Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение непродуктивных грамматических форм в школьной программе по русскому языку становится важнейшим научным исследованием, затрагивающим тонкую область лингвистической педагогики. Данное исследование раскрывает тонкости непродуктивных грамматических структур – аспекта, часто остающегося в тени в традиционном языковом образовании, но критически важного для всестороннего понимания русской лингвистики.
Актуальность работы обусловлена поиском методов и приемов для улучшения познавательной деятельности учащихся на уроках и внеурочных мероприятиях, углубления содержания преподавания грамматики русского языка и развития идей ученых в области преподавания русского языка.
Следует обратить особое внимание на особую часть науки об истории русского языка – грамматику и лексикографию, которые изучают историю отдельных слов и групп слов со сходными лингвистическими характеристиками.
Обучение грамматическим основам, а также отдельным возможностям семантической интерпретации в области определенных и неопределенных грамматических форм, производится на основе изучения грамматической лексической формы на школьных курсах русского языка.
Требования стандартов нового поколения к формированию познавательной деятельности школьников предполагают разработку мыслительных способностей учащихся, их умение работать со специализированной научной литературой, темами в журналах, словарях и справочниках.
Умение глубоко анализировать реальные материалы необходимо, главным образом, при изучении русской грамматики, особенно морфологии. В российской школьной программе систематическая часть морфологии занимает одно из самых важных мест. Она изучается с пятого по седьмой класс, включая минимум информации, определенный образовательными стандартами. Расширение, углубление и укрепление знаний учащихся о системе русской грамматики позволит им обратиться к такому явлению, как грамматическая лексикография.
Проблема исследования. В связи с вышеизложенным возникают противоречия между потребностью развития информационного общества и информатизации образования и отсутствием методик обучения грамматических форм в школьном курсе русского языка.
Следовательно, имеются все основания считать проблему формирования непродуктивных грамматических форм в школьном курсе русского языка нерешенной и требующей дальнейшего исследования, что и определило актуальность данного исследования.
Объект исследования: методы и приёмы изучения непродуктивных грамматических форм в школьном курсе русского языка.
Предмет исследования: подборка заданий по изучению непродуктивных грамматических форм русского языка на школьном уроке.
Цель исследования: разработать и проанализировать систему методов и приемов по изучению непродуктивных грамматических форм русского языка в школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание основных терминов работы;
2. Представить общую характеристику возможных методов изучения непродуктивных грамматических форм в школе;
3. Отобрать спектр уместных заданий, направленных на изучение непродуктивных грамматических форм на уроках русского языка в 10 классе;
4. Проанализировать методические источники в аспекте темы исследования.
Методологическая основа исследования непродуктивных грамматических форм в школьной программе по русскому языку базируется на эклектическом сочетании лингвистических и педагогических теорий, исторического грамматического анализа и современной образовательной практики. Опираясь на фундаментальные труды таких ученых, как Е.А. Балалыкина, О.Ф. Жолобов и В.В. Колесов, исследование углубляется в грамматическую лексикологию и историческую грамматику русского языка, обеспечивая глубокое понимание его эволюции и современного состояния.
Исследование Е.А. Балалыкиной грамматической лексикологии как самостоятельной лингвистической дисциплины дает неоценимую основу для понимания тонкостей непроизводных грамматических форм. Подробный анализ лексико-семантических и грамматических факторов исторического развития существительных, проведенный О.Ф. Жолобовым, обогащает теоретическую базу исследования пониманием семантических сдвигов и морфологических преобразований, характерных для русского языка.
Историческая перспектива расширяется благодаря обширному труду В.В.Колесова по исторической грамматике, предлагающему макроскопический взгляд на эволюцию языка. В монографии В.М. Маркова, посвященной именному склонению в исторической грамматике, дается микрокосмический анализ, необходимый для понимания специфики непродуктивных грамматических форм.
Лингвистический аспект уравновешивается педагогическими идеями Т.А. Корнеевой, которая рассматривает семантико-стилистические закономерности в произведениях А.Н. Радищева и А.С. Пушкина, предлагая практический взгляд на применение этих форм в литературе. Литературная перспектива крайне важна для понимания функциональной значимости непродуктивных грамматических форм в языке и культуре.
Национальный корпус русского языка служит эмпирической базой данных, позволяющей анализировать реальное употребление языка, что является важнейшим компонентом для понимания практических аспектов непродуктивных форм. Дополнением к этому служат работы Г.А. Николаева и Т.А. Корнеевой по грамматической лексикологии, которые создают основу для анализа этих форм в историческом контексте.
Педагогический аспект обогащен методикой развития речи Е.В. Архиповой, теоретическими основами обучения русскому языку В.В. Бабайцевой, методикой преподавания русского языка в школе М.Т. Баранова. Эти работы дают комплексное представление о современных педагогических подходах, что крайне важно для интеграции непродуктивных грамматических форм в современную практику обучения.
