Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Современная образовательная среда непрерывно совершенствуется. Большую роль при этом играет внедрение в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов. В условиях стремительного развития информационных технологий существенно возрастает роль информационной грамотности каждого человека.
Одной из важнейших задач школы становится вооружение каждого школьника способностями к активной, самостоятельной обработке информации с использованием технологических средств. Одним из основных приоритетов в среднем образовании становится формирование информационной компетентности каждого субъекта. Решение этой задачи возможно лишь на основе использования новых информационных технологий в учебном процессе. В целях эффективного внедрения новых информационных и цифровых технологий в каждый образовательный процесс, необходимо осуществить их интеграцию со всей инфраструктурой образования. В современной образовательной среде чрезвычайно важно индивидуальное развитие и образование школьника. В связи с этим, можно говорить о проектировании развивающей образовательной среды, которая способствует интеллектуальному, физическому и нравственному развитию каждого из обучающихся.
Сегодня говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении развития способностей, логического мышления и компьютерной грамотности школьников. Помочь в этом может дифференцированное обучение в условиях использования электронных и цифровых образовательных ресурсов на всех изучаемых дисциплинах, в том числе, математики.
Практика показала, что средства мультимедиа и Интернет - технологии имеют преимущества перед традиционными средствами обучения, но в настоящее время недостаточно разработаны методики использования всех этих технологий для различных образовательных областей. Применение информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе школы рассматривали учёные О.В. Бородина, А.В. Липатов, М.И. Шутикова и др.
Сегодня можно говорить о том, что фундаментализацией современного образования является информатизация и цифровизация всех сфер образовательной среды. Электронная образовательная среда – это обеспечение сферы образования методологией и технологией разработки и использования, современных информационно-коммуникативных технологий, которые ориентированы на реализацию триединой образовательной цели, обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения. Применение электронных образовательных ресурсов стало актуальным практически сразу, как только в повседневную жизнь начали внедряться современные технологии связи, интернет и повсеместное использование компьютеров.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования электронных образовательных ресурсов в учебно – воспитательном процессе на уроках математики в основной школе.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс на уроках математики.
Предмет исследования: электронные образовательные ресурсы в учебно – воспитательном процессе на уроках математики в основной школе.
Задачи:
1. Провести анализ понятия электронные образовательные ресурсы в условиях реализации ФГОС ООО.
2. Изучить технологии и методики использования электронных образовательных ресурсов на уроках математики в основной школе.
3. Описать организационно-педагогические условия использования электронных образовательных ресурсов на уроках математики в основной школе.
4. Предложить методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов на уроках математики в основной школе (на примере дидактических разработок учителей математики).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования электронных образовательных ресурсов на уроках математики в основной школе
1.1. Анализ понятия электронные образовательные ресурсы в условиях реализации ФГОС ООО
В современных условиях каждый педагог, согласно требованиям ФГОС на любой образовательной ступени является проектировщиком и организатором образовательного процесса. Он выступает организатором и консультантом, способным помочь школьникам сортировать потоки информации, быть при этом, помощником каждому ученику в освоении навыков работы с информационными технологиями.
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Речь идёт о стандартизированной информации, которая необходима для поиска ЭОР посредством технологической системы обучения. ЭОР – это также образовательный ресурс, представленный в виде совокупности программных средств, информационных, технических, нормативных и методических материалов, полнотекстовых электронных изданий, включая аудио и видеоматериалы [4].
Сюда входят иллюстративные материалы, каталоги электронных библиотек, размещенных на компьютерных носителях, или в сети Интернет, представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
К электронным образовательным ресурсам принято относить видеофильмы, звукозаписи, которые воспроизводятся с помощью магнитофона или CD-плеера, образовательные ресурсы, для воспроизведения которых требуется компьютер. В настоящее время существует большое количество подходов к классификации ЭОР. Проанализировав их различные виды, можно сделать вывод, что подобрать, какую-либо, универсальную классификацию практически невозможно. Можно лишь отметить некоторые признаки, по которым классифицируются ЭОР:
-по способу их применения в образовательном процессе;
-по целевому уровню и ступени образования;
-по форме обучения;
- по тематике;
-по целевой аудитории и целевому назначению;
-по типу ЭОР;
-по - функции, выполняемой в образовательном процессе;
-по степени дидактического обеспечения предмета.
Электронные образовательные ресурсы нужны для экономии времени учителя на уроке. Понятие «электронный ресурс» – собирательное и является обобщающим для всех видов электронных документов и электронной информации. Традиционные словесные методы обучения, в частности, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, консультация, трансформируются в аудио-, видео-, графические фрагменты, гипертекст, гипермедиа, медиалекции, форумы, чаты, видеоконференции. Современная учебная деятельность учеников сегодня невозможна без использования современных систем средств обучения, и электронных образовательных ресурсов [20].
