Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В задачи современной начальной школы входит развитие ребёнка как его неповторимой индивидуальности и творческой личности. Педагог должен формировать у ребёнка стремление к самостоятельным учебным действиям и самостоятельной познавательной деятельности, и активности. В современной образовательной среде принято говорить о развитии у субъекта компетенций и компетентностей. Одной из наиболее значимой компетенции ученика является его познавательная активность в учебно-воспитательном процессе.
В современном образовании сегодня используют много разнообразных подходов, чтобы повысить качество учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. В первую очередь речь идёт об интерактивных и игровых методах обучения и инновационных педагогических образовательных технологиях. Часто можно услышать разные названия методик и технологий: воспитывающие, развивающие, образовательные, педагогические и др., но все они направлены на личностный рост и развитие школьников.
Введение в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта ФГОС НОО, существенным образом изменило требования к результатам образования. Ориентация на реализацию высокого образовательного потенциала в стране и потенциала интерактивных, а также компьютерных и телекоммуникационных технологий является одной из основных тенденций развития современной образовательной системы. В отечественном образовании актуальность разностороннего похода к образованию признана на государственном уровне. Во многом это связано с развитием активных и интерактивных методик, а также цифровых технологий и ИКТ.
Перенос акцента с усвоения знаний на формирование компетенций включает в повседневную образовательную деятельность разнообразные модели обучения, но все они без исключения подразумевают использование мультимедиа, ИКТ, электронные ресурсы и др. Сегодня в любой образовательной организации используют интерактивные игровые методы обучения, а также электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и др.
Для современного образования продолжают создавать самые разнообразные образовательные условия. Это условия учитывают не только скорость информационного потока. Они нацелены на развитие у обучающихся навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. При этом, отечественная практика развития интерактивных методик и использования информационно-коммуникационных технологий демонстрирует явную тенденцию к изменению традиционных форм организации образовательного процесса в условиях информационного общества. Достичь этих результатов можно только при использовании новых педагогических технологий. Использование инновационных технологий дает положительный результат, поскольку образовательный процесс подчинён определённому заданному алгоритму. Противоречием является то, что в теории сегодня можно увидеть огромное многообразие информации по применению образовательных технологий, но на практике не всегда имеется достаточное количество учебно-методических и дидактических материалов, которое бы позволило успешно использовать эти технологии на практике. В этом заключается проблема исследования.
Цель работы: изучение и обоснование необходимости использования интерактивных игр на уроках окружающего мира как средства формирования познавательной активности у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: интерактивные игры на уроках окружающего мира как средство формирования познавательной активности у младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия познавательная активность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Изучить существующие интерактивные игры в начальной школе.
3. Рассмотреть использование интерактивных игр на уроках окружающего
мира (из опыта работы учителей).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
1.1. Анализ понятия познавательная активность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Обучение является самым важным способом получения системного образования. Процесс обучения есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющие действия учителя обеспечивают полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей, формирование универсальных учебных действий. Проблема развития познавательной активности детей младшего школьного возраста является одной из самых сложных среди проблем современной педагогики. Именно познавательная активность детей выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях [7].
Под познавательной активностью младших школьников понимают результат, который фиксирует факт приобретения навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности, а также изменения личностных качеств ученика, среди которых можно отметить способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремлённость, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др. Это, прежде всего, стремление получить знания о явлениях окружающего мира. Познавательная активность – это, в том числе, познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присуща познавательная активность. Один из видов детской активности – это интерес к учебно-познавательной деятельности. Учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью субъекта, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.
Проблемами развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности школьников как условия их умственного и нравственного развития в разное время занимались исследователи П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения таких дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения. Это рассматривается в работах В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и др. Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях Э.И. Александровой, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина и др.
Знания, полученные в готовом виде, вызывают затруднения детей в их применении к объяснению наблюдаемых явлений. Одним из существенных недостатков получения знаний в чистом виде от учителя остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. Познавательная активность детей всегда рассматривалась как сложнейший феномен, проявляющийся в отношении человека к познанию [12].
Во все времена была и остаётся важнейшая проблема дидактики, как именно активизировать деятельность учащегося на уроке, или, какие методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на занятиях. Активность вообще является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания. Исследователи П.Н. Груздев и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения. Они проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность в действиях является высшим уровнем активности. Познавательная активность – это прежде всего, интерес к учебной деятельности и к приобретению знаний. Она отражает интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков [23].