Представления С.В. Кривых о модернизации российского образования дают более широкий контекст, позволяющий понять место этих грамматических форм в развивающемся образовательном ландшафте. Справочное пособие по методике преподавания М.Р. Львова служит практическим инструментом для внедрения данных форм в учебный процесс.
В основе исследования лежит многогранный методологический подход, синтезирующий исторический, лингвистический и педагогический аспекты. Такая эклектическая методология обеспечивает целостное понимание и инновационный подход к изучению и преподаванию непродуктивных грамматических форм в русском языке.
Гипотеза исследования: усовершенствовать грамматические умения и навыки учащихся в современных образовательных условиях можно посредством применения уместных методов и приёмов изучения непродуктивных грамматических форм в школьном курсе русского языка.
Методы исследования: теоретические, которые включают анализ научной литературы, анализ методической литературы, педагогического опыта; эмпирические методы, связанные с наблюдением, проведением анкетирования, опроса и т.д.
Теоретическая и практическая значимость исследования непродуктивных грамматических форм в школьной программе по русскому языку многогранна и обеспечивает симбиотическое развитие как лингвистической теории, так и образовательной практики. В теоретическом плане данное исследование освещает часто игнорируемую сферу непродуктивных грамматических конструкций, внося вклад в обширный корпус русской лингвистической эпистемологии. Она вникает в тонкости морфологических архаизмов и синтаксических аномалий, предлагая нюансы понимания этих языковых явлений. Исследование не только обогащает академический дискурс в области грамматической лексикологии, но и обеспечивает критическую переоценку теорий языковой эволюции, особенно в контексте славянских языков.
С практической точки зрения исследование приносит существенные педагогические дивиденды. Включая изучение непродуктивных грамматических форм в программу обучения русскому языку, оно предлагает более целостный подход к преподаванию языка. Такая интеграция играет ключевую роль в развитии языковой ловкости учащихся, позволяя им осознать и оценить глубину и широту языка. Педагогические стратегии и методологии, разработанные в рамках данного исследования, способны изменить динамику занятий в классе, перейдя от подхода, ориентированного преимущественно на производство, к более инклюзивной, исследовательской и комплексной модели обучения.
Данное исследование преодолевает разрыв между теоретической лингвистикой и практическим преподаванием языка, обогащая обе области за счет использования более разнообразного и комплексного подхода к преподаванию языка. Оно не только развивает лингвистическую науку, но и вносит значительный вклад в эволюцию языковой педагогики, что делает его незаменимым ресурсом в сфере академических исследований и развития образования.
База исследования: 9 учащихся 10 класса МБОУ Гимназия №17
г. Новокузнецк
Структура: курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.
Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе («Теоретические основы непродуктивных грамматических форм на уроках русского языка») исследованы теоретические аспекты грамматических форм.
Во второй главе («Практические основы изучения непродуктивных грамматических форм на уроках русского языка») проведен анализ методов и приемов исследуемой темы.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
В приложении содержатся материалы констатирующего и формирующего экспериментов (образец анкеты).
Глава 1. Теоретические основы изучения непродуктивных грамматических форм на уроках русского языка
1.1. Непродуктивные грамматические формы в русском языке: к вопросу определения ключевых терминов
Понятие непродуктивности грамматических форм, раскрываемое в русском языке, – тема, в которой переплетаются лингвистическая история и современная педагогическая практика. Под термином «непродуктивность» в данном контексте понимаются грамматические формы и структуры, которые уже не используются активно в создании новых слов и выражений, но продолжают существовать и пониматься в языке. Анализ этих форм, по мнению Е.А. Балалыкиной, является ключевым аспектом грамматической лексикологии – дисциплины, изучающей взаимодействие между лексическими единицами и грамматическими структурами [Балалыкина, 2006, с. 68-76].
Углубление в историческое развитие этих грамматических форм, как показывает историческая грамматика В.В. Колесова, позволяет получить панорамное представление об их эволюции и факторах, обусловивших их современный статус. В историческом экскурсе раскрывается динамическая природа языка, в котором грамматические структуры со временем развиваются, трансформируются или выходят из употребления [Колесов, 2013, с. 431].
Исследование О.Ф. Жолобовым лексико-семантических и грамматических факторов в истории существительных проливает свет на то, как семантические сдвиги и грамматические изменения переплетаются, влияя на развитие и, в конечном счете, на снижение продуктивности тех или иных грамматических форм [Жолобов, 1988, с. 16]. Для понимания особенностей непродуктивных форм это взаимодействие семантики и грамматики имеет решающее значение.
