Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Все образовательные мероприятия в современной российской школе предполагают взаимодействие людей, собранных в одном пространстве.
Они принимают участие в различных видах совместной деятельности. В рамках этого взаимодействия между участниками таких образовательных отношений неизбежно возникают явные или потенциальные конфликтные ситуации, которые образовательные организации пытаются разрешить разными способами.
Образовательные организации по-разному пытаются их разрешить: административными и дисциплинарными методами, а также с помощью обращения к педагогам-психологам и социальным педагогам. Этот вопрос имеет особое значение.
Особая острота требуется в отношении учащихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностей адаптации на этапе начального и среднего образования, обращения к педагогу-психологу или социальному педагогу. Трудности адаптации на этапе начального и среднего образования, связанные с особенностями взаимодействия с одноклассниками и сверстниками, приобретают особую актуальность в отношении здоровья учащихся с ОВЗ.
Это также зависит от особенностей взаимодействия с одноклассниками и сверстниками в рамках образовательной организации, в которой они получают образование. Формы такого взаимодействия. Такие формы взаимодействия часто не приводят к подлинному разрешению конфликта, не приводят к конструктивному решению, устраивающему всех участников конфликтной ситуации, или к поиску путей выхода из конфликта.
Конфликтная ситуация или участники конфликта не видят выхода из сложившейся ситуации. В этом случае конфликтующие стороны не знают о существующих возможностях конструктивного разрешения конфликта. В этом случае конфликтующие стороны не усвоили существующие возможности конструктивного разрешения конфликта и, скорее всего, в будущем будут использовать силу или другие неконструктивные методы для разрешения конфликта в подобных случаях.
Применение силы или других неконструктивных методов воздействия. Работа по разрешению конфликтов не является инновационным направлением в работе педагогов-психологов. В рамках внедрения восстановительных техник в практику образовательной деятельности
В рамках внедрения восстановительных техник в практику образовательной деятельности они получают несколько иное содержание. Конфликты в образовательной среде любой образовательной организации возникали, возникают и, можно с уверенностью утверждать, будут возникать в будущем. Конфликты в образовательной среде любой образовательной организации были, есть и будут. Поведение всех участников образовательной деятельности в конфликтных ситуациях выглядит следующим образом.
Поведение всех участников образовательной деятельности в конфликтных ситуациях зависит от того, как они реагируют на конфликт и какие стратегии поведения у них есть. Поведенческие стратегии, которыми они владеют в большинстве случаев педагогам, педагогам-психологам и психологам образовательных организаций предлагается разрешить конфликты. В этом случае нет необходимости говорить о профилактике конфликтов.
В этом случае определяется целесообразность внедрения восстановительных техник и восстановительной культуры в целом в образовательную среду любой образовательной организации. Как правило, они внедряются в образовательную среду любой образовательной организации. Конфликты, латентно или явно присутствующие между всеми участниками образовательной деятельности, угрожают ее психологической среде. Образовательная деятельность представляет угрозу его психологической. Это должно отразиться на качестве образовательной организации. В этом случае снижается мотивация учеников и учителей, ухудшается образовательный процесс.
Снижается академическая успеваемость и растет неудовлетворенность родителей качеством образовательных услуг. Известно мнение, что конфликт в сфере образовательных услуг - это негативное явление. Несмотря на то что конфликт - это негативное явление, он может принести и позитивные изменения в сфере образования. Конфликт может привести к позитивным изменениям в образовательных организациях. Конструктивно разрешенная конфликтная ситуация должна стать отправной точкой для саморазвития организации. Она является отправной точкой для саморазвития участников.
Восстановительные техники становятся стандартом для общей восстановительной культуры взаимодействия людей. Медиация на сегодняшний день является одной из наиболее перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием третьих лиц.
Технология конструктивного разрешения конфликтов с участием третьих лиц, это технология конструктивного разрешения споров с участием нейтральной и беспристрастной стороны спора - медиатора. Она представляет собой. Эта особая форма медиации направлена на то, чтобы помочь спорящим сторонам как можно быстрее прийти к взаимовыгодному решению.
Медиатор не занимает позицию одной из сторон, а лишь создает условия для этого. Медиатор, нейтральная третья сторона, создает для конфликтующих сторон условия, при которых они могут вести конструктивный диалог и найти решение, которое удовлетворит все стороны спора. Таким образом, конфликтующие стороны могут получить положительный опыт совместного разрешения сложных ситуаций и развить свою социальную компетентность.
