Фрагмент для ознакомления
2
1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Понятие творческая деятельность в психологии
Одной из актуальных и острых проблем на современном этапе педагогической науки и практики является развитие творческой активности школьников. Согласно требованиям новых государственных стандартов образования, предполагается, что учащиеся приобретают не только предметные знания, навыки и умеючи-сти, но и овладевают метапредметными компетенциями в образовательных учреждениях. Выпускник школы, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения, – это "любознательный человек, активно и заинтересованно познающий мир, который мотивирован проявлять творчество в работе, находить и осваивать нестандартные способы решения проблем жизнедеятельности". творческий и исследовательский характер" [4].
Сегодня перед образовательными учреждениями стоит задача систематически и целенаправленно развивать творческую активность учащихся.
Начальные школы должны способствовать всестороннему развитию учащихся и их способностей.
В качестве реализации поставленной задачи учителям необходимо позволить ребенку самостоятельно самовыражаться во всех сферах и видах деятельности, которыми занимается ученик. Приобщение ребенка к продуктивной деятельности в результате приводит к развитию индивидуальных способностей школьников.
Прежде чем учитель начнет работать с ребенком, ему необходимо знать о психологических особенностях каждого ребенка, с которым работает учитель. Наряду с этим, каждому педагогу также важно самому быть креативным, чтобы развивать творческую составляющую творческой деятельности у ребенка, поскольку творчество человека привлекает других и вовлекает их в ту же деятельность.
Творчество - это процесс, присущий человеческой деятельности. Творчество, так или иначе, доступна каждому.
Согласно Аристотелю, "источником креативности является естественное чувство гармонии, ритма и способность к подражанию". Философ отметил в своем трактате: "Люди отличаются от других живых существ тем, что они чрезвычайно непохожи.
"Люди отличаются от других живых существ тем, что они очень склонны к подражанию, которое доставляет удовольствие всем. Доказательством этого является то, что мы испытываем перед созданием произведений искусства" [19]. Аристотель понимал творчество как "процесс создания произведения искусства" [19].
"Креативность - это создание новых вещей, подразумевающее как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и продуктов, генерируемых им, но отчужденных от него" [10].
К. Роджерс пишет: "Я понимаю под творческим процессом создание посредством действия нового продукта, который вырастает, с одной стороны, из уникальности личности, а с другой – обусловлен материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни" [14].
А. Шопенгауэр и З. Теория творчества Фрейда основывалась на бессознательной активности человека. Искусство, согласно А. Шопенгауэру, "состоит в преодолении рациональности и является синонимом подлинного отношения художника к миру" [42].
"Не всякая деятельность является творчеством, подчеркивает А.Ф. Люсев, но всякое творчество - это деятельность" [29]. Творчество всегда индивидуально и своеобразно.
В.С. Безрукова считает, что "творчество - это создание нового. В этом смысле это слово можно было бы применить ко всем процессам органической и неорганической жизни, потому что жизнь - это череда непрерывных изменений, и все, что обновляется, и все, что возникает в природе, является продуктом творчества" [5].
Многие ученые и философы обращались к проблеме человеческого творчества как высшей ценности.
Дошкольники проявляют большой интерес к творческой деятельности. Творческие занятия, такие как драма, пение, танцы, рисование и рукоделие, помогают детям:
– развивать творческие способности и воображение;
– укреплять доверие;
– выражать эмоции, мысли и идеи вербальными и невербальными способами;
– узнать о мире с чужой точки зрения;
– практиковать принятие решений, решение проблем и критическое мышление;
– практиковать и совершенствовать социальные навыки;
– развивать физические и двигательные навыки.» [8].
Готовность студентов включаться в процесс поиска новых способов решения нестандартных образовательных задач, инициатива в постановке новых задач, стремление проникнуть в суть явлений характеризуют творческую активность студентов.
Л.С. Выготский пишет: "Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, которая создает что–то новое, неважно, создается ли это в результате творческой деятельности каким-то предметом внешнего мира или хорошо известной структурой разума и чувств, которые живут и обнаруживаются только в самом человеке". [12].
Новые педагогические технологии должны учитывать результаты исследований по психологии креативности, механизмы акта творчества как субъективного акта личности. Психологические исследования креативности раскрывают ее сложную структуру, включающую интеллектуальные, эмоционально–мотивационные, волевые факторы в самых разнообразных сочетаниях и соотношениях.
