Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Особенности эмоциональной сферы леворуких детей являются актуальной проблемой, требующей серьезного исследования. Леворукость, как феномен, представляет собой отличие в предпочтении использования левой руки для выполнения различных действий по сравнению с большинством праворуких людей. Это распространенное явление, о котором мало известно в плане его влияния на эмоциональное состояние и развитие леворуких детей..
Таким образом, определена проблема исследования: недостаточная изученность эмоциональной сферы леворуких детей.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей эмоциональной сферы леворуких детей, определении проблем, с которыми они сталкиваются, и разработке рекомендаций и стратегий для их поддержки и развития.
Объект исследования: леворукие дети.
Предмет исследования: эмоциональная сфера и связь с физиологическими, психологическими и социальными аспектами.
Гипотеза исследования: предположение о том, что леворукие дети испытывают особые трудности в эмоциональной сфере, связанные с их физиологическими и психологическими особенностями, а также с негативным отношением общества к леворукости.
Тема исследования и цель обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) рассмотреть определение леворукости и ее распространенность;
2) исследовать физиологические и психологические особенности леворуких детей;
3) проанализировать отношение общества к леворукости и его влияние на эмоциональную сферу;
4) определить поддержку и развитие эмоциональной сферы леворуких детей;
5) идентификацировать специфические проблемы, с которыми сталкиваются леворукие дети в своей эмоциональной сфере;
6) провести анализ влияния латерализации на эмоциональное состояние и проявление эмоций у левшей;
7) разработать рекомендации и стратегии для поддержки и развития эмоциональной сферы леворуких детей.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, контент-анализ, моделирование.
База исследования:
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список источников и литературы.
Глава 1. Теоретическое изучение особенности эмоциональной сферы леворуких детей
1.1. Определение леворукости и ее распространенность
Леворукость - это особенность, при которой человек предпочитает использовать левую руку в качестве доминирующей при выполнении разнообразных задач. Леворуких людей часто определяют в основном по их предпочтению писать, рисовать или делать мелкие манипуляции левой рукой. В то же время, праворукие люди испытывают доминирование правой руки.
Леворукость представляет собой явление, которое стало предметом активного исследования из-за своей относительной редкости. Согласно исследованиям, около 10-15% населения мира являются леворукими. Таким образом, можно сказать, что леворукость является относительно редким явлением, поскольку большинство людей праворукие.
Интерес к изучению леворукости обусловлен не только самим фактом ее существования, но и из-за наличия связи между леворукостью и различными аспектами функционирования мозга. Исследования показывают, что у леворуких людей наблюдается преобладание правого полушария мозга, которое отвечает за визуальное и пространственное восприятие, интуицию и креативность. Праворукие люди, в свою очередь, чаще имеют доминантное левое полушарие, отвечающее за аналитическое мышление и речь.
Леворукость может быть наследственной, то есть передаваться по наследству от родителей к детям. При этом, если один из родителей левша, то вероятность рождения леворукого ребенка составляет около 20%. Если оба родителя праворукие, то шансы на рождение леворукого ребенка снижаются до 10%.
Несмотря на относительную редкость левшей, некоторые области жизни и культуры существенно соприкасаются с вопросами леворукости. Например, в мире спорта есть специфические виды, где леворукость может дать преимущество, такие как бокс или теннис. В истории многие известные личности были леворукими, например, Леонардо да Винчи, Морис Равель, Альберт Эйнштейн.
Исследования и изучение леворукости позволяют лучше понять разнообразие функций и особенностей мозга человека. Это также способствует созданию равноправных условий для леворукой части населения в образовательных и рабочих средах, а также в других сферах жизни.
Изучение особенностей леворуких детей представляет важность в контексте развития и образования. Хотя только около 10% населения являются левшами, их уникальные особенности и потребности требуют особого внимания и поддержки со стороны образовательных учреждений, семьи и общества в целом.
Одной из основных причин изучения и понимания особенностей леворуких детей является необходимость создания подходящей образовательной среды для них. По мере развития и роста в обществе, левши нередко сталкиваются с трудностями при использовании обычных правшей ориентированных материалов, таких как ручки, ножницы или скребки для письма. Это может привести к нарушениям письма, а также влиять на их мотивацию и интерес к учебным предметам.
Другой важной причиной изучения особенностей леворуких детей является исследование связи между леворукостью и специфическими областями интеллекта или творчества. Некоторые исследования показали, что левши обладают повышенной креативностью и способностью к ассоциативному мышлению. Их правое полушарие мозга, которое контролирует творческие и интуитивные процессы, активнее у них развито, в отличие от большинства правшей. Изучение этих особенностей может помочь в дальнейшем формировании подходящих образовательных программ для леворуких детей, основанных на их индивидуальных предпочтениях и возможностях.
Кроме того, изучение особенностей леворуких детей может сыграть ключевую роль в формировании норм и стереотипов в обществе. Долгое время леворукость воспринималась как нечто аномальное или негативное. Левши испытывали дискриминацию и неудобства в повседневной жизни, а также сталкивались с социальным осуждением. Однако, изучение и популяризация знаний о леворукости могут способствовать развитию понимания и толерантности в отношении разнообразия в обществе и преодолению стереотипов.
