Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
В последние годы интерес государства и общества к проблеме дошкольного образования значительно возрос. Это обусловлено как его социально-экономической значимостью, так и тем фактом, что дошкольное образование является первым уровнем системы общего образования и направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок для образовательной деятельности. В современном мире формируются новые образовательные потребности: родителей в получении педагогической грамотности и поддержке в воспитании детей; ребенка в образованных родителях. Это связано с существованием неоспоримой связи между качеством семейного образования и социальными проблемами общества в целом.
Особое место в системе дошкольного образования занимает взаимодействие дошкольной организации и семьи, которое обеспечивает повышение педагогических возможностей семьи, оказывает влияние на изменение уровня воспитания и развития дошкольника, в том числе его речевого развития. Полноценное речевое развитие, в свою очередь, является главным условием дальнейшей социализации ребенка, его познания действительности, играет ведущую роль в формировании его личности, в развитии внутреннего мира, расширении и обогащении социального опыта.
Основной целью работы по развитию речи детей в дошкольной организации всегда было формирование устной речи и навыков вербального общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, традиционная система работы по развитию речи естественным образом включена в образовательную область "Общение" в в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В настоящее время наблюдается серьезное смещение акцентов: развитие словарного запаса детей, воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя являются не целями сами по себе, а средствами для развития коммуникативных навыков детей. Соответственно, конечный результат освоения основной программы дошкольного образования фиксируется не только в виде показателей речевого развития ребенка, но и в виде конструктивных способов взаимодействия дошкольника с другими детьми и взрослыми (умение договариваться, обмениваться предметами, распределять действия в сотрудничестве и т.д.). Одним из основных компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи, которая в данном контексте рассматривается как образовательная компетенция.
Современные ученые обеспокоены снижением общего уровня речевой культуры. Многие исследователи (Ю.Б. Лопатина, Ю.В. Микадзе, А.Г. Прытко, Е.А. Соболева, С.Н. Цейтлин, В.Д. Шадриков) говорят о замедленном темпе и снижении качества речевого развития у старших дошкольников. Неблагоприятной тенденцией является обеднение и ограничение общения детей, снижение их коммуникабельности (Б.С. Степин, Д.И. Фельдштейн, О.В.Храмова, В.Стейниг и др.).
Цель исследования – теоретически определить обоснованность и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие продуктивное взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи для развития речи ребенка.
Объектом изучения является процесс развития речи детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются педагогические условия продуктивного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации для развития речи дошкольников.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что взаимодействие ДОУ и семьи для развития речи ребенка может быть обеспечено путем реализации следующих педагогических условий:
- расширить участие родителей в развитии речи детей и научить их конструктивно общаться с ребенком в различных видах деятельности;
- обеспечение направленности педагогической деятельности на реализацию педагогических способностей семьи, развитие родительской рефлексии и формирование мотивированного отношения к проблеме речевого развития ребенка у участников взаимодействия;
- повышение компетентности учителей во взаимодействии с семьей для речевого развития ребенка;
- обеспечить всестороннее сопровождение речевого развития ребенка.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических основ форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей по развитию речи дошкольников.
2. Изучить особенности взаимодействия с семьей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Реализовать педагогические условия организации образовательного взаимодействия с семьей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Методы исследования: эмпирический: анализ данных, изучение педагогической документации, материалов наблюдений и исследований детей и родителей; методы диагностического анализа: тесты, диагностические задания, анкеты; педагогический эксперимент; методы диагностики.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей по развитию речи дошкольников
1.1 Особенности развития речи детей дошкольного возраста
Речь – это не только основная форма общения в нашем обществе, но и показатель развития ребенка. Мозговые центры, отвечающие за речевое развитие и интеллект человека, влияют друг на друга, поэтому задержка речевого развития негативно влияет на когнитивные способности малыша и наоборот: задержка психологического развития влияет на скорость приобретения навыка вербального общения. Вот почему так важно уделять внимание языковому развитию ребенка.
Особенности развития речи детей дошкольного возраста (3-4 года).
Развитие речи у детей 3-4 лет протекает особенно быстро. Как правило, ребенок к 3 годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарный запас детей в возрасте от 3 до 4 лет растет буквально как на дрожжах, причем ежечасно, примерно до 100 новых слов в месяц. Если в три года ребенку для общения достаточно нескольких сотен слов, то к четырем годам этот показатель достигает 1,5-2 тысяч слов. При этом следует помнить, что в семье взрослые используют в среднем от 3 до 5 тысяч слов для повседневного общения.
Также быстро улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся более детализированными. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни в трехлетнем возрасте часто произносят слова правильно, другие говорят недостаточно четко, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно четко, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичные ошибки - пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: атобус, вместо автобус, неправильное ударение).
Речь всех троих однотипна. Все глаголы произносятся в настоящем времени. Представления ребенка о прошлом или будущем по-прежнему ограничены. Предложения похожи друг на друга: сначала подлежащее, затем сказуемое, затем дополнение. Маленькие дети легко воспринимают простые именные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Маленькие дети пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои собственные слова (мяу вместо кошка). Ребенка привлекает звуковое оформление слов, и он даже пытается поправить своих сверстников, которые говорят неправильно, хотя он еще не может определить, какой звук или часто неправильно произносится в слове.
Ребенок еще не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, он установит его последовательность, разделит слово на части (звуки слогов).
Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Что больше всего удивляет четырех- или пятилетнего ребенка, так это его успехи в изучении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нем появляются абстрактные понятия. Ребенок пытается понять значение общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребенок хочет понять значение слов, объяснить их происхождение. Его интересуют все характеристики слов: значение, звуковая форма, мелодичность и музыкальность. Ребенок словно играет словами, так как привык внимательно и подолгу рассматривать различные предметы. Малыш может часами менять слова, придумывая новые. Он "играет" с рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма связана не по содержанию с содержанием, а только с особым звуком.
В речи ребенка, помимо простых предложений, начинают появляться и сложные придаточные. Ребенок местами меняет части речи, часто использует союзы и предлоги.
В этом возрасте, в какой – то момент ребенок начинает говорить только вопросительными предложениями-и почему, и почему он влюбляется в родителей! Этот возраст иногда называют возрастом "почемучек". Ребенок даже способен задать вопрос на предвидение: что произойдет?
Вся его вербальная (вербальная) деятельность направлена на решение глобальных проблем. Точно так же, как ребенок 2-3 лет использует свои двигательные навыки для тщательного и мгновенного изучения пространства, так и ребенок 4-5 лет, овладев языком, использует его для изучения этого незнакомого внешнего мира. Ребенок стремится понять: что хорошо, что плохо и почему?
В 5 лет он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Ребенок в этом возрасте легче, чем когда-либо, усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребенка грамоте он может легко и быстро научиться читать.
В этом возрасте ребенок проявляет сильное желание выучить это слово. Пробует читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать ребенку знаний, которых он так жаждет.
В возрасте 4-х 5 лет ребенок может пересказать услышанную сказку, описать картинку, другим понятно передать свои впечатления от увиденного.
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
На шестом году жизни продолжается улучшение всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антоним-синонимия, многозначность). Развивается функция смены слов: ребенок учится менять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Улучшает звучание речи. Ребенок начинает различать только что выученные звуки (шипение, жужжание).
Активно осваивая систему склонения и спряжения, ребенок сталкивается с чередованиями (например: косил-кошу, гость-гости, написал – я пишу, металлический меч, сказал-я скажу, которые представляют трудность для детей этого возраста, особенно в контексте непрерывного обучения из фонематической системы: недостаточно сформированное фонематическое восприятие и слухово-выраженные дифференциации свистящих, свистящих, свистяще-шипящих и звуковых звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая лингвистическая практика.
В фонематической системе каждая единица характеризуется определенным набором смысловых характеристик. К согласным звукам в русском языке относятся: твердость и мягкость, звонкость и глухота, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы различаются только одним смысловым признаком, их называют близкими, противоположными.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Т. Детский сад и семья: возможности социального партнерства / Т. Алиева, А. Стасюк // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 12. – С. 38- 42.
2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г.А. Антипова // Воспитатель ДОУ. – 2011. – № 12. – С. 88-94.
3. Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13.
4. Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников / Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104— 112.
5. Борохович, Л. Ю. Педагогический журфикс: методическая поддержка взаимодействия педагогов с семьей / Л. Ю. Борохович // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2016. — № 5. — С. 93— 104.
6. Гильманова, Л. В. Управление качеством педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи: дис канд. пед. наук / Л. В. Гильманова. — Казань, 2016. — 182 с.
7. Григорьева, И. Е. Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» через формирование активной позиции родителей при реализации социально-коммуникативного компонента / И. Е. Григорьева // Челябинский гуманитарий. — 2015. — № 1 (30). — С. 62— 65.
8. Давыдова, О.И. Такие нетрадиционные традиционные формы: из опыта работы дошкольного учреждения с семьей / О.И. Давыдова, А.А. Майер // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 2. – С. 104-113.
9. Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – С. 44-49.
10. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – Москва, 2002. – 120 с.
11. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
12. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е. В. Соловьева. – Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 387 с.
13. Ежкова, Н. С. Дошкольное Образование: Теоретико-Методологический Анализ Проблемы / Н. С. Ежкова. - Москва: Наука, 2015. - 935 c.
14. Закон об образовании РФ / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon-obobrazovanii.ru/ (дата обращения: 12.01.2024).
15. Зверева, О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей / О.Л. Зверева // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 5. - С.25-31
16. Карпова, Е. Е. Методы организационно-управленческого взаимодействия детского сада и семьи / Е. Е. Карпова // Челябинский гуманитарий. — 2015. — № 2. — С. 25—29.
17. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: библиотека учителя и воспитателя; страницы истории педагогической мысли / П.Ф. Лесгафт. – Москва: Педагогика, 2010. – 218 с.
18. Маркова, Т.А. Детский сад и семья / Т.А. Маркова, Л.В. Загик, В.М. Иванова. – Москва: Просвещение, 2010. – 276 с.
19. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
20. Михайлова, Т. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе развития ребёнка / Т.Н. Михайлова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 41–45.
21. Носова, Е.А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей / Е.А. Носова, Т.Ю. Швецова. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 80 с.
22. Подласый, И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / И.П. Подласый. – Москва, 2012. – 234 с.
23. Сидорова, А. А. Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО / А. А. Сидорова // Управление ДОУ. — 2015. — № 2. — С. 64—84.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /Государственные нормативные акты. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://pravobraz.ru/federalnyj- gosudarstvennyj-obrazovatelnyjstandart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 12.01.2024).
25. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. – 2011. – № 11. – С. 82-97.