Возникновение познавательной активности у детей зависит в первую очередь, от уровня развития ребенка, его опыта и знаний. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. В связи с этим, одной из важнейших задач педагогов должна стать задача выявления имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у младших школьников. Интерес определяется как эмоционально – познавательное отношение, непосредственно мотивированное и имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания, интерес отличается наличием эмоционально – познавательного позитивного отношения, радости познания [11].
Появление радости познания свидетельствует о появлении интереса. Г.И. Щукина определяет познавательную активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию и выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности, познавательная активность становится, по её мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Я.К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология [Текст] / Я.К. Абрамова // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - No17. - С. 115-119.
2. Аксенова, И.В. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст] / авт.-сост. И.В. Аксенова, Е.Ю. Бурцева, О.В. Гоголашвили, Н.М. Кузнецова, О.В. Созонтова, Т.Д.Стрельникова, Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 169 с.
3. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.В.Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с.
4. Бурганова, Ф. Ф. Использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся [Текст] / Ф. Ф. Бурганова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. – С. 87-89.
5. Борисова, Н.В. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения [Текст] / Н.В. Борисова // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Вып.1. –Жуковский: МИМ ЛИНК,2001. С.101-113.
6. Беляев М.И. Технология создания электронных средств обучения. Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов [Текст] / М.И. Беляев // М.: — 2016. — С. 130-133.
7. Брыксина, О.Ф. Инновационные технологии в образовании: где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок? [Текст] / О.Ф. Брыксина// Поволжский педагогический вестник. 2015. No3. – С43-47.
8. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся [Электронный ресурс] – МАОУ. - СОШ No5, Городской округ Балашиха Московской области, 2019. – URL: https://shcool5.edusite.ru/p51aa1.html (Дата обращения: 03.01.2024).
9. Гончарова, Н.Ю. Новые информационные технологии [Электронный ресурс]: URL: http://www.acis.vis.ru/8/4/1_5/4.htm (Дата обращения: 03.01.2024).
10. Горовая, В.И. Образовательные технологии и технологическая культура современного педагога [Текст] / В.И. Горовая. - современные наукоемкие технологии. – 2008. – No 10. – с. 35-36.
11. Джиемуратова, Г.А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Г. А. Джиемуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 12 (47). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/ (Дата обращения: 03.01.2024).
12. Дементьева, О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе [Текст] / О.В. Дементьева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – No 2.
13. Зеленина, Е.Б. Развитие познавательной активности школьников: педагогическая тактика и стратегия реализации ФГОС в основной школе [Текст] / Е.Б. Зеленина // Учитель приморья. – 2012. - No 5. - С. 4-5.
14. Игнатенко, И.И. Современные подходы к созданию образовательной среды [Текст] / И.И. Игнатенко // Наука и школа. - 2018. - No2. – С 73-76.
15. Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении [Текст] / З.И. Калмыкова // Современная педагогика. – 2000. - No 7. – С.18.
16. Кларин, М. В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта [Текст] / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000. - No 7. - С. 12-18.
17. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения [Текст] / М.В. Кларин Исследование мирового опыта / М.В. Кларин - М.: Луч, 2016. - 640 с.
18. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] / А.К. Колеченко. - М: Каро, 2005. — 368 с.
19. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. (Серия «Школа развивающего обучения») [Текст] / В.С. Кукушин. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2013. - 448 с.
20. Классика педагогических технологий в формате инноваций современной школы. Ситуация успеха [Электронный ресурс] / https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2175 (Дата обращения: 03.01.2024).
21. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / / Н.В. Матяш. – М: Издательский центр «Академия», 2011. – 144с.
22. Мищенко, А.И. Педагогический процесс как целостное явление [Текст] / А.И. Мищенко – М: Издательский центр Академия, 2013. – 254 с.
23. Соколовская, И.Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике [Текст] / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // Царскосельские чтения. – 2015. - NoXIX. – С. 89-91.
24. Султанова, М. С. Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст] / М. С. Султанова // Молодой ученый. – 2017. - No 49. – С. 407-409.
25. Тангиров Х.Э. Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения [Текст] / Х.Э Тангиров // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. — Россия, Чита: — 2015. — № 1 (81). — С. 489–491.