Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы дидактической игры как средства формирования творческой активности на уроках ИЗО и технологии
1.1. Анализ понятия дидактическая игра в условиях реализации ФГОС
Сущность игровых технологий в настоящее время чрезвычайно глубока. Игровые технологии сегодня пользуются большой популярностью не только в начальной школе. Данная образовательная технология популярна также у старшеклассников и её часто применяют для обучения взрослых людей. Под технологией понимают практически обоснованную систему деятельности, которую человек применяет в определённых целях [16].
Б.Т. Лихачев определяет педагогическую технологию, как совокупность психолого-педагогических установок, содержащих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств. Педагогическая технология представляет собой методический инструментарий педагогического процесса. Г.К. Селевко писал, что игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. В таком опыте совершенствуется управление собственным поведением.
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) проблема реализации творческой активности и активизации познавательной деятельности школьников на уроках, приобрела особую актуальность. Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. Новый образовательный результат, который регламентирует ФГОС на каждой образовательной ступени, имеет насколько аспектов [2].
Если в традиционной образовательной модели учитель выдавал знания детям в готовом виде и выполнял функцию педагога – транслятора, то в условиях реализации ФГОС педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта. Педагог в традиционной школе формировал у школьника знания, умения и навыки в рамках изучаемых учебных дисциплин в учебном плане. Сегодня учитель реализует в образовательном процессе три вида конечного образовательного результата:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Для формирования нового человека необходимо «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира» [21, с.25]. При этом, изучение опыта работы учителей показывает, что в процессе обучения приёмы активизации творческой деятельности субъекта используются иногда эпизодически и бессистемно. Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности детей и особенность дидактических ситуаций, которые возникают на уроках, в том числе, уроках технологии и ИЗО.
Необходимо отметить, что современная школа испытывает достаточно большую потребность в расширении методических материалов в области реализации игровых технологий. При этом именно игровые технологии позволяют активизировать творческую деятельность школьников, как показывает современная образовательная практика. Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Г.К. Селевко указывает на их отличие от игр обычных. В них присутствует наличие чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей, педагогического результата. Наряду с термином «игровые технологии», в педагогике используется термин «игровое обучение». Смысл этого заключается в следующем.
По форме работы – это игра. По содержанию – это учение. Тем не менее, это достаточно близкие понятия. Игровые технологии и игровое обучение подразумевают обучение в форме игры и осуществление воспитания. Г.К. Селевко высоко ценил игровые технологии и писал о том, что они призваны поднять стратегию образования на качественно новую основу. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации. Работать с проблемной ситуацией любому учителю не просто, в целом. для этого необходимо постоянно поддерживать интерес всех детей одновременно, особенно, если речь идёт об уроке. Проблемная ситуация гораздо лучше проживается всеми участниками в игровом воплощении [11].
Основу учебной деятельности в этом случае составляет игровое моделирование. Школьники действуют по игровым правилам как и в ролевых играх. Игровая обстановка трансформирует позицию учителя, главная задача которого – выдать весь учебный материал. При этом, он выполняет роль организатора, помощника и участника общего игрового действия. Итоги игры модно рассматривать с двух сторон, игровой и учебно-познавательной.
Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному обсуждению. В этой ситуации практически все дети достаточно активны и готовы высказывать своё личное мнение. Все участники процесса совместно анализируют ход и результаты игры. В арсенале педагогов содержатся игры, которые обогащают словарный запас учеников и развивают их числовые и пространственные представления. В ходе игры ученики развивают память, внимание, наблюдательность, волю и др. Современная дидактика рассматривает игру как источник развития и активизации субъекта.
С.А. Шмаков считает, что человек играющий, выражает такую же существенную функцию как человек созидающий. В игре ребенок самовыражается как личность и как индивид. При этом он получает разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников.
В процессе активного общения эти процессы всегда протекают продуктивно. Еще в 20-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обращал внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Именно он исследовал педагогическое значение игры. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Учителя практики часто говорят о том, что организация даже не самой сложной игры требует от учителя много времени и большой подготовки. Если педагогу – транслятору достаточно передать свои знания детям, то педагогу – проектировщику необходимо разработать целый сценарий. Тем не менее, в условиях реализации системно – деятельностного подхода ФГОС регламентирует индивидуальный подход к каждому ученику.
При рассмотрении классификаций учебных игр, предложенных исследователями, можно отметить, что чаще всего их разделяют по месту и по времени проведения. Чаще всего игры классифицируют следующим образом:
- по области деятельности;
- по характеру педагогического процесса;
- по предметной области;
- по игровой методике;
- по игровой среде.