Классификация этих форм, рассмотренная В.М. Марковым в контексте именного склонения, обеспечивает структурированный подход к их изучению, распределяя их по морфологическим и синтаксическим признакам [Марков, 1974, с. 143]. Использование классификации необходимо для методического изучения непродуктивных форм в педагогических условиях.
Изучение непродуктивных грамматических форм – это не только стремление к историческому лингвистическому интересу. Как показывает работа Т.А. Корнеевой о семантико-стилистических закономерностях в русской литературе, эти формы играют значительную роль в понимании стилистических и смысловых нюансов литературных произведений. Их наличие в текстах А.Н. Радищева и А.С. Пушкина, например, позволяет понять языковую насыщенность и сложность произведений этих авторов [Корнеева, 2003, с. 64-66].
В более широком контексте лингвистического образования включение непродуктивных грамматических форм в учебную программу, как указано в методических пособиях М.Т. Баранова и других, имеет решающее значение для формирования комплексного понимания русского языка [Баранов, 2001, с. 133]. Это включает в себя не только распознавание и понимание этих форм, но и осознание их исторического значения и влияния на стилистические аспекты языка.
Изучение непродуктивных грамматических форм в русском языке – это окно в историческую эволюцию языка и инструмент для обогащения лингвистического образования. Исследование преодолевает разрыв между историческим лингвистическим анализом и современным преподаванием языка, предлагая целостный взгляд на развитие языка и его современное педагогическое применение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов / Е.В. Архипова. -2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 202 с. – (Университеты России). – Текст : непосредственный.
2. Балалыкина Э. А. К вопросу о грамматической лексикологии как самостоятельной лингвистической дисциплине // Ученые записки КГУ 2006. Т. 148. кн.2. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та. С. 68-76.
3. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов ; под ред. М.Т. Баранова. – Москва : Академия, 2001. – 368 с. – Текст : непосредственный.
4. Жолобов О. Ф. Лексико-семантические и грамматические факторы в истории слова (на материале имён существительных): автореф. ... канд. филол. наук: Ленинград, 1988. 16 с.
5. Ильясов И. И. Общее представление об учении как деятельности // Отечественные теории учения / под редакцией Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. – Москва: Помощь, 1996. -С. 95-97.
6. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – Москва: МПСУ, 1981. – 96 с.
7. Колесов В. В. Историческая грамматика русского языка: учебник для высших учебных заведений Российской Федерации. СПб.: Филологический факультет СпбГУ 2013. 512 с.
8. Корнеева Т. А. Семантико-стилистические закономерности функционирования форм люди и человеки в произведениях А. Н. Радищева и А. С. Пушкина // Русская и сопоставительная филология: системно-функциональный аспект. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. С. 64-66.
9. Кривых, С.В. Модернизация российского образования : сб. науч.-метод. тр. / С.В. Кривых. – Санкт-Петербург, ИПК СПО Санкт-Петербург, 2005. – Текст : непосредственный.
10. Львов М.Р Словарь-справочник по методике преподавания родного языка. [Текст]/М. Р Львов. -М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 200 с.
11. Марков В. М. Историческая грамматика русского языка. Именное склонение. Монография. М.: Высшая школа, 1974. 143 с.
12. Методика преподавания русского языка в школе/ Под редакцией М.Т. Баранова. [Текст] – М.: Academia, 2000. – 386 с.
13. Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru. (дата обращения: 11.03.2019).
14. Николаев Г. А., Корнеева Т. А. Из грамматической лексикологии русского субстантива XVIII – начала XIX в. // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова, филологический факультет, 20-23 марта 2007 г.): Труды и материалы. М.: МАКС Пресс, 2007. С. 76-77.
15. Рассудова О.П. Виды в системе русского глагола и методика работы над видами глагола. М., 1967. С. 152-155.
16. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 704 с.
17. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1987. Т.3. 832 с.
18. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч./ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2015.
19. Русский язык. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч./ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2014.
20. Русский язык. 5 класс: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013.
21. Русский язык. 9 класс: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2015.
22. Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1/ А.Д. Шмелев, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Л. О. Савчук, Е. Я. Шмелева; под ред. А. Д. Шмелева. – 2-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2016.
23. Русский язык: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1/ А.Д. Шмелев, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Л. О. Савчук, Е. Я. Шмелева; под ред. А. Д. Шмелева. – 2-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2016.
24. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское сло¬во – учебник», 2015.
25. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское сло¬во – учебник», 2017.
26. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 классы : учебник для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – Москва : Дрофа, 2012. – 319 с. – Текст : непосредственный.
27. Программно-методические материалы: Русский язык. 5 – 9 классы. [Текст] / Сост. Л. М. Рыбчен-кова. – М., 2002. – 128 с.