Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде и в условиях социально-экономических преобразований изменяется характер и содержание обучения и воспитания детей. Новая социальная роль, при переходе с одного образовательного уровня, на другой, требует от ребёнка развития различных психических свойств и качеств, опираясь на собственные актуальные достижения. Многие исследователи рассматривают педагогическое взаимодействие образовательной организации и семьи как средство воспитания детей. Накоплена определённая теоретическая база в данной области. В разработку теории воспитания детей большой вклад внесли учёные Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, О.А. Зоблоцкая, А.Н. Леонтьев и др.
Усиливается воспитательная и обучающая функции в образовательных организациях, совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи, поскольку очевидно, что от совместной слаженной работы образовательных организаций и семей, в которых растут дети, зависит очень многое.
От качества и системы слаженной работы образовательных организаций с родителями зависит родительская компетентность и рост уровня педагогической культуры родителей. В процессе воспитательной работы с детьми учитель формирует ценностное отношение к семье у каждого ребёнка. Одной из основных задач образовательной организации, в том числе, педагогов и психологов является установление продуктивных связей с родителями, и дети всегда чувствуют уверенность в собственных силах, когда им обеспечена поддержка, как со стороны школы, так и со стороны семьи.
Каждый ребёнок любит свою семью. Для ребёнка всегда важно, насколько сильно семья его поддерживает, но при этом, необходимы новые формы работы с родителями, чтобы их педагогические знания и компетенции лишь росли и совершенствовались. Задача любой образовательной организации – сформировать творческую и способную личность субъекта и без поддержки семьи и родителей воспитанников без этого никак не обойтись.
Ведущая роль в организации такого рода работы принадлежит образовательной организации. Ведущей задачей учителя становится организация взаимодействия между педагогами, детьми и их родителями в учебном коллективе. В успешном ученическом коллективе формируется личность каждого ребёнка. Учебный класс должен стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи друг другу. Дети должны общаться и коммуницировать, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы и др.
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Каждому человеку важно иметь семью и свой дом. Крепкая семья дарит тепло, уют и спокойствие. Особенно это важно для маленьких детей. Семья – это определенный морально – психологический климат, а для ребёнка - это школа отношений.
Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям и др. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребёнка и формируется его отношение к своим близким людям. Педагог любой образовательной организации при этом играет важную роль, поскольку, при необходимости всегда может оказать родителям компетентную квалифицированную помощь по воспитанию детей.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования различных форм и методов совместной работы образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Объект исследования: воспитательный процесс при взаимодействии образовательной организации и семьи.
Предмет исследования: формы и методы совместной работы образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Задачи:
1. Провести анализ понятия совместная работа образовательных организаций и семьи в условиях реализации ФГОС.
2. Изучить формы и способы совместной работы образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
3. Описать организационно-педагогические условия по организации совместной работы образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
4. Предложить методические рекомендации по организации совместной работы образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
– теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;
– анкетирование, тестирование;
– обобщение передового педагогического опыта.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что содержащиеся в нём теоретические положения, практические данные и выводы могут стать основой для дальнейшего изучения проблемы. Представленный материал может быть использован в практической деятельности педагогов образовательных организаций.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы совместной работы образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей
1.1. Анализ понятия совместная работа образовательных организаций и семьи в условиях реализации ФГОС
Процесс воспитания субъекта предполагает формирование восприимчивости человека к различного рода ценностей. Задача каждого педагога заключается в том, чтобы суметь довести это до каждого ребенка. Главной задачей образовательной организации является формирование и развитие у детей различных личностно значимых качеств, которые позволят говорить о его воспитанности. Результатом воспитания у подрастающего поколения должно стать формирование ценностного идеала, благодаря которому ребёнок научится отличать плохое от хорошего.
Взаимодействие образовательной организации с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности. Введение ФГОС в образовательный процесс, начиная с дошкольной организации придает этому направлению работы принципиально новую значимость, поскольку ключевая идея нового стандарта - это участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
В современном обществе семья уже не ограничивается классической моделью мама-папа-дети. Сейчас существует множество различных форм семейных отношений: одинокие родители, семьи без детей, семьи с однополыми партнерами и другие альтернативные модели. Это связано с изменением отношений внутри семьи и сменой представлений о семейных ценностях в обществе [9]. Именно педагог образовательной организации должен уметь оказывать квалифицированную помощь каждому родителю, если существует такая необходимость.
Родители, не всегда владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую и интуитивно. Это, как правило, не приносит позитивных результатов. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности и других негативных влияний в детской среде. Педагогами сегодня разрабатывается система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями детей.
Всё это создает благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания учащихся в союзе родителей и педагогов. Это позволяет родителям и учителям лучше узнать детей, изучить ребенка во всех типах отношений (семейных, школьных, межгрупповых) в различных ситуациях (дома, в школе, в учреждениях социума, в общении со взрослыми и детьми) и, таким образом, помогает взрослым в понимании жизненных приоритетов, профилактике негативных проявлений личности ребенка.
Ведущая идея системы работы педагогического коллектива с родителями в соответствии с ФГОС – это установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений [10]. Семья выполняет многие социальные функции, играет свою особую роль как в общественном развитии в целом, так и в жизни каждого человека. Семья играет большую роль в жизни каждого человека. Она выполняет не только репродуктивную функцию, но и социальную. В семье люди учатся общаться, решать конфликты и заботиться друг о друге. Родители помогают детям расти и развиваться, учат их правилам поведения и моральным ценностям. Семья влияет на личность каждого человека, формирует его мировоззрение и ценности.