По мнению Н.С. Петровой, "структура творческой направленности ребенка включает в себя ряд компонентов: потребностно–мотивационный, целеобразующий, эмоциональную регуляцию, систему используемых познавательных средств (понятия, образы, исследовательские стратегии), результаты познавательной деятельности, активное творческое отношение ребенка к мир, в основе которого лежит его мотивация изобретать новые способы действий и виды деятельности, а также способность творчески мыслить" [3].
Считается, что творческий потенциал ребенка намного выше, чем у взрослого, но это, тем не менее, не гарантирует реальных творческих достижений в будущем. "И именно поэтому необходимо:
– создать условия для переживания и реализации интеллектуального удовольствия, сопровождающего процесс создания нового
– творческого процесса, независимо от того, в каких видах деятельности он протекает" [6].
Проектная деятельность обусловлена поиском исследователем новых путей решения возникающей проблемы, а также проявлением творческих способностей в этом процессе. Эффективность организации процесса проектной деятельности младшего школьника определяет результативность его дальнейшей проектной деятельности и успешность процесса социализации. Сталкиваясь с новыми трудностями, младшие школьники в силу своих личностных и интеллектуальных особенностей могут их преодолевать, что порождает разнообразные внутриличностные противоречия, которые не осознаются детьми.
О.С. Газман, рассматривая детское творчество как важную сферу самоопределения и самореализации ребенка, сказал: "Поддержка личности в творческом самотрансформировании необходима для воспитания творческого поколения людей" [13].
И.В. Гладких утверждает: "Главной задачей всего образовательного процесса является формирование активной позиции в познании. Поскольку познавательная активность - это качество деятельности, в котором проявляется прежде всего отношение учащегося к предмету и процессу деятельности" [14].
И.В. Гладких выделил три уровня активности личности ребенка:
"первый уровень - это воспроизводящая деятельность, характеризующаяся желанием учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания. Второй уровень - это активность по интересу, стремление учащегося выявить смысл изучаемого объекта, проявление желания понять связь между процессами и явлениями, овладение способами применения знаний в изменяющейся ситуации. Третий уровень - творческий, при котором деятельность школьников характеризуется стремлением глубоко проникнуть в суть явлений и взаимосвязей, а также поиском нового способа проникновения в них" [14].
Перед учителем стоит задача в создании условий для развития и расширения творческого опыта ученика, осознанию им ответственности за свои результаты, исходя из существующего уровня каждого ребенка.
«Э. Торренс выделяет пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творческое мышление:
– внимательное отношение к необычным вопросам;
– уважительное отношение к необычным идеям;
– показывать детям, что их идеи имеют ценность;
– предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;
– давать время для неоцениваемой практики или обучения» [5].
Творческая деятельность подразумевает создание новых материальных и моральных ценностей в результате деятельности. Развитие личности требует способностей, мотивов, знаний и умений, которые в конечном результате перельются в конечный продукт, который является уникальным, оригинальным и новым. Психические процессы, такие как воображение, интуиция, а также психическая активность в этом процессе играют огромную роль в процессе самоактуализации и расширения прав и возможностей ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе. - 2-е изд. - испр. - М.: Просвещение, 1989. - 512 с.
2. Алексеева А. А. Новые образовательные технологии как механизм повышения качества знаний // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 400-403.
3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998.- 352 с.
4. Берещенко О. И. Организация деятельности педагога в сфере музыкального воспитания в разновозрастной группе детского сада // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 256–260. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65122.htm.
5. Богомолова, О.Б. Искусство презентации / О.Б. Богомолова – М., 2010.
6. БожовичЛ.И.Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж, 1997.
7. Бурдюкова, Е.В. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя: практическое пособие / Е.В. Бурдюкова – М., 2008.
8. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы).-М., 1998.-216.
9. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240с., нот. – (Б-ка воспитателя дет.сада).
10. Выготский Л.С.Психология развития человека. М., 2005.
11. Выготский Л.С. Психологический очерк: Книга для учителя / Выготский Л.С. – 3-е изд. Издательство: М.: Просвещение ,1991. – 93 с.
12. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.
13. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.
14. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1989, № 2; 1992, № 8; 1991, № 3,7.
15. Григорьева Г. Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Григорьева Г. Г. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
16. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 - 80 с.
17. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 - 72 с.
18. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. –192с.
19. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Москва, Издательство “Наука”. 1994 г.
20. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
21. Игнатьева И. И. Психология изобразительной деятельности детей / Игнатьева И. И. – М., 1967.
22. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами/ А. Ильина // Дошкольное воспитание.- 2004.-№2.
23. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Казакова Т. Г. – М.: Педагогика, 1983.
24. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1985.
25. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Гном и Дом, 2004.