Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Современный этап развития общества ставит новые задачи перед воспитанием детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения у детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций языка как центрального звена в развитии ребенка. Язык выполняет множество функций в жизни ребенка. Наиболее важной является коммуникативная функция - назначение языка как средства общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов и обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции языка представлены в поведении дошкольника и активно им управляются.
Именно формирование речевых функций побуждает ребенка овладевать языком, его фонетикой, словарным запасом и грамматической структурой. Если человек в первую очередь способен слушать своего собеседника во время общения, при этом грамотно выражать свои мысли на хорошем уровне речи, без сленга и просторечия, то о таком человеке можно сказать, что он полностью овладел культурой общения. Поскольку язык является важным компонентом культуры общения, поэтому необходимо развивать культуру общения у дошкольников посредством формирования коммуникативных речевых функций.
Есть определенное противоречие: хотя культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается столь же актуальной. Стремление найти пути разрешения этого противоречия определило задачу исследования по выявлению наиболее эффективных методов восстановления культуры общения дошкольников.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия формирования культуры межличностного общения дошкольников.
Объектом исследования является процесс формирования культуры межличностного общения дошкольников.
Предметом исследования являются основы и принципы формирования культуры межличностного общения дошкольников.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для формирования культуры меж-личностного общения дошкольников.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие общения, значение общения в жизни ребёнка;
- изучить психологические особенности детей дошкольного возраста;
- детально проанализировать основные закономерности развития общения у детей дошкольного возраста;
- дать оценку воспитанию культуры общения у детей старшего до-школьного возраста;
- проанализировать особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста;
- разработать рекомендации по развитию межличностного общения у детей дошкольного возраста.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
1.1 Понятие общения, значение общения в жизни ребёнка
Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах ран-него и дошкольного детства. Нет никаких оснований утверждать, что роль общения увеличивается или уменьшается с возрастом ребенка. Правильнее сказать, что его значение усложняется и углубляется по мере обогащения психической жизни ребенка, расширения его связей с миром и проявления его новых способностей [12].
Наиболее важным и, возможно, наиболее заметным положительным воздействием общества является его способность ускорять развитие детей. Влияние образования проявляется не только в ускорении нормальной скорости развития ребенка, но и в том, что оно позволяет детям преодолевать неблагоприятную ситуацию и исправлять дефекты, возникшие у детей в результате неправильного воспитания. Влияние общения можно проследить в различных областях психического развития ребенка: 1) в области детского любопытства; 2) в области их эмоциональных переживаний; 3) в формировании любви к взрослому и дружеских связей со сверстниками; 4) в области овладения языком; 5) в области воспитания у детей любознательности.
Однако очевидно, что ребенку недостаточно просто общаться с пожилыми людьми; у него развивается, а затем все больше растет желание общаться с другими детьми. Взаимодействие с ними - это вторая область контакта ребенка с другими людьми, которая также очень важна для детей, и они сами это остро чувствуют и выражают. Общение характерно для всех высших живых существ, но на человеческом уровне оно принимает наиболее совершенные формы и становится осознанным и опосредованным посредством языка. В общении выделяются следующие аспекты: со-держание, цель и средства. Содержание - это информация, которая передается от одного живого существа к другому во время индивидуальных кон-тактов.
Содержанием общения может быть информация о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Человек может делиться информацией о существующих потребностях с другими, ожидая, что они могут быть вовлечены в их удовлетворение. Посредством общения данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворение, радость, гнев, грусть, страдание и т. д.) могут передаваться от одного живого существа к другому, чтобы определенным образом вступить в контакт с другим живым существом. Одна и та же информация передается от чело-века к человеку и служит средством межличностной адаптации. Например, по отношению к разгневанному или страдающему человеку мы ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто добр и испытывает радость [15].
Человеческое общение многосубъектно, оно наиболее разнообразно по своему внутреннему содержанию. Цель общения - это то, ради чего человек занимается данным видом деятельности.
Количество коммуникативных целей ребенка увеличивается с возрастом. К ним относятся передача и приобретение объективных знаний об окружающем мире, образование и воспитание, координация разумных действий людей в их совместной деятельности, а также установление и выяснение личных и деловых отношений. Не менее значимыми являются различия в средствах коммуникации. Последние могут быть определены как методы кодирования, передачи, обработки и расширения информации, передаваемой от одного живого существа к другому во время общения. Кодирование информации - это один из способов передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться посредством прямого физического контакта: прикосновения к телу, рукам и т. д.
Информация может передаваться и восприниматься людьми на рас-стоянии с помощью органов чувств (наблюдения одного человека за движениями другого человека или восприятие издаваемых им звуковых сигналов). В дополнение ко всем этим естественным способам передачи ин-формации, у людей есть множество способов, изобретенных и усовершенствованных ими самими. Это речевые и другие системы знаков, письмо в его различных формах и проявлениях (тексты, схемы, рисунки, эскизы), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механические, магнитные, лазерные и другие формы письма).