Эффективные образовательные ЭОР воспроизводятся на компьютере. К видам ЭОР, в зависимости от назначения и объема учебного содержания относят:
1. Электронный учебно – методический комплекс.
2. Электронный демонстрационный материал.
3. Электронный модуль проверки знаний.
4. Электронный практикум.
5. Электронный учебный модуль (дистанционный курс).
6. Электронное учебное пособие.
7. Электронное методическое пособие.
В настоящее время существует большое количество подходов к классификации ЭОР. Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается сегодня наличием следующих возможностей:
-мультимедийность;
-моделирование;
-интерактивность.
Современное общество часто называют информационным. Это происходит от того, что роль и объём информации стремительно нарастают. При этом есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация сегодня быстро достигает своих потребителей. Д. Джонсон и Л. Бакер одни из первых высказали возможность применения цифровых технологий в образовании. Они достаточно подробно представили в своих работах плюсы и минусы цифровизации в целом, касающиеся образования. К плюсам они отнесли отсутствие бумажного документооборота.
Весь документооборот, раньше, или позже перейдёт в электронный формат и нельзя при этом не учитывать экономию средств. Когда весь образовательный процесс перейдет в электронный формат, это позволит сэкономить существенные средства. Благодаря цифровизации образовательных процессов, у педагогов получится существенно сэкономить личное время. К основным предпосылкам организации перехода к цифровой среде можно отнести следующее:
-развитие инфраструктуры доступа к Интернет;
- развитие ИТ- отрасли;
-развитие национальной системы электронного управления процессом.
При этом, основными критериями эффективности образовательного процесса могут выступать его качество и обучение учеников в условиях более полного применения информационно-коммуникационных технологий и ЭОР. В условиях формирования цифрового образования всё большее применение находят интегрированные информационные системы. Они представляют собой идеологию планирования и управления процессом с помощью автоматизации и оптимизации информационных систем на основе единой базы данных [14]. Основными принципами внедрения интегрированных информационных систем в образовательной организации служат следующие:
- создание единой базы данных для всех задач и уровней управления процессом;
- программное и информационное обеспечение;
-внедрение единого электронного документооборота на всех уровнях;
-применение сетевых и информационно-коммуникационных технологий в качестве средства использования информационных ресурсов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виситова, Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в школе [Текст] / Л.С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 6-8.
2. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л. С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 05.01.2024).
3. Волкова, Л.В. Современные подходы к пониманию образовательной среды Л.В. Волкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 16-20. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 05.01.2024).
4. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 05.01.2024).
5. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута в начальной школе / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 05.01.2024).
6. Занина, Л.В. Возможности проектной технологии на уроках математики в школе / Л.В. Занина. – электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ.конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной;Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 60-64. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 05.01.2024).
7. Кузьмина, Н.В. Понятие педагогическая система и критерии ее оценки [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М., Инфра-М. - 2008. – 234 с.
8. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд. - Питер, 2007. – 672 с.
9. Сластенин, В.А. Педагогика. Инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 567 с.
10. Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования [Текст] / сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – 53 с.
11. Суслова, Ю.Г. внедрение исследовательского образовательного модуля в практику школы / Ю.Г. Суслова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 156-160. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 05.01.2024).
12. Система Л.В. Занкова: развитие, творчество, достижения: материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] / под ред. О.Н. Нагаевой. - Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017. – 109 с.
13. Степанов, П.В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях [Текст] / П.В. Степанов // Сибирский педагогический журнал, 2017. No2. С. 121–128.
14. Черникова, Н.А. Основные направления педагогических исследований оптимизации процесса обучения [Текст] / Н.А. Черникова // Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества. - Изд-во СибАДА, 2005. - С. 48-50.
15. Шамис, В.А. Активные методы обучения [Текст] / В.А. Шамис // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2011. – No14. – С. 19 - 23.
16. Шахмартова, О.М. Активные методы обучения [Текст] / О.М. Шахмартова. – Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2011. – 131 с.
17. Шаркова, С.А. Включение учителя и учащихся в творческую деятельность – основной путь развивающего обучения. Материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] / С.А. Шаркова. - под ред. О.Н. Нагаевой. Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017. - С. 28-34.
18. Шашурина, М.П. Элементы системы Л.В. Занкова в дистанционном обучении детей с ОВЗ. материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] /М.П. Шашурина. - под ред. О.Н. Нагаевой. Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017. – С.87-93.
19. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.
20. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / Т.С. Ячменникова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. No 5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 05.01.2024).