для изучения, учитывая всю их важность и способность удовлетворять потребности орбучающихся. Вот почему содержание математического образования пересматривалось и отбиралось на протяжении многих лет. Этот процесс базируется на основе исследований, проведенных за последние пятьдесят лет А. М. Леушиной, В. В. Даниловой, Т. В. Тарунтаевой, Р. Л. Березиной, Н. И. Непомнящей.
Каждое математическое понятие формируется постепенно и развивается у обучающихся по линейному и концентрическому принципу, и все они тесно взаимосвязаны. При работе со школьники на уроках математики основное внимание уделяется формированию вычислительных навыков.
Вычислительный навык – это высокий уровень развития вычислительных приемов. В целом, можно сказать, что под вычислительным навыком понимается «автоматический вычислительный прием» [7, с. 45]. Важно также ввести и понятие «вычислительный прием», при котором понимается комплекс математических операций, апробация которых приведет к результату.
Исследователь М.А. Бантова отмечает, что «формирование вычислительных навыков у младших школьников возможно только при условии, что последний будет знать, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять при математическом действии» [3, с. 39].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс,2002. – 276 с. - Текст: непосредственный.
2. Антипанова, Н. А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта / Н.А. Антипанова, М.А. Дацко. Текст: непосредственный //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №. 2. – С. 24-27.
3. Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков / М.А. Бантова // Начальная школа. - 1995. - №11. - С. 38-43
4. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.В. Белошистая. - М. : Владос, 2005 (Великолук. гор. тип.). - 455 с.
5. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. –Москва : Просвещение, 2003. – 273 с. - Текст: непосредственный.
6. Зайцева, О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка / О.П. Зайцева // Начальная школа. – 2020 .- №1. - С. 30.
7. Ильина, О. Н. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях / О.Н. Ильина // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество». — 2021. – С. 45-48.
8. Истомина, Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах / Н.Б. Истомина. - М: Просвещение. – 1985. – 12 с.
9. Кобзарь, Д.А. Особенности механической памяти у детей с нарушением интеллекта / Д.А. Кобзарь. Текст: непосредственный //Молодая наука. – 2016. – С. 357-358.
10. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского [и др.]. –М. : Просвещение, 1985. – 195 с. - ISBN 5-7695-0799-3. Текст: непосредственный.
11. Лурия, А. Р. Мозг человека психические процессы/ А.Р. Лурия. – М. : Педагогика, 1970. – 495 с. - ISBN 5-94723-559-5. Текст: непосредственный.
12. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью » Единство детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
13. Мансурова, Э.Р. Игровые приемы обучения математике младших школьников с умственной отсталостью / Э.Р. Мансурова // КПО. - 2018. - №1 (13). – 58-68,
14. Международная классификация болезней 11-го пересмотра [Электронный ресурс] URL: https://doctorsan.ru/mkb-11 (дата обращения 14.12.2023). - Текст: электронный.
15. Московкина, А. Г. Клиника интеллектуальных нарушений : учебное пособие / А. Г. Московкина, Т. М. Уманская.– Москва : Прометей, 2013. – 300 с. - Текст: непосредственный.
16. Осипова, А.А. Общая психокоррекция : учеб. пособие / Алла Осипова. – Москва : Сфера, 2001. – 512 с. - Текст: непосредственный.
17. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа психофизического развития: Сборник статей под ред. Т.А. Власовой / М.С. Певзнер. Текст: непосредственный // АПН РСФСР, 1983. – С. 24-26.
18. Пузанов, Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями : учебное пособие / Б. П. Пузанов, Н. И. Коняева. – Москва : Владос, 2011. – 272 с. - Текст: непосредственный.
19. Слепокович, Е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е. С. Слепокович – Санкт-Петербург : Речь, 2008. – 247 с. - Текст: непосредственный.
20. Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов / Е. Р. Баенская, Т. А. Басилова, А. Л. Венгер, и др; Под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : 2001. – 312 с. - ISBN 5-7695-0558-3. Текст: непосредственный.
21. Столяр, А. А. Методика начального обучения математике / Под общ. редакцией Столяра А.А. и Дрозда В.Л. — Минск Высшая школа, 1988. — 254с.
22. Стребелева, Е. А., Лазуренко, С. Б., Кузенкова, Л. М. Дети с нарушением интеллекта: реабилитация средствами образования / Е.А. Стребелева, С.Б. Лазуренко, Л.М. Кузенкова. Текст: непосредственный //Педиатрическая фармакология. – 2012. – Т. 9. – №. 6. – С. 80-84.
23. Ташина Т.М. Классификации нарушений интеллекта (исторический аспект) / Т.М. Ташина. – Текст : электронный // Инновационная наука. 2015. №11-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-narusheniy-intellekta-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 15.12.2023).
24. Шаповалова, О. Е. Самооценка младших школьников с нарушением интеллекта / О.Е. Шаповалова. Текст: непосредственный //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2017. – №. 55. – С. 36-41.
25. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник для студентов учреждений высшего проф. учр-я / Людмила Шипицына. – Москва : Академия, 2014. – 224 с. - Текст: непосредственный.
26. Царева, С.Е. Формирование вычислительных умений в новых условиях / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С. 51-59.