Своей изобретательностью в выборе средств и методов внутриличностного общения человек намного превзошел всех известных нам живых существ, живущих на планете Земля. Итак, под общением мы понимаем взаимодействие двух или более людей, которое заключается в обмене раз-личной информацией (мыслями, чувствами, намерениями) с целью установления отношений и достижения общего результата.
Взаимодействие означает, что два вовлеченных человека действуют по-разному активно: один говорит, другой слушает, затем они меняют роли: тот, кто слушал, теперь выражает отношение к высказыванию первого и т. д. Такой обмен ролями происходит неоднократно, и весь процесс имеет двустороннюю направленность, оба участника активны. Общение характеризуется, прежде всего, вовлечением в практическое взаимодействие людей, связанное с работой, обучением или игровой деятельностью. Потребность в совместной деятельности порождает потребность в общении. Во всех видах деятельности общение обеспечивает их систематическое осуществление и контроль. Необходимость взаимодействия с самим собой объясняется социальной природой человека [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства / В.В. Аб-раменкова. М.: Инфра-М, 2014. 86 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учеб¬ных заведений [Текст]/Г. М. Андреева. ― 5-е изд., испр. и доп. ― Москва: Аспект Пресс, 2003. ― 364 с
3. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как простран-ство социального развития старших дошкольников [Текст]/ Т.И. Бабаева.-Москва: Детский сад, 2011. – 74-86с.
4. Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверст-никами: учеб. пособие для СПО [Текст]/ В. Н. Белкина. — 2-е изд., пере-раб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 170 с.
5. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие. [Текст] / В.Н. Белкина.-Ростов на Дону: Феникс, 2015. 272 с.
6. Взаимодействие детского сада с родителями в современных условиях [Электронный ресурс]/Электронные текстовые данные. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/29/vzai., свободный.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском воз-расте: учебное пособие. – М.: А.П.О., 1996. – 102 с.
8. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстника-ми [Текст]/ Л.Н. Галигузова.-Москва: Дошкольное воспитание №1, 2006.-С.111-113; С.118-120.
9. Годовикова Д.Б., Гаврилова Е.И. Осознание детьми 5-7 лет ка-честв сверстников и их общение. – Краснодар, 1998
10. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. [Текст]/ Н. Ф. Голованова.-Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 272 с.
11. Диагностическая программа исследования навыков общения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/Электронные текстовые данные. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/diagnosticheskaja-programy-isledovanijanavykov-obschenija-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
12. Коломенский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломенский. – Минск: Нар. све-та, 1984. – 239с.
13. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]/ М.И. Лисина. - Москва: Педагогика, 2011. – 144 с
14. Литовкина, А.В., Еремина О.Н., Хайминова А.В. Психологиче-ские особенности общения детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ А.В. Литовкина, О.Н. Еремина, А.В. Хайминова. - Москва: Молодой уче-ный. №21, 2015.
15. Маркова Т.А. Воспитание дошкольников / Т.А. Маркова. М.: Норма, 2014. 97 с.
16. Межличностные отношения от рождения до семи лет [Текст]/ под ред. Е.О. Смирновой. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.- 392с.
17. Мухина В.С. Дошкольная психология / В.С. Мухина. М.: Ста-тут, 2014. 101 с.
18. Немов В.С. Психология. Т. 2. – М., 2004.
19. Немов, Р.С. Психология книга 1: Общие основы психологии. Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений [Текст]/ Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва: изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
20. Осорина М.В. Секретный мир детей / М.В. Осорина. М.: Ин-фра-М, 2012. 171 с.
21. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверст-никами [Текст] / К.Н. Поливанова. – Москва: Педагогика, 1989. – 284с.
22. Развитие общение дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989.
23. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]/ под ред. А.Г. Рузской. – Москва: Педагогика, 1989. – 211с.
24. Развитие общения у дошкольников [Текст]/ Под ред. А.В. За-порожца, М.И. Лисиной. - Москва: Педагогика, 1974. - 244 с.
25. Репина, Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т.А Репина. – Москва: Педагогика, 1978. – 302 с.
26. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Как относиться к жалобам до-школьников // Вопросы психологии. – 1983. – № 4.
27. Санькова, О. А. К вопросу формирования коммуникативных умений [Текст]/ О. А. Санькова.-Москва: Изд. центр «Академия» - 2011. - № 10. - С. 21-22.
28. Смирнова Р.А. Зависимость отношения дошкольников к сверстнику от содержания общения // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. – М., 1999.
29. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]/ Е.О. Смирнова: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - Москва: Изд. центр «Академия», 2012. – 342с.
30. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков об-щения у дошкольников: Методические рекомендации [Текст]/ Л.А. Снеги-рева. -Москва: «ВЛАДОС», 2012.-88с.
31. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской пси-хологии [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.-Москва: Просвещение, 2013.-212с.
32. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]/ пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 304с.
33. Эльконин, Д.Б. детская психология: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.