Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ .
1.1 Основные понятия девиантного поведения .
Проанализировав литературу, касающуюся основных аспектов данной проблемы можно сказать что, проблема девиантного поведения изучается давно. Предпосылки изучения девиантного поведения были заложены еще в древности. Научный интерес к категории «поведение» проявлялся уже в античности, когда Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель изучали причины, побуждающие человека к той или иной активности. Девиантное поведение со времени возникновения общества всегда представляло собой опасность для социальной стабильности, угрозу для жизни людей, социумов, считалось нежелательным явлением, и общество пыталось предупредить, по возможности блокировать нежелательные формы человеческой жизнедеятельности [1,19,20].
Отклоняющееся поведение у подростков чаще проявляется в виде чрезмерной агрессивности, садизме, воровстве, затяжной депрессии, изолированности от общества или, наоборот, гиперобщительности, фобиях, нарушении пищевого поведения, в различного рода зависимостях в попытках суицида[1,19,20].
В.Д. Менделевич в своих трудах дает следующее описание девиантному поведению: “систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением”[2].
Выделяют две группы девиантного поведения[2,3]:
1. паталогическое поведение- это отклонение от норм психического здоровья, которое подразумевает наличие явной или скрытой психопатологии;
2. асоциальное поведение, которое нарушает моральные, социальные, культурно-правовые нормы.
Такие поступки называют правонарушениями когда они незначительны, а если серьезны, их называют преступлениями[2,3].
Выделяют следующие виды девиантного поведения:
1. деструктивное поведение: аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основе такого поведения лежат нарушения психического и личностного развития, психическая депривация и психологический дискомфорт[2,3].
2. асоциальное поведение: агрессивное, делинквентное и криминогенное. В основе - нарушение социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, социальная дезаадаптация, десоциализация[2,3].
3. противоправное поведение, нарушениеи моральных, и правовых норм, выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях[2,3].
Девиантное поведение характеризуется следующими формами: преступность; наркомания; алкоголизм; курение; проституция; самоубийство; бродяжничество; страхи и навязчивости; вандализм и граффити[2,3].
Девиантное поведение включает действия подростков различного характера:
агрессивного,
антисоциального,
аддиктивного (алкоголизм, наркомания,курение),
разного рода правонарушения.
Специалисты в сфере социальной работы пришли к единому мнению о том, что нужно проводить мероприятия по преодолению данных отрицательных явлений. Обществу необходимо приложить все усилия в борьбе с отклоняющимися формами человеческого поведения, чтобы сохранить порядок и стабильность[2,3,4,5].
1.2 Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков
Девиантное поведение представляет сложную природу, которая обусловлена различными факторами. Человеческое развитие определяется взаимодействием таких факторов, как наследственность, среда, воспитание, практическая деятельность человека. Выделяют три основных факторов, определяющих девиантное поведение[2-6].
Биологические факторы характеризуются наличием неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, которые препятствуют социальной адаптации. К ним относятся:
- генетические:нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы[2-6];
- психофизиологические: психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, химический состав окружающей среды, новые виды энергии, которые приводят к разным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям[2-6];
- физиологические: дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, нарушения слуха,зрения[2-6].
Социальный фактор демонстрирует взаимодействие между подростком и социумом. Проявляется данный фактор в дефектах семейного, общественного или школьного воспитания.
Здесь происходит игнорирование индивидуальных и половозрастных
особенностей ребенка, которое может привести к нарушениям процесса
социализации[2-6].
Также главным фактором девиантного поведения
могут быть девиантные сверстники. Девиантная групп, в свою очередь, подстраивает совершение действий, отклоняющихся от социальных норм, если подросток к ним по каким-либо причинам самостоятельно не готов; также создает необходимые условия для психологической подготовки и поощрения в подобных ситуациях; снижает эффективность социальных и личных контролирующих механизмов, затормаживающих проявление девиантных признаков[2-6].
Психологический фактор проявляется в акцентуации характера, вызывающего неадекватные реакции подростка. Данные отклонения отражаются в нервно-психических заболеваниях, пограничных состояниях, психопатии и неврастении. Такие отклонения проявляются в виде повышенной внушаемости, стремительного усвоения асоциальных установок, полного подчинения трудным ситуациям[2-6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Мицык Т.А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучного взросления // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-podrostkov-kak-sledstvie-neblagopoluchnogo-vzrosleniya.
2. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. С. 56.
3. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., Янышева В.А., Железнова А.К. Девиантное поведение подростков:
теории и эксперименты. 2007. С.326
4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект; Трикста, 2005. С. 146
5. Рудакова И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. М.: Феникс, 2016. 160 c.
6. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учебное пособие / Н. А. рождественская. М.: Генезис, 2015. 216 с.
7. Шиляева И.Ф. Диагностика и прогнозирование девиантного поведения в молодежной среде: учебное пособие [Текст] / И.Ф.Шиляева. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. – 105 с.
8. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Мищенко В.И., Мищенко В.В. Евразийский союз ученых. 2018. № 1-2 (46). С. 47-49.
9. ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ: ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Калинина Н.В., Артамонова Е.Г., Салахова В.Б. Профилактика зависимостей. 2017. № 4 (12). С. 46-59.
10. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Алиева М.Г., Славкина Я.С., Тарасюк Н.С. Kazakhstan Science Journal. 2019. Т. 2. № 4 (5). С. 35-39.
11. Зуйкова А. А., Сафронов А. И., Костиков М. Б. Социально-психологическая профилактика конфликтов в межличностных отношениях подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 40–46. https://doi.org/10.24412/2658- 638Х-2022-3-40-46.
12. Умняшова И.Б. Нормативные основания и условия организации первичной профилактики девиантного поведения детей и подростков в системе общего образования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. C. 78–96. DOI:10.17759/psylaw.2020100207.
13. ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ Сапегина Т.А. Современные научные исследования и разработки. 2017. Т. 2. № 1 (9). С. 454-455.
14. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ: ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Абкелямова М.Р., Новичкова Н.М. Научные исследования XXI века. 2022. № 1 (15). С. 234-238.
15. Ахметшина И.А. Педагогика и психология девиантного поведения: учебное пособие / И.А. Ахметшина. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. – 141 с
16. Маркова Валерия Витальевна, Лапшова Юлия Николаевна, Суздалева Алла Михайловна ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Наука-2020. 2021. №4 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-u-obuchayuschihsya-v-obscheobrazovatelnyh-organizatsiyah
17. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Шацкова Т.В. В сборнике: Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности в образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 2022. С. 255-258.
18. АКТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПОЗИТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ Спасибина Е.С. Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2019. № 9. С. 170-173.
19. Skok N, Fomichev I, Zinenkova A. Adolescents' Health Deviant Behavior in Modern Society. Health Educ Health Promot 2021; 9 (4) :343-349
URL: http://hehp.modares.ac.ir/article-5-56095-en.html
20. Damron-Bell, Jessica, "The development of deviant behavior in adolescents : the influence of student characteristics and school climate." (2011). Electronic Theses and Dissertations. Paper 309. https://doi.org/10.18297/etd/309