Фрагмент для ознакомления
2
Понятия «произносительная сторона речи» или «произношение» охватывают фонетическое оформление речи и комплекс речевых моторных навыков, которые оно описывает. Это включает в себя речевое дыхание, формирование голоса, воспроизведение звуков и их комбинаций, навыки словесного ударения и идиоматической интонации, а также средства соблюдения всех норм орфоэпии.
Нарушения в произношении негативно влияют на весь ход психического развития ребенка, что отражается как на действиях, поведении, так и на межличностных отношениях, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Исследователи (Е.Ф. Архипова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева и др.) отмечают рост числа младших школьников с нарушениями речи. Одной из сторон речи является произносительная сторона, в которую входит интонация.
В настоящее время хорошо изучены проблемы звукопроизношения и формирования слогового строя слов у детей (А. Н. Гвоздев, А. И. Максаков, М. Хвацев и др.). Процесс овладения интонацией подробно не изучен, поскольку считалось, что дети осваивают интонационную сторону речи почти не изучая ее, естественно - в процессе общения со взрослыми.
Одной из наиболее сложных и полиморфных групп, обусловленных речевыми нарушениями, являются дети с фонетико-фонематическим речевым развитием.
Фонетико-фонематическое развитие речи – частая проблема у детей. Специальные психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Л. В. Лопатина, О. И. Яровенко и др.) показывают способность детей с фонетико-фонематического развития речи к усвоению речевых и интонационных способностей посредством специальных коррекционных мероприятий.
Экспериментальных данных по интонационной стороне речи у детей с фонетико-фонематическим развитием речи недостаточно. Основная информация об этих интонационных характеристиках получена на взрослых.
Небольшой охват научных исследований в данной области, коррекция нарушений интонационной стороны речи у детей с ФФНР остаётся достаточно открытым.
Поэтому актуальность исследования определяется с нескольких сторон:
- на социальной стороне - обусловлена тем, что нарушения интонационной стороны у детей с ФФНР отрицательно сказываются на способности общения детей данной группы и их последующего процесса социализации;
- на педагогической стороне – обусловлена сложностью в ранней диагностике ФФНР у детей, выборе адекватных методов и форм коррекции с учетом реализации принципа индивидуализации обучения;
- на методической стороне – обусловлена разработкой логопедической работы по коррекции интонационной стороны речи у детей с ФФНР.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: каковы условия формирования интонационной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
Объект исследования: особенности интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования интонационной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Цель исследования: теоретически обосновать особенности формирования интонационной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме формирования интонационной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
2. Определить уровень развития интонационной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
3. Разработать логопедические занятия, направленные на коррекцию интонационной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Методы исследования:
- теоретический (теоретический анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (диагностика, качественная и количественная обработка результатов исследования).
Теоретико-методологической базой исследования выступили труды в области:
- раскрытия особенностей и структуры дефекта у детей с ФФНР (Р.Е. Левина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др.);
- методах диагностики дошкольного возраста интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ФФНР (Е.Ф. Архипова, О. И. Лазаренко, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др.);
- особенностях коррекции и направлений формирования интонационной стороны речи у детей с ФФНР (Т.В. Волосоцев, Г. В. Чиркина, М. Ф. Фомичева, Т. Б. Филичева и др.).
Методика исследования: для обследования уровня развития интонационной стороны речи были использована методика О. И. Лазаренко.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается и том, что представленные в работе методы коррекции интонационной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут быть использованы логопедами, дефектологами в коррекционном процессе.
Структура работы: введение, две главы, заключения, список литературы и приложение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие об интонации и особенностях ее развития
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Помимо содержательной стороны большое значение для восприятия слушателя имеет просодическая сторона речи.
Просодия, по утверждениям Н.И. Жинкин это высший уровень развития речи [9]. Ключевым компонентом просодии является интонация. Смысл речи и ее подтекст раскрываются через интонацию. Речь без интонации медленная и невнятная. Через интонацию говорящий эмоционально воздействует на слушателя.
Основной единицей просодии является синтагма, т.е. отрезок предложения, объединенный интонацией и смысловым значением. Синтагму, произнесенную на одном речевом выдохе, без пауз в процессе непрерывной артикуляции, можно отнести к понятию беглости речи. Совершенная речь характеризуется произношением одного артикуляционного комплекса синтагм на одном речевом выдохе [4].