В настоящее время восстановительные техники, в частности медиация, распространяются в российском обществе. Медиация, в частности, становится все более распространенной в российском обществе. Эта тенденция в основном связана с юридической практикой:
Использование медиации как эффективного внесудебного альтернативного способа разрешения споров. Перспективы медиации не ограничиваются только юридической практикой. Это связано с тем, что технология также имеет большой потенциал в образовательной и социальной сферах. Перспективы медиации не ограничиваются только юридической практикой, поскольку эта технология также обладает большим потенциалом в образовательной и социальной сферах.
Цель исследования: высинить необходимость примирительных технологий в образовательном процессе.
Задачи:
- определить проблемы внедрения восстановительных подходов в образовательную детальность;
- установить виды восстановительных техник;
- рассмотреть значение службы примирения в образовательных учреждениях.
1. Проблемы внедрения восстановительных подходов в образовательную деятельность
Впервые проблема восстановительных подходов была признана в юридической практике в отношении взаимодействия двух и более людей. Идея восстановительного правосудия возникла в Канаде в середине 1970-х годов. Его основной целью было не только формальное восстановление нарушенного правопорядка, но и реализация ключевых принципов восстановительных подходов в широком спектре социальных и индивидуальных контекстов. Эти принципы включают в себя залечивание ран жертвы, реальное возмещение вреда, причиненного правонарушителем, искупление преступлений правонарушителя, принятие личной ответственности и восстановление нарушенных социальных отношений.
Восстановительный подход принято рассматривать как системный подход к разрешению конфликтов, который восстанавливает нарушенное конфликтом психосоциальное состояние, восстанавливает социальные отношения участников конфликта и компенсирует нанесенный ущерб [6]. В работах Х. Зера, Г. Базмора, Л.М. Карнозовой, Р.Р. Максудова и других описывается восстановительный подход к разрешению конфликтов Основные идеи.
Согласно анализу психолого-педагогической литературы, понятие «восстановление» чаще всего определяется как «Восстановление» обычно определяется как «возвращение в исходное состояние», «возвращение в исходное состояние», «возвращение в исходное положение» . С точки зрения восстановительного подхода, понятие «восстановление», независимо от контекста и содержания его рассмотрения, включает в себя два процесса: первый - это восстановление чего-либо (объекта, отношения и т. д.) в прежнее исходное состояние. Второй процесс - это укрепление и расширение первоначальных «сильных сторон», что может включать как добавление чего-то нового, так и улучшение, и развитие уже существующего. Этот преобразующий подход к восстановительным процессам предполагает не только восстановление отношений, но и создание возможностей для реализации потенциала человека. Если вырвать из контекста, то восстановительные отношения всегда направлены на исцеление и устранение боли.
По словам Кронин-Ламп, «философия восстановления - это философия отношений, которая основывается на участии и опыте сообщества, создавая атмосферу вовлеченности и заботы, в которой могут развиваться позитивные отношения» .
Восстановительные техники в образовательной среде позволяют разрешать конфликты между всеми участниками образовательного процесса без использования административного воздействия, манипуляций или силы. Восстановительные техники предполагают, что обидчик берет ответственность на себя, то есть добровольно исправляет негативные последствия правонарушения, добровольно заглаживает причиненный вред, залечивает внутренние раны жертвы.
Восстановительные техники - это основа для того, чтобы стороны конфликта достигли взаимопонимания и восстановили свои отношения. В процессе реализации восстановительных процедур все участники меняют свое отношение к конфликту с административно-карательного на восстановительное, что положительно влияет на общую атмосферу в группе, психологический климат и психологическую безопасность образовательной организации. В процессе внедрения восстановительных процедур и ученики, и учителя приобретают новый позитивный опыт конструктивного разрешения конфликтов. Ц. Шамликашвили, президент Национальной организации медиаторов и научный руководитель Центра медиации и права, отметил: «Медиация - метод разрешения конфликтов, который учит детей уважать себя, уважать и принимать других. Мы повышаем самооценку детей и развиваем в них чувство ответственности за свое поведение, поступки и жизнь в целом». Подход медиации учит детей занимать активную позицию, брать на себя ответственность за дальнейшее развитие собственных жизненных ситуаций и осознавать свое влияние на окружение. Очень важно научить детей правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе этого дети также учатся мыслить по-другому, то есть способности ставить себя на место других и сопереживать их боли, чувствовать боль других. Это высшие ценности, без которых мы не можем продолжать оставаться людьми» .
