Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические основы использования игрового моделирования как средство выявления одаренных детей 6
1.1. Игровое моделирование в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Сущность и содержание игрового моделирования в образовательной практике 9
1.3. Педагогические условия игрового моделирования как средства выявления одаренных детей 12
2. Применение игрового моделирования на уроках технологии на примере элективного курса «Домовая резьба» как средство выявления одаренных детей 21
2.1. Разработка программы элективного курса «Домовая резьба» 21
2.2. Диагностика одаренности школьников на примере элективного курса «Домовая резьба» 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
сВведение
В современной России смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство XXI века обострили потребность общества в активной, творческой и одаренной личности, способной проявить себя в нестандартных условиях, эффективно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Приоритетность задачи поддержки и развития детской одаренности находит свое подтверждение в законодательной базе российского образования – Законе РФ «Об образовании» (2014), «Стратегии развития образования и воспитания Российской Федерации до 2015». Важность решения проблемы поиска, поддержки и сопровождения талантливой молодежи подчеркивается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), «Профессиональном стандарте педагога» (с 2016г.)
Российское образование последних лет подвергается реформированию. Изменения, происходящие в современной России в новом тысячелетии жизни общества, поставили перед образованием сложные задачи, требующие пересмотра взглядов на педагога и на процесс его профессиональной компетентности в стратегических направлениях модернизации образования.
В последнее время усиление ориентации на личность становится одним из приоритетных направлений в развитии системы образования, так как взгляды на систему образования изменились: общество пришло к мнению, что содержание, методы, формы обучения, а также воспитания адаптированными к изменения происходившим в обществе, образовании и мире в целом. В связи с реформами, происходящими в системе образования, становится необходимым повышение эффективности учебного процесса, за счет активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Игра как раз один из примеров, относящихся к активным методам и формам обучения, она определяется как особый вид деятельности социального характера, производное первичного вида деятельности – труда, непродуктивная, квазипродуктивная деятельность, мотивы которой находятся в собственно процессуальных актах деятельности – действиях, операциях, умениях, навыках, функциях и т. д.
В настоящее время проблема использования игрового моделирования в педагогическом процессе является актуальной и особо важной. Ее весомость определяется целым рядом факторов.
Во-первых, существует потребность школ в эффективных средствах активизации познавательной деятельности учащихся, в связи с увеличивающимся потоком информации;
Во-вторых, игровое моделирование имеет недостаточную теоретическую и практическую базу, для внедрения его в образовательный процесс.
В-третьих, современному обществу, нужна активная, инициативная молодежь, способная самостоятельно находить решение проблем и приобретать знания.
Включение в учебный процесс способа анализа конкретных ситуаций в дидактических разработках последних десятилетий все более связывается с имитационным (предметно-содержательным) и игровым (социально-ролевым) моделированием.
Игровое моделирование имеет большие возможности, поскольку игра как модель объективной реальности делает более понятной ее структуру и вскрывает важные причинно-следственные связи.
Целью данного исследования является изучение возможностей игрового моделирования на примере элективного курса "Домовая резьба" как средство выявления одаренных школьников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Рассмотреть проблемы игрового моделирования в психолого-педагогической литературе;
Выявить сущность и содержание игрового моделирования в образовательной практике;
Определить педагогические условия игрового моделирования как средства выявления одаренных детей;
Разработать программу элективного курса «Домовая резьба»;
Провести диагностику одаренности школьников на примере элективного курса «Домовая резьба».
Объект исследования: элективный курс «Домовая резьба».
Предмет исследования - методика применения игрового моделирования как способа выявления одаренных детей.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы использования игрового моделирования как средство выявления одаренных детей
1.1. Игровое моделирование в психолого-педагогической литературе
Анализ педагогической литературы показал, что игра рассматривается как игровая технология, которая, в отличие от игр, обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Наиболее часто встречаются деловые игры, учебно-ролевые и дидактические. Мы предлагаем использование именно развивающих и имитационно-моделирующих учебных игр.
