Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Период формирования личности является одним из наиболее сложных периодов в ходе становления и развития человека. Обычно он приходится на старший и средний школьный возраст, на подростковый этап. Происходит полная перестройка организма, изменяется гормональный фон, возникают психические изменения и новообразования. Зрелость можно охарактеризовать как период заложения сознательного поведения, формируются общие закономерности поведения, направленность интересов, представлений и социальных установок личности [1].
У подростка возникает сложность в общении, особенно затруднительным для них представляется выстраивание отношений со взрослыми. Связано это с особенностями характера, психическими и гормональными изменениями. Взрослые относятся к нему как к ребенку, не видят в нем абсолютно взрослого человека, а подросток чувствует чрезмерную опеку и попечительство, что существенно снижает уверенность подростка и оскорбляет его чувства. В то же время, подросток довольно упрям, практически не идет на уступки и компромиссы, отношение зачастую резко негативное.
Подросток стремиться проявить и показать свой характер, доказать взрослым, что он не нуждается больше в их опеке, имеет собственное мнение, суждение. Семья теряет для подростка важность, так как он больше не может найти в семье то, что он ищет, ощущает только опеку, которая кажется ему оскорбительной. Именно по этой причине подросток ищет возможности для реализации в других сферах и областях жизни. В первую очередь важность приобретают сверстники, друзья, одноклассники, среди которых они пытаются завоевать и поддерживать авторитет [2].
Основным типом деятельности для подростка является именно общение со сверстниками и поиск путей самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников. В подростковом возрасте детские сообщества преобладают над взрослыми. Именно по этой причине подросток находит себе друга, который его понимает и поддерживает с ним постоянную связь. В этом возрасте обычно ведут дневники, в которых подростки выражают свои мысли и переживания. Такие особенности поведения обусловлены новообразованиями в психике подростка. Основным новообразованием является открытие понятия «собственное я», возникновение рефлексии, осознание собственной индивидуальности. Главное стремление подростка состоит в том, чтобы быть взрослым [3].
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. В рамках ФГОС среди основных требований к результатам образования на первый план выдвигаются именно личностные результаты: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества…»
Литература занимает особое место в системе школьного образования. В Примерной Программе среднего (полного) общего образования по предмету литература охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения». Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацелен на обеспечение, прежде всего, духовно-нравственного развития, воспитания учащихся через уроки литературы [4].
Современное российское общество переживает глубокий кризис духовности и нравственности. Едва ли не на первое место выходит необходимость возрождения духовных традиций, поддержание морали, нравственных идеалов и патриотических чувств.
Гипотеза исследования. На уроках русского языка и литературы основным средством воспитания и развития личности становятся произведения художественной литературы. Очень важно, чтобы эти книги нашли отклик в душе школьника, соответствовали его душевным устремлениям. В этом отношении благодатным материалом является художественная литература.
Объект исследования – средства развития личности подростка.
Предмет исследования – педагогический потенциал художественной литературы в развитии личности подростка.
Цель работы – роль художественной литературы в развитии личности подростка.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические условия развития личности в подростковом периоде
2. Рассмотреть психолого-педагогические условия развития личности подростка
3. Рассмотреть роль художественной литературы в развитии личности подростка.
4. Привести методические разработки, направленные на развитие личности подростка средствами художественной литературы.
Методы исследования. Теоретические (анализ литературных данных, научных публикаций), эмпирические (педагогический эксперимент, психологическая диагностика), математико-статистические.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы для разработки дальнейших мероприятий, позволяющих подростку развить личность, легче пережить переходный период. Разработки могут использоваться на уроках литературы.
База исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы №120.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
1.1. Психологические особенности самосознания подростка
К подростковому периоду относят детей в возрасте от 11 до 17 лет. Это сложный период в развитии личности. В это время происходит половая идентификация, формируются эмоции. Для этого периода характерна эмоциональная нестабильность, изменчивость настроения [5]. Для подросткового периода характерен ряд сложнейших физиологических преобразований, происходит гормональная перестройка организма. Это является основанием для формирования психологических преобразований и возникновения новообразований.