Родительская семья является первичной средой социализации ребенка. Семья дает ему представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. «Семья, подчеркивал А.Г. Харчев - это реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки». Такое воздействие «осуществляется как через психологическую атмосферу семейного коллектива, так и через организацию его деятельности, путем как словесного убеждения, так и путем личного примера родителей, других членов семьи» [Харчев А.Г. «Образ жизни, мораль и воспитание].
Ребенок получает представление о семье как ценности и о семейно-ролевом поведении чаще всего на примере своих родителей, которые являются для него значимыми людьми [15]. Семья в современном обществе воспринимается, как ценность. В широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценности, как о духовных идеях, заключённых в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры
Важным компонентом педагогического мастерства педагога являются способности к педагогической деятельности. Педагогические способности учителя исследовали Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, А.М. Матюшкин и др. Исследователи установили, что способности - это прижизненные образования и они развиваются в процессе индивидуальной жизни субъекта. их активно формирует среда и воспитание.
Способности к педагогической деятельности, как и к любой другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение и насколько глубоко педагог в состоянии овладевать способами и приемами педагогической деятельности.
На формирование способностей влияют
Фрагмент для ознакомления
3
1. Диагностика творческого развития личности [Текст] / Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования. - Авт.-сост.: И.В. Хромова, М.С. Коган. Новосибирск. - 2013. - 44 с.
2. Диагностика интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИОПП. - 2006. -124 с.
3. Евдокимова И.Ю. Эстетическое воспитание детей в системе дошкольного образования [Текст] / И.Ю. Евдокимова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 19 авг. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - С. 139 - 142.
4. Ежова Е.Ю. Художественная культура личности в дискурсе поликультурного пространства: монография [Текст] / Е.Ю. Ежова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань. - 2010. - 260 с.
5. Зоблоцкая О.А. Образовательное пространство как педагогическая категория [Текст] / О.А. Зоблоцкая // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2011. - No 2 (4). - С. 3-14.
6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин // М.: ООО Издательство «Питер». - 2009. - 434 с.
7. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании: учеб. -метод. пособие [Текст] / сост. О.А. Еник. Тольятти: Изд-во ТГУ. - 2013. - 127 с.
8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Т.С. Комарова // М.: Мозаика-Синтез. - 2015. - 160 с.
9. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность [Текст] / А.Н. Леонтьев // Издание подготовлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 04-06-00183а «Научное наследие А.Н. Леонтьева и его школы» Издание осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект No 12-06-16068д / ред. Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. Издательство «Смысл». - 2012. - 950 с.
10. Любимова Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся
начальных классов [Текст] / Ю.С. Любимова // Пачатковая школа. - 2007. - No 9. - С. 60-64.
11. Любимова, Ю.С Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл. [Текст] / Ю.С. Любимова, В. В. Буткевич. Минск: Пачатковая школа. - 2008. - 114 с.
12. Любимова, Ю.С. Концептуальные основы организации эстетического воспитания младших школьников [Текст] / Ю.С. Любимова // Воспитание младших школьников: история и современность: сб. науч. ст. / редкол. В.В. Буткевич [и др.]; под общ. ред. В.В. Буткевич. Минск: БГПУ. - 2008. - С.103-111.
13. Маслова Л.П. Формы и методы контроля качества учебной
деятельности на уроках музыки и мировой художественной культуры: пособие для учителей [Текст] / Л.П. Маслова // Новосибирск. - 2010. - 47 с.
14. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в дошкольном и младшем школьном возрасте: Учеб. Пособие. Волгоград [Текст] / М.В. Матюхина // Перемена. - 20015. - 215 с.
15. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // М.: Просвещение. - 2008. - 175 с.
16. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественного развития [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // М.: Феникс +, 2009. - 272 с.
17. Мамедова, И.М. Эстетическое воспитание дошкольников / И. М. Мамедова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 790-792. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9060/ (дата обращения: 15.01.2024).
18. Мочалова С.А. Развитие творческих способностей детей 5-10 лет на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С.А. Мочалова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - No 94. - С. 166-170.
19. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Под руководством Б.М. Неменского, Изд. 5-е. М.: Просвещение. - 2009. - 144 с.
20. Селиванова Л.И. Саморазвитие личности: изучение и реализация идей П.Ф. Каптерева: практическое руководство для учителей и студентов университетов [Текст] / Л.И. Селиванова. Под науч. ред. Ф.В. Кадола; М-во образования РБ, Гомельский областной институт развития образования. Гомель. - 2011. - 81 с.
21. Трушина, Н.Н. Особенности развития доверия в педагогическом общении. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» [Электронный ресурс] / https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-doveriya-v-pedagogicheskom-obschenii (дата обращения: 15.01.2024).
22. Ульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. [Текст]/ С.В. Ульневич. - М. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2010. - 192 с.
23. Хохлова, Е.В. Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога / Е. В. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 935-937. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11300/ (дата обращения: 15.01.2024).
24. Шадриков, В.Д. Способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М.: Издательство «Институт практической психологи РАН»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2014. — 288 с.
25. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. [Текст]/ М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2004. - 272 с.