В целом, изучение особенностей леворуких детей является важной задачей для создания благоприятных условий и поддержки их развития и обучения. Это позволяет лучше понять и адаптировать образовательный процесс к индивидуальным особенностям каждого ребенка, а также способствует развитию разносторонней толерантности и понимания в обществе.
Леворукость - это условие, при котором основная рука человека для выполнения различных задач является левой. Хотя это состояние является биологическим, его можно установить с помощью нескольких основных критериев.
1. Предпочтительное использование левой руки: Левшам обычно комфортнее использовать левую руку для основных задач, таких как письмо, еда вилкой или выполнение точных движений. Они могут непроизвольно выбирать левую руку в повседневной деятельности.
2. Пальцы доминирующей руки: Некоторые исследования показывают, что длина пальцев доминирующей руки может быть отличной от длины пальцев недоминантной. Обычно, если левая рука является основной, пальцы на ней могут быть более длинными или короче, чем на правой.
3. Предпочтительное расположение органов чувств: У левшей может быть левостороннее локализация органов чувств. Это может проявляться, например, в предпочтении левого уха при разговоре по телефону, или левого глаза при наблюдении за объектами.
4. Наследственность: Леворукие люди часто имеют близкого родственника, также являющегося левшей. Наследственность сыгрывает важную роль в определении леворукости, и многие исследования показывают генетическую связь этой характеристики.
5. Специализированные тесты: Существуют специальные тесты, разработанные для определения предпочтительной руки. Одним из таких тестов является показ "бумаги", когда человеку предлагается посмотреть, какую руку он выбирает для рисования, письма или других подобных задач.
6. Асимметрия двигательных навыков: Левши, как правило, обладают хорошо развитыми двигательными навыками левой руки, в то время как движения правой руки могут быть менее точными и непоследовательными.
7. Специфические психические и физиологические различия: Некоторые исследования связывают леворукость с определенными характеристиками личности и функций мозга. Например, левши могут иметь большую тенденцию к творческому мышлению и техническому владению.
Важно отметить, что леворукость - это естественное разнообразие в человеческой популяции и не является ни отклонением, ни преимуществом.
Определение и внимание к левшам являются важным аспектом изучения эмоциональной сферы леворуких детей по нескольким причинам.
Во-первых, леворукие дети составляют примерно 10% населения, и неспособность понять их особенности может привести к их негативной социализации и чувству неприятия. Учитывая то, что леворукие люди все чаще сталкиваются с необходимостью использовать предметы, созданные для праворуких, такие как ножницы, карандаши и компьютерные мыши, они могут испытывать трудности и стресс в повседневных ситуациях. Это может привести к ухудшению эмоционального состояния и развитию низкой самооценки у леворуких детей. Изучение эмоциональной сферы леворуких детей поможет выявить эти проблемы и предложить соответствующую поддержку и адаптацию для них.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айгумова, З. И. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для вузов / З. И. Айгумова [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 224 с.
2. Александровская Э. М. Взаимосвязь между материальным фенотипом иличностными особенностями у детей младшего школьного возраста // Леворукость у детей и подростков. М., 1987. - с. 36 - 51.
3. Анзимиров В. Л. Доминантность полушарий и ее определение. // Вопросыпсихологии. 1967. - № 1. - с 33 - 42.
4. Аршавский В. В. Межполушарная асимметрия в системе поисковойактивности. Владивосток, 1988. - 135 с.
5. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург:1. ЛИТУР», 2001.-320 с.
6. Ворошнина, Л. В. Коррекционная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в ДОУ : учебное пособие для вузов / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 191 с.
7. Голицин Г. КА., Данилова О. Н., Каменский В. С., Петров В. М. Факторы межполушарной асимметрии в творческом процессе (опыт количественного анализа) // Вопросы психологии. 1988. - № 5. - с. 150 -156.
8. Дубровина, И. В. Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательном процессе : учебник для вузов / И. В. Дубровина [и др.]. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 213 с.
9. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Асимметричный мозг асимметричное сознание // Журнал высш. нервн. деят. - 1993. - т. 43, № 2. - с. 256.
10. Ермаков П. Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов-на-Дону, Изд-во Рост. Ун-та, 1988. - 127 с.
11. Жаворонкова, Л. А. Нейрофизиология: межполушарная асимметрия мозга человека (правши-левши) : монография / Л. А. Жаворонкова. — 3-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 117 с.
12. Несмелова, Н. Н. Экология человека : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Несмелова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 57 с.
13. Николаева, Е. И. Возрастная психология: леворукость у детей : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. И. Николаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 76 с.
14. Тигунцева, Г. Н. Психология отклоняющегося поведения : учебник и практикум для вузов / Г. Н. Тигунцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 249 с.
15. Хухлаева, О. В. Психологическая служба в образовании. Школьный психолог : учебное пособие для вузов / О. В. Хухлаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 153 с.