Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное образование в настоящее время рассматривается как процесс становления личностью, приобретения определенных навыков и компетенций, которые она может использовать в повседневной жизни. Поэтому в обучении существует необходимость использования таких систем, методов и технологий обучения, которые улучшат познавательные, коммуникативные и многие другие способности учащихся.
В педагогической литературе описано множество способов организации обучения (в зависимости от уровня активности учащихся, уровня вовлеченности в продуктивную деятельность, дидактической цели, методов организации и т. д.). При компетентностном подходе они ориентированы на развитие познавательных способностей учащихся и их активности в процессе обучения. Источник образовательной активности можно определить как черту личности, которая приобретается и развивается в процессе организованного познания.
Поиск новых форм и методов обучения является предпосылкой успешного современного образования, направленного на формирование разносторонне развитой личности, способной жить и работать в постоянно меняющемся мире. Поэтому в методике обучения особое внимание уделяется исследованию методов и форм активного обучения, при которых будет обеспечен высокий уровень эффективности учебной деятельности учащихся.
Основные методологические новшества сегодня связаны с внедрением интерактивных методов. Тенденция перехода от коммуникативного подхода к его разнообразию - интерактивный подход - была предложена западными методистами. Чаще всего учителя проводят уроки традиционным способом, где главным действующим лицом является сам учитель, а ученики являются пассивными участниками учебного процесса. Такие методы плохо мотивируют детей работать в классе, также можно наблюдать потерю интереса к языку в целом.
В качества источника активности также могут выступать формы и способы работы преподавателя, активизирующие процесс обучения. В теоретических обзорах литературы, представленных Т.С. Паниной, Г.К. Селевко подчеркивается, что широкий ряд исследователей (Б.Ц. Бадмаев, С.М. Кашапов, А.М. Смолкин, Л.Г. Семушина, В.А. Скакун, С.Д. Смирнов, А.П. Панфилова и др.) выделяют в ряду активизирующих методов интерактивные методы обучения.
Проблема исследования: какова специфика и условия применения активных методов обучения в современной школе?
Объектом исследования является активные методы обучения в современной школе.
Предмет исследования – условия использования активных методов обучения в современной школе.
Цель курсовой работы: выявить условия использования активных методов обучения в современном образовательном процессе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и классификацию активных методов обучения;
2. Описать условия использования активных методов обучения в учебном процессе;
3. Провести анкетирование педагогов в части использования активных методов обучения в их работе;
4. Разработать рекомендации по использованию активных методов обучения в учебном процессе школы.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы авторов в области использования активных методов обучения в современном образовании (С.С. Кашлев, А.П. Панфилова, А.Ю. Прилепо, Н.Х. Толстых и др.).
Методы исследования. Для достижения выдвинутой цели и для решения поставленных задач в работе использовались:
- теоретические: изучение и анализ литературы и интернет-источников по теме исследования; синтез, сравнение и обобщение.
- эмпирические: анкетирование, качественная и количественная обработка результатов анкетирования.
База исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности и содержания активных методов обучения, в обобщении теоретических исследований по данной проблеме.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании его результатов в практической работе учителей с целью повышения опыта применения активных методов обучения.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Общая характеристика активных методов обучения
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивает использование различных образовательных технологий при реализации образовательных программ: экспериментальная деятельность должна быть направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий.
Особенностью современных требований к образовательному процессу является то, что Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) отдает приоритет компетентностному подходу. Для достижения желаемых результатов необходимо создать оптимальную среду обучения и мотивировать обучающихся к учебе [18].
Учителю недостаточно быть компетентным в области своей дисциплины, передавая теоретические знания. Необходимо посмотреть на современный образовательный процесс несколько иначе. В педагогической деятельности учитель должен создать ситуацию успеха школьников, научить их мыслить и применять навыки в практической деятельности. Внедрение активных и интерактивных методов обучения является одним из важнейших направлений повышения подготовленности школьников.