Сущность игрового моделирования в том, что учебная деятельность, предполагает усвоение алгоритма действий, способствующего формированию осознанной цели учения и рациональной организации учебных действий (Л. С. Выготский, А. А. Вербицкий, Л. М. Фридман и др.). Игровое моделирование, опираясь на важные методические правила, имеет большие возможности, т. к. игра как модель объективной реальности делает более понятной ее структуру и вскрывает важные причинно-следственные связи .
Игровое моделирование осуществляется через «погружение» в конкретную ситуацию, смоделированную в учебных и воспитательных целях, и предполагает максимально активную позицию самих обучающихся.
Ситуативное игровое моделирование предполагает активное включение в роли с опорой на ситуацию; посредственное – активноучебное включение в игру. При посредственном игровом моделировании участникам не сообщаются цели игры. Ситуативное игровое моделирование мы подразделили на игровое моделирование с опорой на ролевую игру, игровое моделирование с опорой на скрытую ролевую игру и имитационное игровое моделирование. Здесь следует отметить, что скрытая ролевая игра – это спонтанное поведение обучающегося, его реакция
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абросимова А.А. Каплан Н.И. Художественна резьба по дереву, кости и рогу. 2- е изд. - М., 1985.
2. Барадулин В. А. Сельскому учителю о народных промыслах. - М.: Просвещение, 1979.
3. Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Вып. 1/ Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская.- М.: МИОО, 2005
4. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. - Л., 1968.
5. Васнецов Н.Ю. Золотая книга домашнего мастера. – М.: Просвещение, 2003. – 216 с.
6. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. Пособие / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.
7. Воронов Н.В. Искусство предметного мира. - Л., 1975.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
9. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух // Одар.ребенок. - 2011. - № 6. - С. 6-44
10. Григорьев М.А. Материаловедение для столяров и плотников. - М., 1977.
11. Елкин В. Дерево рассказывает сказки. - М, 1968.Лохина А.С. Резьба по дереву. - Нижний Новгород. «Времена», 2000.- 224 с., и ил.
12. Канжина Н.Н., Панкратова Г.В. Одаренный ребенок: развитие, обучение и воспитание: хрестоматия / Сост. Н.Н.Канжина, Г.В.Панкратова.- Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014
13. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Изд. 2-е, перераб., доп. М.: ACADEMA. 2000
14. Литова З.А. Творческие проекты в курсе «Технология». Учебно-методическое пособие. – Курск. Издательство КГПУ, 1977.
15. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2001
16. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2001
17. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. – №6. – С. 33
18. Научно-теоретическая конференция «Проблемы одарённости учащихся»: Материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008
19. Новейшие тенденции в развитии системы образования в США: перспектива 2000 // Сов. педагогика. – 1991. – №1
20. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школьных кружков/ Барадулин В. А., Коромыслов Б. И., Максимов Ю. В.; Под ред. Барадулина В. А. - М.; Просвещение, 1979. – 320 с., ил., 16 л.
21. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагогач 2-е изд. - М.: Изд-во «Академия», 2007
22. Педагогическая энциклопедия, - СПб.: Изд-во «Питер», 2003
23. Прекрасное своими руками/сост. Газарян С.С. – М.: Детская литература, 1980.
24. Резьба по дереву/Составитель Лихонин А. С. – Нижний Новгород: «Времена», 2000. – 224 с., ил.
25. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1988.
26. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М., 1984.
27. Рихвк Э.Ю. Мастерим из древесины. – М., 1992. - 279с.
28. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск: Современное слово, 2003. – 670 с.
29. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. М.: Издательство Вентана-Граф, 1998.
30. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование. – Брянск: издательство БГУ, 2001.
31. Социология: Энциклопедия / cост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: КнижныйДом, 2003
32. Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева: учеб. Для нач.проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2001.
33. Степанов Н.С. Резьба очарования. - М., 1991. – 239 с.
34. Философскийэнциклопедический словарь. – М.: Мысль, 2010. – Т. 1
35. Хворостов А. С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву: Пособие для учителя. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
36. Энциклопедия домашнего мастера. - М. Просвещение, 2000. – 510 с.