Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Среди многих проблем современности выделяется одна из самых актуальных - статус учителя, его профессионализм, желание по-новому работать и решать актуальные проблемы, постоянно учиться, стремиться к самосовершенствованию, готовности к инновациям и к внедрению новейших технологий, без чего на современном этапе развития общества невозможно быть современным профессиональным специалистом.
В законодательных документах обозначены принципиально новые задачи, приоритеты и направления модернизации отечественной системы образования. Среди них подготовка специалистов новой формации - профессионалов, ориентированных на постоянное профессиональное и культурное самосовершенствования.
Новое тысячелетие ставит новые вызовы перед педагогами: овладение современными технологиями обучения, передовыми достижениями педагогического опыта, умение активно использовать информационную среду, рационально воспринимать инновации, системно мыслить, иметь творческие и научные способности, высокую профессиональную компетентность. Отсюда основная задача высшего педагогического учебного заведения качественно подготовить студентов к будущей учебной деятельности. Такая подготовка включает овладение необходимыми базовыми знаниями, формирование ведущих профессиональных умений и навыков и личностных качеств, составляющих основу профессионализма. Учитель должен быть готов к мотивированного профессиональной деятельности, причем способным не только работать по-новому, но и быть инициатором инновационных процессов. Поэтому современная подготовка будущего специалиста в учебном заведении должна соответствовать современным стандартам. А для того чтобы учитель отвечал требованиям общества, он должен не только иметь необходимые знания, умения и навыки по предметам, которых учит, но и обладать педагогическим мастерством и профессиональной культурой. Именно формирование профессиональной культуры личности является одной из главных проблем профессиональной подготовки студентов, поэтому приобретает важное значение для профессионального становления будущего специалиста. Учитывая это, необходимо особое внимание обратить на профессиональную культуру педагога, так как только учитель высокой профессиональной культуры, эрудированный, образованный специалист, в котором удачно сочетаются индивидуально-психологические и профессионально важные качества, может успешно решать в школе актуальные проблемы.
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
1.1. Определение понятия профессиональной культуры учителя
Профессиональная культура учителя всегда находилась в центре внимания научных исследований как неоднозначный личностный и социальный феномен. Общество предъявляет новые требования к профессиональной культуры учителя, ведь хочет видеть в нем не только носителя отдельных педагогических функций, но и гармонично развитую, социально активную личность с конкретно определенным духовно-творческим потенциалом.
В справочной литературе под культурой понимают уровень образованности, воспитанности человека, а также уровень овладения какой-то области знаний или деятельности. Профессиональная культура личности предполагает усвоение профессиональных знаний, профессиональную компетентность, сформированность профессионально значимых качеств, которые необходимы для участия в профессиональной деятельности. Это понятие включает в себя весь духовный потенциал личности, интеллектуальные, эмоциональные и практически-действенные компоненты его сознания. Профессиональная культура не только определяет познавательные интересы личности, но и обусловливает мировоззренческие установки, ценностные ориентации, общее жизненное кредо. Таким образом, профессиональная культура учителя требует профессионализма, достигнутого в философском осмыслении и саморефлексии профессии, и является интеграционной качеством личности педагога-профессионала, условием и предпосылкой результативной педагогической деятельности, сложным личностным новообразованием, интегрирует рефлексивной культуре, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство, способность к научно-исследовательской деятельности, направленной на профессиональное самосовершенствование и самореализацию [7, с. 14].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрущенко В. Формирование личности учителя в современных условиях / В. Андрущенко, И. Табачек // Политический менеджмент. - 2005. - № 1 (10). - С. 58-69.
2. Вульфов Б. З. Учитель: профессиональная духовность / Б. С. Вульфов // Педагогика. - 2015. - № 2. - С. 48-52.
3. Завалевский Ю. Пути и уровне подготовки учителя к профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода / Ю. Завалевский // Научный журнал НИУ имени М. П. Драгоманова. Серия 17 "Теория и практика обучения и воспитания». - 2014. - 202 с.
4. Иванова Т. В. Профессиональная культура будущего учителя / Т. В. Иванова // Педагогика и психология. - 2015. - № 2. - С. 86-93.
5. Коваленко Л. А. Психологическое содержание профессиональной культуры педагога / Л. А. Коваленко // Проблемы современной психологии. - 2009. - № 6. - С. 331-339.
6. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М.: Высш. школа, 1990. - 142 с. 7. Мазур Н. Содержание профессиональной культуры преподавателя высшей школы / Н. Мазур // Начальная школа. - 2007. - № 4. - С. 12-14.
7. Маркова Б. С. Психологические проблемы повышения квалификации / Б. С. Маркова // Педагогика. - 2013. - № 9-10. - С. 64-67.
8. Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 2009. - 280 с.
9. Рудницкая О. П. Восприятие музыки и педагогической культуры учителя / А. П. Рудницкая. - М.: КГПИ, 2002. - 96 с. 11.
10. Семченко В. А. Психология общения / В. А. Семченко. - М.: Магистр-S, 2017. - 152 с.
11. Радул В. В. Основы профессионального становления личности современного учителя: учеб. пособие. / В. радула, В. А. Кравцов, Н. В. Михайличенко. - Кировоград: Имекс - ЛТД, 2017. - 252 с.
12. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для высших учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шмяхов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2015. - 576 с. 14.
13. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2012. - С. 94-102.
14. Хомич Л. А. Профессионально-педагогическая подготовка учителя начальных классов / Л. А. Хомич. - М.: Магистр-S, 2011. - 200 с.