Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
1.1 Понятие «сотрудничество» в психолого-педагогических исследованиях
Формированием и развитием коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались Т.И. Бабаева, Е.В, Громова, Н.В. Клюева, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова.
Именно развитие коммуникативных навыков является важнейшим направлением социально-личностного развития детей .
Следует отметить, что с педагогической точки зрения развитие коммуникативного общения представляет собой «смену качественно целостных образований, которые представляют собой определенный генетический уровень общения и называются формами общения».
Коммуникативные навыки – это способность ребенка общаться с другими людьми, находить компромисс, слушать и выражать точку зрения.
Рассматривая компоненты коммуникативных навыков, стоит отметить, что в ФГОС ДО в их число входят:
- коммуникативные и организаторские способности (эффективная коммуникабельность, инициативность, активное участие в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
- способность к эмпатии (сопереживание, способность чувствовать другого);
- способности к саморегуляции (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);
- культура вербального и невербального общения (хорошее знание техники речи, использование средств общения).
Термин «коллектив» произошел от латинского «collectives» — собирательный. Иными словами можно сказать, что социальная группа, которую объединяют общие цели, ценностные ориентации и совместная деятельность всех членов группы, можно назвать единым словом «коллектив». Это - специально организованные и обладающие органами самоуправления целеустремленные личности.
Совместная деятельность способствует развитию способностей и возможностей всех участников, активизирует их саморазвитие и самоактуализацию. Сотрудничая, участники достигают нового уровня развития, дополняют друг друга и гармонично развиваются. Задачи воспитания решаются в тесном сотрудничестве между воспитателей и дошкольниками. Положительный результат от такого взаимодействия будет зависеть от того, как воспитатель сможет организовать работу, привлекая самих ребят к этому процессу, сможет ли он заинтересовать их, научит ли детей нести ответственность за процесс.
Сотрудничество имеет свои признаки. К ним относятся: единая цель, общая мотивация, объединение людей для выполнения общей задачи, согласование действий, общий конечный результат, управление и самоуправление, распределение обязанностей между членами совместной деятельности, единое пространство и одновременность при выполнении деятельности.
Таким образом, сотрудничество обеспечивает «субъект – субъектные» отношения. В таких отношениях участники совместной деятельности занимают равноправное положение, относятся друг к другу уважительно и человечно, оставляют в своих отношениях право на самоопределение и свободу. Становление таких отношений происходит в дошкольном возрасте, когда учащиеся вступают во взаимодействие друг с другом. Сотрудничество повышает учебную мотивацию учащихся. При умелом руководстве воспитателя отношения «субъект – субъектные» достигают положительного развития.
В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, анализируя совместную деятельность, определили ее как фактор личностного развития ее участников, который обеспечивает интеллектуальное развитие личности.
В работах Т.К. Цукерман рассматривается сотрудничество и эффективные формы его содержания. К ним ученый отнес познавательную активность ребенка, объем материала, социальные навыки детей, приобретенные ими в учебном процессе.
Так, по мнению Г. А. Цукерман, совместная деятельность – это фактор личностного развития ее участников, обеспечивающий их интеллектуальное развитие; именно в учебном сотрудничестве возрастает познавательная активность и объем усваиваемого материала, растет самокритичность ребенка, он приобретает социальные навыки.
Совместная деятельность в исследованиях Г. Н. Прозументовой рассматривается как деятельность, в которой образуется личностное содержание образования. Деятельность строится на актуализации, исследовании и истолковании опыта всех участников совместной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2002.
2. Коробкова О.Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе // Специальное образование. - 2010. - № 3. - С. 29-41.
3. Кумова И. А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.07. Рост. гос. пед. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2004. - 25 с.
4. Леонтьев А. А. Психология коллективной деятельности в учении. – Рязань, 2000.
5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – 197 с.
6. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Педагогика, 2015. – 214 с.
7. Малахова Ю.И. Совместная деятельность как объект междисциплинарного исследования // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. ст. / Редкол.: В.В. Бущик (отв. ред.), Д.И. Наумов, И.Ю. Никитина. -Минск: БГПУ, 2013.
8. Мастер – класс «Коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка «Давайте учиться играть вместе с детьми». – Красноярск, - 2018. – 11 с. - URL: https://www.kras-dou.ru/303/images/18-19/str-ped/kotljarova/metod-kop/4/Master_klass_Kommunik.igry.pdf (дата обращения 04.01.2024).
9. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
10. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ А.Г. РУзская // Под. ред. А.Г. Рузской. Науч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. - Москва: Педагогика, 1989. - 216 с.
11. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2011.
12. Скитская Л.В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста // Педагогика и психология образования. 2013. № 2. С. 50-57.
13. . Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. 158 с.
14. Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М.: Дрофа, 1999.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2023 г. - URL: https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-DO-na-17.02.2023.pdf (дата обращения 02.01.2024).
16. Хузеева Г. Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО // Воспитатель. - 2015. - № 2. - С. 46.
17. Черенкова О.А. Формирование коммуникативных умений детей 4–5 лет в игровой деятельности: Д ис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2008.
18. Щетинина В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников // Карельский научный журнал. 2016. – Т. 5. – № 2 (15). – С. 41-44.
19. Яноушек Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности // Проблемы общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1981.