Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие мотива. Причины использования мотива одиночества поэтами
Самое понятие мотива достаточно много исследовалось теоретиками литературы. Мотив (франц. motif, от лат. moveo — двигаю) — это термин, перешедший в литературоведение из музыкальной сферы. Как сообщает С.Г. Шалыгина в своей статье, изучая истоки появления мотива в литературе и трактовку его понятия: «Мотив в музыке – наименьшая часть мелодии, которая имеет определенное выразительное значение и которую можно узнать при ее появлении. В мотиве обычно один акцент (как одно ударение в слове), поэтому наиболее типичный объем мотива – один такт. Этому понятию, одному из опорных в музыковедении, принадлежит ответственное место и в науке о литературе.» .
В современной науке мотив имеет широкий диапазон смыслов. В. Е. Хализев в своих работах определяет мотив как: «компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). Он активно причастен теме и концепции (идее) произведения, но им не тождественен» . По мысли ученого, мотив может обозначать собой отдельное слово или словосочетание, повторяемое и варьируемое, или представать как нечто обозначаемое посредством различных лексических единиц; выступать в виде заглавия или эпиграфа или оставаться лишь угадываемым, ушедшим в подтекст.
В работах другого исследователя, А.Н. Веселовского , мотив вырастает в сюжет, тем самым являясь первоосновой повествования. В.Я. Пропп ввел понятие функции действующего лица, что значительно углубило понятие мотива, его смысловую нагрузку. По существу, функция действующего лица представляет в его понимании обобщенное значение мотива. Б. И. Ярхо в «Методологии точного литературоведения», написанной в 1930-х гг., трактует мотив как «образ в действии (или в состоянии)» , «Мотив, – пишет Б.И. Ярхо, – ... есть некое деление сюжета, границы коего исследователем определяются произвольно» .
А. И. Белецкий в своей монографии «В мастерской художника слова» (1923 г.) не ставит под сомнение само существование понятия мотива (как это делает В. Я. Пропп), а пытается разрешить проблему вариативности понятия мотива, различая два уровня использования мотива в сюжетном повествовании: «мотив реальный» и «мотив схематический». «Реальный мотив» представляет собой составной элемент фабульно-событийного состава сюжета конкретного литературного произведения. «Схематический мотив», в свою очередь, соотносится уже «сюжетной схемой» в виде связки: «отношения–действия».
Б. Н. Путилов, продолжая литературоведческие исследования в области теории мотива, в работе «Мотив как сюжетообразующий элемент» понимает мотив как «одно из слагаемых эпического сюжета, элемента эпической сюжетной системы» . Ученый говорит о мотиве, главным образом, в контексте сюжета, обращая внимание на движущую роль мотива. Размышляя о способах реализации мотива в литературном произведении (в определенной степени схожие с утверждениями Хализева), Путилов развивает мысль о трактовке понятия мотива в виде элемента, принадлежащего трем уровням: лексическому, синтаксическому и уровню, связанному с формами «сознания коллектива, создающего и хранящего эпос». Иначе говоря, мотив может быть представлен либо отдельным словом или сочетанием слов, либо проявить себя в предложении, а также может реализоваться в духовно-нравственной сфере, аккумулирующей в себе своеобразный культурный код нации.
Как сообщает С.Г. Шалыгина: «На протяжении последних десятилетий мотивы стали активно соотноситься с индивидуальным творческим опытом, рассматриваться в качестве достояния отдельных писателей и произведений. Хотелось бы отметить, что термин «мотив» используется и в ином значении. Так, мотивами нередко называют темы и проблемы творчества писателя (например, нравственное возрождение человека, алогизм существования людей).» .
Очень часто мотив одиночества присутствовал в поэтических произведениях. Такой выбор связан с тягой русской мысли к постоянному осмыслению и воплощению бытия, рассуждениям о человеческой душе и ее состояниях. Поэты стремились в противовес экзистенциальному мироощущению преодолеть границы между мирами «Я» и «Другого». В чем и состоит специфика традиции национальной культуры. Проблема одиночества была актуальна всегда, во все времена лирики стремились использовать мотив одиночества в своих произведениях для воплощения своего душевного состояния, демонстрации восприятия индивидуального опыта взаимодействия с внешним миром и социумом, которые представляют собой результат одиночества фигур, их создавших. Затрагивание темы одиночества всегда лежит в плоскости философских размышлений поэта как внимательного наблюдателя и критика жизни общества. Поэтому в тех произведениях, в которых поэт оценивал свое место в социуме, свое мироощущение и позицию, всегда присутствовал мотив одиночества.
Таким образом, из-за отношения мотива к сфере творческого самовыражения, которая известна множественностью индивидуальных оценок и понятий, существует такое разнообразие его понятий и смыслового содержания в тексте.
2. Воплощение мотива одиночества в лирическом творчестве
2.1.Мотив одиночества в лирике отечественных поэтов XIX в.
Среди тем о состоянии человеческого духа одиночество занимает особое место. В рассуждениях о сущности бытия и духовной составляющей природы человека рассуждения о взаимосвязи одиночества и свободы – универсальная философская тема, в развитии которой можно обнаружить незримые сущности человеческой души и бытия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белецкий А. И. В мастерской художника слова [Текст] / А. И. Белецкий // Избранные труды по теории литературы. М., 1964.
2. Бельская Л.Л. Мотив одиночества в русской поэзии: от Лермонтова до Маяковского [Электронный ресурс] / Л.Л. Бельская // Русская речь. - 2001. - № 4 – Режим доступа : https://russkayarech.ru/sites/default/files/journals/2001/2001-4.pdf, свободный (дата обращения : 16.01.2024). – Загл. с экрана.
