Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества.
В рамках этой идеи преобразуется и система образования: современное образование стало личностно-ориентированным, оно ставит на первый план не усвоение ребенком знаний в необходимом объеме, а его личностное развитие, социализацию, инициативу, готовность к самореализации в дальнейшей жизни.
Это обусловлено сменой парадигмы развития общества на новую концептуальную систему взглядов, в соответствии с которой именно человек со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр внимания.
Проблема инвалидности – это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах, независимо от уровня их экономического развития. Причем по проводимой тем или иным государством социальной политике относительно инвалидов судят о его цивилизованности.
Инклюзивное образование, которое пока является для России новшеством, это самый оптимальный путь создания общества, толерантного к людям с ограничениями здоровья. Оно выполняет сразу две функции: социализирует ребенка с заболеванием, позволяет ему общаться в среде сверстников и не чувствовать себя ущемленным в правах, и создает у сверстников этого ребенка положительное дружелюбное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Естественно, что в организации у рока с такими детьми возникают дополнительные важные нюансы, на которые педагог должен ориентироваться. Об особенностях построения процесса физической активности в инклюзивной практике мы и будем говорить в данной работе.
Актуальность исследования определяется тем, что в современных условиях, когда инклюзивное образование практикуется все шире, необходимо найти методы организации совместной работы особого ребенка со здоровыми одноклассниками.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью полноценного физического развития ребенка в системе инклюзивного образования, с одной стороны, и недостаточной разработанностью отдельных методик взаимодействия с частными проблемами здоровья.
Таким образом, проблема исследования заключается в поиске рациональных психолого-педагогических форм работы по физическому развитию младших школьников в рамках инклюзии.
Цель исследования: выявить эффективные методы организации физкультурного занятия с глухими детьми в системе инклюзивного образования начальной школы.
Объект исследования – процесс физического воспитания младших школьников в системе инклюзивного образования.
Предмет исследования – методы организации физического развития глухих младших школьников в системе инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую литературу по проблеме физического развития младшего школьника;
2. Выявить особенности развития младших школьников с проблемой глухоты;
3. Осветить методы организации физкультурного занятия в рамках инклюзии.
В качестве методологической основы исследования выступили работы Амиридзе С.П., Брискина Ю.А., Бутенко А.В., Кулагиной Е.В. и др.
1. Специфика физкультурной подготовки ребенка в сфере инклюзивного образования
Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Позднее К. Кенинг, опираясь на принципы вальдорфской педагогики, создал ряд Кэмпхиллских школ, ориентированных на инклюзию в
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Алехина С. В., Семаго М. М. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики. Методическое пособие. - М.: МГППУ, 2012. - 156 с.
2. Амиридзе С. П. Обзор зарубежного опыта в области инклюзивного образования // Научные исследования в образовании, 2012, №2. - С.8-14
3. Бадил В. А., Любимов М. Л. Инклюзивные классы как вариант развития инклюзивного образования // Национальный психологический журнал, 2012, №2. - С.132-135.
4. Брискин Ю. А. Адаптивный спорт. – М.: Советский спорт, 2010. – 314 с.
5. Бубеева Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник БГУ, 2010, №1. - С.221-225.
6. Бутенко А. В., Чистохина А. В. Основы инклюзивной педагогики. Теоретические основания, модели и методология анализа практик. - Красноярск: СФУ, 2012. - 230 с.
7. Гнатышина Е. А. Инновационные процессы в образовании. - Челябинск: Цицеро, 2016. - 210 с.
8. Кетриш Е. В., Андрюхина Т. В., Третьякова Н. В. Теория и практика инклюзивного образования. Учебное пособие. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), 2017. - 128 с.
9. Клочева Г. М. Философия и модели инклюзивного образования. Учебно-методическое пособие. - Челябинск, 2016. - 196 с.
10. Кулагина Е. В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: социально-экономический аспект. М.: ЛексПраксис, 2014. - 145 с.
11. Курмышева Л. К. Инклюзивное образование: зарубежный опыт // Сибирский педагогический журнал, 2012, №9. - С.221-224.
12. Левченко И. Ю. Инклюзивное образование. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. - 40 с.
13. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.