Интонация – сложное явление, включающее несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила голоса, паузы и логические ударения, темп речи. Все эти компоненты участвуют в делении и организации потока речи в соответствии со смыслом передаваемого сообщения [7].
Специфические признаки просодии сочетаются и согласовываются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока. Скорость речи обычно определяется скоростью ее течения или количеством звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей может быть звук, слог или слово. Скорость речи, измеренная без пауз, называется артикуляторной, а при учете пауз говорят о полном темпе. У взрослого человека скорость речи в спокойном состоянии колеблется от 90 до 175 слов в минуту [11]. На практике существует три основных темпа: нормальный, быстрый и медленный. Резкие отклонения темпа речи от средних значений — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания [16].
В понятие интонация включается темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов), паузы (перерывы в произнесении речевых элементов), тембр речи (окраска человеческого голоса), тон речи (степень высоты звука), мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение). Эти акустические характеристики интонации зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса [23].
Интонация увеличивает объем сообщения, сообщая не только то, что содержится в тексте, но и то, что в подтексте.
Анатомо-физиологическую природу интонации составляют речедвижения, в основе которых лежат модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуковой речи (Н. И. Жинкин) [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е. Ф. Обследование просодической стороны речи у детей с дизартрией / Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ: Астрель, 2011. – 319 c.
2. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова ; под ред. Л. И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
3. Бородич, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2014. – 189 с.
4. Варенцова, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Под ред. Н.С. Варенцовой, Е.В. Колесниковой – М.: «Академия», 1997. – 221 с.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М. : Просвещение, 1973. – 320 с.
6. Горбенко, Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е.Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 262-264.
7. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. – М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 64 с.
8. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / Под ред. И.И. Ермаковой – М.: «Просвещение», 1996. – 143 с.
9. Жинкин Н.И. Механизм регулирования сегментарных и просодических компонентов языка и речи. Творчество (избр. труды). — М.: Лабиринт, 1998.
10. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников. – 1963. – С. 213-227.
11. Исенина Е. И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза. – Иваново: Изд-во Ивановского ун-та, 1983.
12. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше. – М. : Просвещение, 1991. – 230с.
13. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986. - 68 с.
14. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психические аспекты / Под ред. А.Н. Корнева – Спб.: «Речь», 2006. – 380 с.
15. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей : [методическое пособие] / О. И. Лазаренко. - Москва : Сфера, 2009. - 64 с.
16. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М. : Учпедгиз, 1978. –180 с.
17. Лалаева, Р. И. Логопатопсихология: пособие для логопедов / Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховская. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 464 с. 11
18. Ларшина, В.С. Фонематическое восприятие: Методические рекомендации / В.С. Ларшина. - Новокузнецк, 2015. - 62 с.
19. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л.В. Лопатина. – СПб : Союз, 2008. – 346 с.
20. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / А.Р. Лурия. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
21. Максаков, А.И. Восприятие детьми дефектов произношения звуков в своей и чужой речи / А.И. Максаков. - М.: Просвещение, 2010. - 266 с.
22. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А. Г. Московкиной. – М. : Классик Стиль, 2020. – 320 с.
23. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Под ред. В.И. Селиверстова – М.: «Владос», 2001. – 224 с.
24. Нестерова, Т.В. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей / Т. В. Нестерова, О.Ю. Федосова // Самарский научный вестник. – 2020. – № 1(6). – С. 110-113.
25. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В. Чиркиной – М.: АРКТИ, 2002. – 240с.
26. Парамонова, Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей : метод. пособие / Л.Г. Парамонова. – М. : Национальный книжный центр, 2018. - 272 с.
27. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи / В.И.Рождественская, ЕА. Радина. - М.: Просвещение, 2011. - 234 с.
28. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс / Е.Н. Российская, Л.А.Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.
29. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова – М.: «Владос», 1994. – 344 с.
30. Спирова, Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи /Л.Ф. Спирова. – М.: Просвещение, 2003. – 53с.
31. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия / Т. А. Ткаченко. – М. : Гном и Д., 2005. – 32 с.
32. Туманова, Т.В. Исправление произношения у детей / Под ред. Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 96 с.
33. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. - М.: 2011. - 240 с.
34. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5 – 7 лет / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2011. – 272 с.
35. Филичева, Т. Б. Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: МГОПИ, 1993. – 232 с.
36. Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. - Рига: Знание, 1974.
37. Яровенко О.И. Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста. Становление речи и усвоение языка ребенком. - М.: МГУ, 1985.