3. Бродский И. Из заметок о поэтах XIX века. - В кн.: Иосиф Бродский: труды и дни. М., 1998. С. 38-39.
4. Гаспаров М.Л. Избр. труды. М., 1997. Т. II. С. 372.
5. Гречаник И.В. Художественная концепция бытия в русской лирике начала XX века: Монография / И.В. Гречаник. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 175 с.
6. Жуковский В.А.: Теон и Эсхин [Электронный ресурс] / Василий Жуковский // Интернет-библиотека Алексея Комарова : [офиц. сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://ilibrary.ru/text/1856/p.1/index.html, свободный (дата обращения : 25.01.2024). – Загл. с экрана.
7. Лермонтов М. Ю. «Выхожу один я на дорогу...» [Электронный ресурс] / Михаил Лермонтов // Интернет-библиотека Алексея Комарова : [офиц. сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://ilibrary.ru/text/1033/p.1/index.html, свободный (дата обращения : 01.02.2024). – Загл. с экрана.
8. Лермонтов М. Ю. Демон [Электронный ресурс] / Михаил Лермонтов // Интернет-библиотека Алексея Комарова : [офиц. сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://ilibrary.ru/text/1149/p.1/index.html, свободный (дата обращения : 01.02.2024). – Загл. с экрана.
9. Лермонтов М. Ю. Завещание («Наедине с тобою, брат...») [Электронный ресурс] / Михаил Лермонтов // Интернет-библиотека Алексея Комарова : [офиц. сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://ilibrary.ru/text/1328/p.1/index.html, свободный (дата обращения : 01.02.2024). – Загл. с экрана.
10. Лермонтов М. Ю. И скучно и грустно («И скучно и грустно, и некому руку подать...»). [Электронный ресурс] / Михаил Лермонтов // Интернет-библиотека Алексея Комарова : [офиц. сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://ilibrary.ru/text/1032/p.1/index.html, свободный (дата обращения : 01.02.2024). – Загл. с экрана.
11. Лермонтов М.Ю. К * ("Мы случайно сведены судьбою")[Электронный ресурс] / Михаил Лермонтов // [офиц. сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://lermontov-lit.ru/lermontov/text/stihi/stih-1832/stih-1832-38.htm, свободный (дата обращения : 01.02.2024). – Загл. с экрана.
12. Лермонтов М. Ю. Мцыри [Электронный ресурс] / Михаил Лермонтов // Интернет-библиотека Алексея Комарова : [офиц. сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://ilibrary.ru/text/991/p.1/index.html, свободный (дата обращения : 01.02.2024). – Загл. с экрана.
13. Лермонтов М.Ю.: Портреты [Электронный ресурс] / Михаил Лермонтов // Интернет-библиотека Алексея Комарова : [офиц. сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://ilibrary.ru/text/2536/p.1/index.html, свободный (дата обращения : 19.01.2024). – Загл. с экрана.
14. Лермонтов М.Ю.: * * * ("Пусть я кого-нибудь люблю") [Электронный ресурс] / Михаил Лермонтов // [офиц. сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://lermontov-lit.ru/lermontov/text/stihi/stih-1831/stih-1831-13.htm, свободный (дата обращения : 01.02.2024). – Загл. с экрана.
15. Лермонтов М.Ю.: Утес («Ночевала тучка золотая...») [Электронный ресурс] / Михаил Лермонтов // Интернет-библиотека Алексея Комарова : [офиц. сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://ilibrary.ru/text/1040/p.1/index.html, свободный (дата обращения : 19.01.2024). – Загл. с экрана.
16. Лермонтов М.Ю.: * * * ("Я не для ангелов и рая") [Электронный ресурс] / Михаил Лермонтов // [офиц. сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://lermontov-lit.ru/lermontov/text/stihi/stih-1831/stih-1831-17.htm, свободный (дата обращения : 01.02.2024). – Загл. с экрана.
17. Лермонтовская энциклопедия [Текст] / под ред. В.А. Мануйлова. – Москва: Советская энциклопедия, 1981. - 746 с.
18. Музыкальный энциклопедический словарь // Режим доступа : https://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4554.html, свободный (дата обращения : 17.01.2024).
19. Муравьев Д.П. Мотив одиночества // Лермонтовская энциклопедия [Текст] / под ред. В.А. Мануйлова. – Москва: Советская энциклопедия, 1981. - с. 294-295.
20. Рылеев К.Ф.: Стансы [Электронный ресурс] / Кондратий Рылеев // Интернет-библиотека Алексея Комарова : [офиц. сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://ilibrary.ru/text/2491/p.1/index.html, свободный (дата обращения : 25.01.2024). – Загл. с экрана.
21. Путилов Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент [Текст] / Б. Н. Путилов // Типологические исследования по фольклору: сб. ст. в память В. Я. Проппа. М., 1975.
22. Пушкин А.С. Стихотворения [Электронный ресурс] / Александр Пушкин // Интернет-библиотека Алексея Комарова : [офиц. сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://ilibrary.ru/author/pushkin/form.5/index.html, свободный (дата обращения : 25.01.2024). – Загл. с экрана.
23. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Элегия от Сумарокова до Некрасова. М., 1973.
24. Чапанов, И. М. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова [Текст] / И. М. Чапанов // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ». - 2021. - № 8 (41). - Т. 2 - С. 14-16.
25. Шалыгина, С.Г. Понятие «Мотив» и его интерпретация в теории литературы и музыке [Текст] / С.Г. Шалыгина // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 1 (035). – С. 250-255.