Основным новообразованием подросткового возраста является зарождение чувства взрослости, зрелости. Именно в этот период ребенок переходит из мира детей в мир взрослых, входит в общество взрослых в качестве полноценного участника отношений и жизни. При этом важно то, что с внешней стороны подростка ничего не меняется, меняется только его психологическое состояние. Социальное положение подростка также остается неизменным. Ребенка начинает смущать такое же поведение родителей, которые по-прежнему начинают относиться к нему, как к ребенку. Не смотря на то, что ребенок многие вещи делает самостоятельно, без посторонней помощи и вмешательства, многое ему все же не позволяется [2].
Подростковый период в литературе характеризуется как кризисный период, наиболее уязвимый период жизни человека. Это обусловлено физиологическими, а также социальными факторами. В первую очередь на человека оказывают воздействие такие факторы, как семья, школа, компания друзей, молодежные движения и субкультуры, собственная личность подростка [4].
Человек как индивид сознает себя намного раньше, чем он успевает осознать свои личностные качества и по достоинству их оценить. В результате возникает дисбаланс между соотношением телесных и моральных свойств личности. Эти элементы являются важными составляющими «я - концепта», на основе которого и происходит дальнейшее развитие и самосознание личности. В подростковом возрасте девушки и юноши уделяют чрезмерное внимание развитию собственного тела, внешности, сравнивая себя с существующими стереотипами «женственности» и «мужественности». Порой эти стереотипы навеивают подростку неправильное понимание окружающей действительности. Если подросток обнаруживает собственное отличие от этого самого эталона, он начинает комплексовать по этому поводу, недооценивает себя [6].
Как правило, эталоны в подростковом возрасте противоречат общепринятым образцам красоты. Часто появляются искаженные, неприемлемые вкусы. При этом зачастую у подростка с нормальной адекватной внешностью развивается заниженная самооценка. Подросток с вызывающей, иногда даже аморальной внешностью и поведением может вызывать симпатию сверстников, и становится самоуверенным, с завышенной самооценкой.
В подростковом возрасте часто встречается синдром дисморфофобии. Это связано с тем, что внешность наиболее важна для подростка. Все, что имеет отношение к внешности, затрагивает самосознание личности. Учителям, родителям, сверстникам необходимо знать об этом и учитывать при общении с подростком. Невнимательность, неуважительное отношение к внешности может оскорбить и ранить чувства подростка, вызвать в нем беспокойство, тревожность. В тяжелых случаях может понадобиться помощь психотерапевта. Без постороннего вмешательства такое состояние может перерасти в устойчивый комплекс, заниженную самооценку [5].
У мальчиков самым частым источником тревоги является недостаточный, по их мнению, рост. Многие юноши и девушки болезненно реагируют на появление прыщей, угрей и т. д. Важной проблемой является ожиренье, избыточный вес, юношеские стереотипы красоты в этом отношении не отличается от взрослых. Но, не говоря уже о конституциональных особенностях, как раз накануне полового созревания у многих подростков образуются жировые накопления, составляющие своего рода энергетический резерв организма. Полноту, даже временную, болезненно переживают и девочки и мальчики.
Итак, внешность – важная сторона жизни. Подростки, проводящие долгие часы перед зеркалом или уделяющие непропорционально много внимания нарядам, делают это в большинстве случаев не из самодовольства, а из чувства тревоги. Броские наряды, привлекающие к себе внимание, – средство получить подтверждение, что юноши или девушка «в порядке», что он (она) может привлекать и нравиться. Человек, уверенный в себе, в таком постоянном «подтверждении» не нуждается. Поэтому с возрастом озабоченность внешностью обычно уменьшается. Человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают теперь другие свойства «я» – умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими [7].
В подростковом возрасте начинают формироваться социально – значимые личностные качества. Социально – значимые качества личности – это такие качества, которые оказывают воздействие не только на саму личность, но и на ее окружение, играют определенную роль в развитии общества в целом. Социально – значимые качества несут определенную роль в обществе, определяют его моральный и культурно – нравственный уровень. Такие качества способствуют успешной адаптации личности в обществе, ее развитию и профессиональному становлению [8].