По области деятельности игры рассматривают физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические и др. По характеру педагогического процесса игры могут быть обучающие, контролирующие, познавательные, развивающие и др. [20].
Игры бывают предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные. По содержанию предметной области можно рассматривать игры математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные и др. различных классификаций дидактических игр сегодня существует множество. Это можно объяснить тем, что педагоги практики оценили роль игровых технологий в учебно – воспитательном процессе. Таким образом, можно говорить о том, что сущность игровых технологий в настоящее время чрезвычайно важна и актуальна и игровые технологии пользуются большой популярностью у педагогов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст] / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга.- 2014. – 368 с.
2. Алимов, А. Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения / А. Т. Алимов, И. Б. Савриева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 468-470. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8663/ (дата обращения: 09.01.2024).
3. Артамонов, В.И. Психология от первого лица [Текст]/ В. И. Артамонов. – Москва: Академия, 2013. – 408 с.
4. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности [Текст]/ Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – Санкт-Петербург: СПб ГУТД, 2016. – 118 с.
5. Белоруссова, Е.В. Развитие творческой активности школьников [Текст]/ Е.В. Белоруссова, О.Р. Михайлова // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 157-159. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7992/ (дата обращения: 09.01.2024).
6. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в школьном возрасте / Е. А. Васильева // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - С. 1717-1719. - URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 09.01.2024).
7. Грецов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов [Текст]/ А.Г. Грецов. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 208 с.
8. Глебова, М. В. Методы психологической активизации продуктивной умственной деятельности учащихся / М.В. Глебова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/35/3979/ (дата обращения: 09.01.2024).
9. Завалишина, Д.Н. Практическое мышление: специфика и проблемы развития [Текст]/ Д. Н. Завалишина. – Москва: Институт психологии РАН. -2012. - 375 с.
10. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]/Под ред. Е. П. Завалишина. – СПб: Питер. - 2009. – 433 с.
11. Иванова, Т.В. Остроумие и креативность [Текст] /Т.В. Иванова. - Вопросы психологии. -2012. - №1.- С.76-87.
12. Кохановская, Д. Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности [Текст]/ Д. Р. Кохановская// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч.конф. — Уфа, 2012. – С. 6 – 9.
13. Кулюткин, Ю.Н. Личность внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды [Текст] /Ю.Н. Кулюткин, Г.С.Сухобская. – Санкт- Петербург: Тускарора, 2011. – 175 с.
14. Лозоцева, В.Н. Формирование учебной мотивации школьников [Текст] / В.Н. Лозоцева. - Школа и производство. – 2004. - No4. – С. 23-36.
15. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] /А. М. Матюшкин. – Москва: МПСИ, 2013. – 720 с.
16. Мартишина, Н. В. Творческий потенциал: сущность, структура, развитие [Электронный ресурс]/ Н. В. Мартишина // Педагогическое образование и наука. – 2012. – No4. – Режим доступа: http://library.ua/m/articles/view (дата обращения: 09.01.2024).
17. Маркова, Н.С. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности [Текст] / Н.С. Маркова. - Психологическая наука и образование. -2002. - №1. - С.51-58.
18. Митина, Е. В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина// Молодой ученый. —-2010. - № 8 (19). - Т. 2. — С. 175-176. - URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 09.01.2024).
19. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.] / Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. - С. 79-82. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 09.01.2024).
20. Рязанцева, Ю.А. Применение метода «мозговой штурм» в образовании / Ю. А. Рязанцева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6629/ (дата обращения: 09.01.2024).
21. Степанюк, И. В. Формирование креативного мышления на уроках / И. В. Степанюк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 426-428. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21569/ (дата обращения: 09.01.2024).
22. Тимакова, Н.И. Творческий потенциал личности [Текст] / Н. И. Тимакова. – Москва: Международная академия акмеологических наук, 2016. – 248 с.
23. Творческое мышление как вид практического. Субъект и объект практического мышления: монография [Текст] / под ред. А.В. Карпова, Ю.К. Корнилова. – Ярославль: Ремдер, 2014. – 320 с.
24. Тешева, М.М. Роль стимулирования и мотивации в обучении [Текст] / М.М. Тешева. - Ежеквартальный научный журнал: Вестник АГУ. – 2005. - No1. – С. 141-144.
25. Шрагина, Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности [Текст] / Л.И. Шрагина. - Психологический журнал. -2010. -Т.21, №4. С. 73-78.