Все восстановительные программы основаны на парадигме восстановительного правосудия и направлены на реализацию следующих восстановительных принципов, лежащих в основе восстановительных подходов к устранению вреда/повреждений и молодежной преступности
- Восстановление способности участников конфликтной ситуации/правонарушения понимать ситуацию и оценивать ее последствия для себя, своих близких и другой стороны;
- Ответственность правонарушителя перед жертвой заключается в возмещении вреда (или оскорбительного поведения), насколько это возможно силами самого правонарушителя;
- вывести тех, кто был обижен, оскорблен, подвергся нападению и насилию, из статуса жертвы (если такая ситуация существует) путем возмещения вреда, причиненного обидчиком, и адекватного реагирования на проблемы обидчика и его/ее родственников;
- участники конфликта (если все стороны конфликта находятся в равных условиях) несут ответственность за разрешение конфликта, предотвращение возможности дальнейшего причинения вреда и насилия, прекращение взаимной враждебности, нормализацию отношений и поддержку их в ответственном поведении;
- стороны конфликта разрабатывают планы на будущее (конкретные действия: кто и что будет делать), чтобы избежать повторения подобных ситуаций в будущем; и
Внедрение восстановительных техник в образовательных организациях приводит к установлению дружеских, понимающих, доверительных и гармоничных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах / пер с нем. Н. В. Маловой, Калуга : Духовное познание, 2004.
2. Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Сборник материалов. – М., 2014.
3. Дементьева, Л.А. Психологический тренинг детско-родительских отношений: Методические материалы для педагогов-психологов / Л.А. Дементьева, Н.П. Бадьина. – Курган: ГАОУ ДПО Институт развития образования и социальных технологий, 2012.
4. Калинников С. И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. – М. : Инфотропик Медиа : Берлин, 2011.
5. Карнозова Л. М. Восстановительная медиация: базовые идеи и направления развития (заметки к обсуждению темы) // Вестник восстановительной юстиции. Концепция и практика восстановительной медиации. – Вып. 7. – М. : Центр «СПР», 2010.
6. Коновалова О. В. Организация деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области / сборник материалов, Пенза, 2013.
7. Лабода С. Медиация: искусство договариваться // «Адукатар». – № 2 (18). – 2010. – с. 37–40.
8. Максудов Р. Р. Восстановительная медиация. Практическое руководство для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и уголовно наказуемыми деяниями с участием несовершеннолетних. – М. : Программа сотрудничества ЕС и России, 2011.
9. Мета Г., Похмелкина Г. Требования конфликта к медиатору / Медиация в современном образовательном пространстве: электронный сборник материалов I международной научно – практической конференции / под ред. Т. А. Поповой, И. И. Маниной. – М. : ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2018. – с. 5–17.
10. Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательной организации. – М. : ФБГУ «Федеральный институт медиации», 2015. – 15 с
11. Методические рекомендации Минобрнауки России по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (Письмо Минобрнауки России руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, № ВК - 844/07 от 18.11.2013 г.).
12. Микляева А. В., Румянцева П. В., Туманова Е. Н. Школьная медиация: теоретические и методические основы. – М., 2017.
13. Пранис К., Стюарт Б., Уедж М. Круги примирения: от преступления к сообществу. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2010.
14. Рогаткин Д. В. Службы примирения в системе школьного самоуправления Российской Федерации // «Вестник восстановительной юстиции» – № 4. – М. : Центр «Судебно-правовая реформа», 2011.
15. Указ Президента РФ № 761 от 01 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
16. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
17. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.).
18. Цунина О. В. Создание условий для развития субъектности у учащихся, являющихся медиаторами / Сборник материалов научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных учреждениях». – Орёл, 2012. – с. 66–68.
19. Цунина О. В. Медиация как фактор повышения психологической безопасности образовательной среды лицея / Формирование психологически безопасной образовательной среды: вопросы, проблемы, перспективы // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. О. В. Соболевой. – Курск : ООО «Учитель», 2015. – 228 с. – С. 202–205.
20. Цунина О. В. Проблема введения восстановительных технологий в практику образовательного процесса // «Образование и общество». – 2017. – Т. 5–6. – № 106–107. – с. 60–63.
21. Цунина О. В. Проблема формирования медиативной компетентности будущих психологов / Медиация в современном образовательном пространстве: электронный сборник материалов I Международной научно- практической конференции / под ред. Т. А. Поповой, И. И. Маниной. – М. : ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2018. – с. 96–112.
22. Шамликашвили Ц. А. Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей // ИПП «ГАРАНТ.РУ» http://www.garant.ru/ia/opinion/shamlikashvili/7/