Фрагмент для ознакомления
2
1 ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕБЕНКА И ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА ЛИЧНОСТИ
Педагогическая профессия имеет фундаментальные основания, неотъемлемые для развития общества. Если бы молодое поколение не могло использовать наследованный опыт и творчески применять его, общество замедлило бы свой прогресс.
Педагог, который работает в любой области, представляет собой одного из самых значимых социальных деятелей. Его задача – развивать и формировать личность. Сущность педагога заключается в духовном развитии и становлении человека. Это является главной социальной функцией педагога. Личность педагога играет решающую роль в его работе.
Личность педагога включает в себя его ценности, мотивацию, способности и другие психологические качества, которые оказывают существенное влияние на цели, задачи, средства и методы педагогической деятельности и коммуникации. Если педагогическая деятельность определяет процесс, приемы и технологии работы педагога, то педагогическое общение отражает обстановку и активность этой работы. Все это определяется личностью педагога, его целями, идеалами и духовным содержанием работы.
Личность воспитателя играет ключевую роль в воспитании. Воспитание становится эффективным, когда воспитатель внимательно относится к процессу, постоянно анализируя его и делая правильные выводы.
Основой воспитания должны быть простые человеческие качества – любовь и забота. Иоганн Генрих Песталоцци, знаменитый швейцарский педагог, был известен своими милосердием и добротой. Согласно его биографу, его задачей воспитания было развить способности человека в соответствии с естественными законами – когда «сердце желает верить и любить, а ум – мыслить» .
Позиция воспитателя должна быть тонкой и неприметной, возможно, даже скрытой от воспитанника. Воспитание – это искусство, которое выражает уникальность личности воспитателя, его индивидуальность, характер и отношение к воспитанникам. Считается, что настоящим мастером воспитания может стать только талантливый человек, педагог от природы.
Истинный педагог всегда найдет нестандартные ответы на любые вопросы, сможет заинтересовать и вдохновить ребенка, повысить его мотивацию. Эффект настоящего педагога заключается в том, что воспитание превращается в самовоспитание.
В начале 1980-х годов А.В. Петровский и В.А. Петровский предложили новый подход к пониманию личности. Они утверждают, что личность способна влиять на изменение значимых аспектов индивидуальности других людей и вносить трансформации в их поведении и сознании . Это получило подтверждение в области педагогической деятельности.
Личность, предоставляя намеренно или ненамеренно образцы своей активности, продолжает себя в других людях, преобразуя их личностные смыслы, поведение и мотивы. Быть одной из форм непреднамеренного подражания, индивидуально-специфическое влияние выходит за рамки традиционного понимания этой психологической категории. Изменение структуры личности объекта индивидуального влияния должно в теории привести к изменению его поведения в любых ситуациях, даже если субъект влияния сам не проявлял активности.
Роль педагогической личности и ее влияние на успешность воспитательного процесса также подчеркивают Р.К. Янкелевич и Р.Ф. Юровский. Они утверждают, что педагог, будучи главным генератором духовности между поколениями, не обладает исключительным воспитательным влиянием . Несоответствие и несогласованность воспитательных стимулов порождают проблему эффективности, которая становится все более актуальной по мере взросления ученика и его рационально-критического отношения к окружающему миру и учебной информации. Мощность воспитательного воздействия определяется не только направленностью (патриотизм, гуманизм, добродетель), но и личностью и способом его проведения. Именно поэтому эффективность воспитательного процесса зависит от личности педагога.
Очевидно, что только личность может воспитать другую личность, и это предъявляет особые требования к педагогу. Как отмечал К.Д. Ушинский, личность педагога – это как плодотворный солнечный луч, который невозможно заменить . Влияние личности педагога на молодое сердце является основной силой воспитания, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными уроками, ни системой наказаний и поощрений.
Великий педагог В.А. Сухомлинский также убежден в том, что важная часть становления личности педагога происходит вместе с его воспитанниками. Кто он такой и какая личность его воспитанников будет зависеть от личности самого педагога. Сухомлинский выдвигал высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора образовательного процесса. Он считал, что педагог должен быть примером богатой духовной жизни, только тогда он будет иметь моральное право воспитывать. Высокие личностные качества педагога, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Алиева, Л.В. Профессиональное самообразование – ресурс становления творческой личности педагога-воспитателя Л.В. Алиева // Педагогическое искусство. – 2019. – № 1. – С. 72-79.
2 Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – Москва: Издат. дом Шалвы Амонавили, 2001. – 463 с.
3 Голубь, И.Б. Национальные ценности в формировании личности будущего педагога: монография / И.Б. Голубь. – Биробиджан: ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2018. – 73 с.
4 Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения: в двух томах / И.Г. Песталоцци; под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. – Москва: Педагогика, 1981. – Т. 1. – 334 с.
5 Петровский, А.В. Быть личностью / А.В. Петровский, В.А. Петровский. – Москва: Педагогика, 1990. – 110 с.
6 Присухина, О.В. Личность воспитателя в педагогической деятельности / О.В. Присухина, В.В. Семыкина и др. // Интерактивная наука. –2021. – № 6. – С. 45-47.
7 Прокопьева, С.А. Сравнительный анализ представлений об образе «идеального воспитателя» // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №71. – С. 380-384.
8 Русанова, Н.А. Жизненные перспективы личности воспитателя: определение проблематики: монография / Н.А. Русанова, Г.Г. Вербина. – Чебоксары: Среда, 2018. – 77 с.
9 Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Москва: Прогресс, 1983. – 447 с.
10 Таболова, Э.С. Аспекты формирования профессиональной личности будущего педагога: монография / Э.С. Таболова, Н.В. Гончарова, Л.А. Ситак. – Ставрополь: Тимченко О.Г., 2021. – 72 с.
11 Ушинский, К.Д. Русская школа / К.Д Ушинский. – Москва: Институт русской цивилизации, 2015. – 678 с.
12 Янкелевич, Р.К. К вопросу о личности педагога и его роли в учебно-воспитательном процессе / Р.К. Янкелевич, Р.Ф. Юровский. – Гродно: ГрГАУ, 2004. – 96 с.