В методике обучения существует большое количество классификаций методов обучения. Нас интересует именно то, на чем основана роль ученика. Традиционная классификация, которую предложил Я. Голмит, была описана в работах Плаксиной и включает 3 метода:
1 Тип пассивного (репродуктивного) обучения. Ученик выступает в роли «объекта» обучения. Он должен выучить и воссоздать материал, данный ему учителем, текст учебника, то есть источник нужной информации. Соответствующие методы обучения включают методы, которые учащиеся слушают и следуют только им (лекция-монолог, чтение, объяснение, демонстрация и воспроизведение анкеты учащегося). Школьники обычно не общаются друг с другом и не выполняют никаких творческих заданий.
2 Активное обучение. Этот тип обучения предполагает использование методов, способствующих познавательной активности и независимости учащихся. Ученик выступает в роли «субъекта» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания (часто домашние задания), вопросы учеников к учителю и наоборот, вопросы, развивающие творческое мышление.
3 Интерактивное обучение. Процесс обучения осуществляется при условии, что все учащиеся активно взаимодействуют постоянно. Это самообучение, взаимное обучение (коллективное, групповое обучение в сотрудничестве), при котором ученик и учитель являются равноправными, эквивалентными субъектами обучения. Учитель выступает исключительно в роли организатора учебного процесса, руководителя группы [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анашкина, И.В. Активные и интерактивные формы обучения : методические рекомендации / И.В. Анашкина. – Тамбов: Изд-во ООО Орион, 2011. – с.39.
2. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 124 с.
3. Горшкова, О.В. Активные методы обучения: формы и цели применения / О.В. Горшкова // Концепт. 2017. №S3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-formy-i-tseli-primeneniya (дата обращения: 02.01.2024).
4. Гущин, В.Ю. Интерактивные методы обучения в высшей школе / В.Ю. Гущин // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 2.
5. Жук, А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учебное пособие для слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров образования / А.И. Жук, Н.И. Кошель. - 2 изд. - Мн.: Аверсэв, 2004 - 336 с.
6. Зарукина, Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению : учеб.-метод. пособие/ Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
7. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. – 2012. – № 1. – C. 8–14.
8. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие / С.С. Кашлев. - Минск: ТетраСистемс, 2013 - 224 с.
9. Курьянов, М.А. Активные методы обучения : метод. пособие/ М.А. Курьянов, В.С. Половцев. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО«ТГТУ», 2011. – с.80.
10. Нехорошкова, С. И. Учебно-исследовательская работа в среднем специальном учебном заведении: методическое пособие/С. И. Нехорошкова, А. С. Вашуткин, И. Ю. Матчина. – Архангельск: ГОУ СПО «Архангельский лесотехнический колледж Императора Петра I», 2006. – 49 с. Прил.: с. 31–49.
11. Никишина, И.В. Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования. Методическое пособие / И.В. Никишина. – Волгоград, 2001. – 94 с.
12. Образовательный процесс в профессиональном образовании / В. И. Блинов [и др.] ; под общей редакцией В. И. Блинова. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 314 с.
13. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С, Панина, Л.Н. Вавилов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
14. Прилепо, А.Ю. Активные и интерактивные методы образования в подготовке преподавателей дошкольной педагогики и психологии / А.Ю. Прилепо // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – №6. – С. 102-107.
15. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А.С ластенина. - М., 2004.
16. Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Л. Л. Рыбцова [и др.] ; под общей редакцией Л. Л. Рыбцовой. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 92 с.
17. Стребна О.В. Интерактивные методы обучения в практике работы средней школы / О.В. Стребна, А.О. Соценко. - Харьков: изд. группа «Основа». 2015. - 176 с.
18. Толстых, Н.Х. Интерактивные приемы школьного обучения / Н.Х. Толстых. - М.: Просвещение, 2013 - 45 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 31 с.
20. Шумова, И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования / И.В. Шумова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 2 / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – с. 57-62.