Социально – значимые качества формируются окончательно в подростковом возрасте и способствуют успешному функционированию человека в обществе в целом в последующей жизни. Каждый человек в своей индивидуальности неповторим. Естественно, адекватная оценка самого себя является очень важным качеством. Недостаточная заниженная самооценка отрицательно сказывается на самочувствии, уверенности человека, имеет отражение на его взаимоотношениях с близкими, окружающими, коллегами. Также установлено, что человек с заниженной самооценкой имеет низкую работоспособность и эффективность труда. От того, насколько хорошо развиты наши социальные качества, зависит способность человека быть полноправными и уважаемыми членами общества [4].
Наибольшую практическую значимость имеют такие качества, как эмоциональные, поведенческие, коммуникативные и творческие факторы. Именно они формируют самосознание человека и в определенной ситуации могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на человека и общество. Кроме того, эти факторы тесно взаимосвязаны между собой. Эмоциональные факторы, такие как достоинство и честь, способствуют формированию поведенческих реакций, таких, как воля, целеустремленность. На основе поведенческих факторов формируются коммуникативные факторы, такие как открытость, толер
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М.2013г. 321с.
2. Гинзбург М.Р. «Психологическое содержание личностного самоопределения» //»Вопросы психологии». 2014г. № 3. 43-52 с.
3. Ермолаева М.В. «Психология развития». Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2000г. 186 с.
4. Каган М.С. «Особенности самосознания подростков» М. 1973г.154 с.
5. Клиническая психология в социальной работе / Под ред. Б.А Маршинина, - М, 2002, с. 232.
6. Кон И.С. «Открытие «Я». М. 2007г. 254 с.
7. Кон И.С. «Психология ранней юности» М.: «Просвещение». 2013г. 210 с.
8. Ланцбург М.Е. О применении экзистенциального психологического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2004. – № 1. – [Электронный ресурс]: http://psyjournal.ru/j3p/vol.php?id=200401.
9. Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения» М.: «Педагогика». 2012г. 212с.
10. Макаренко, А.С. Сочинение в семи томах / А.С. Макаренко / Т.4: Книга для родителей // М.: Издательство Академии Педагогических наук, 1957. - 540 с
11. Митина Л.М. «Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//«Вопросы психологии». 2000. № 4. 28 – 38с.
12. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогич уч. заведений. — М., 2001. — С. 115.
13. Мухина В.С. «психология детства и отрочества». М.:ИПП. 2009г. 281с.
14. Навайтис Г. Парадигмы семейной психодиагностики // Мир психологии. – 2013. – №3. – С. 231.
15. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2009. – С. 89.
16. Основы социальной работы: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. П.Д. Павленка.— М.: ИНФРА-М, 2006.— С. 115.
17. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение» М.: НПО «МОДЭК». 2012г. 234 с.
18. Психология современного подростка / Под редакцией Д.М. Фельдштейна. М.: «Педагогика». 2011г.256 с.
19. Психология социальной работы/ Под ред. М.А. Гулиной, - Питер, 2004, с.25-75.
20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 2008. – С. 486.
21. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». М.: «Педагогика». 2010г. 287 с.
22. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.— М.: ИНФРА-М, 2001, с.350.
23. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога. Методическое пособие / Под ред. П.А. Кислякова, Е.А. Шмелевой. – Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 83 с.
24. Столин В.В. «Самосознание личности» М.: МГУ. 2012г.180с.
25. Толковый словарь Даля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovardalya.ru/. (Дата обращения: 28.01.2018).
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357) – http://минобрнауки.рф/документы/922
27. Фельдштейн Д.М. «Психология взросления». М.: МПСИ «Флинта». 2013г. 203.с
28. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/ под редакцией И.В.Дубровиной. М.: «Педагогика». 2013г. 254 с.
29. Холодяков, И. В. Литература нравственного очищения. / И. В. Холодяков // Литература в школе. — 2008. — № 4, 5, 6, 5.
30. Чеснокова И.И. «Проблема самосознания в психологии». М.: Издательство «Наука». 2011г. 234с.