Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Ребенок живет, растет и развивается, взаимодействуя с окружающим миром. Переходя в первый класс, ребенок расширяет свой кругозор, заводит новые знакомства, учится находить контакт с учителями. Основная задача развития ребенка – научиться взаимодействовать со своими одноклассниками и находить новых друзей. Процессы индивидуального и коллективного развития неразрывно связаны друг с другом. Личность развивается вместе с окружающим ее коллективом. С другой стороны, активность учащихся, их уровень физического и умственного развития, их способности и способности определяют воспитательную силу и влияние коллектива. Отношение коллектива к индивиду зависит от того, как индивид проявляет свои индивидуальные способности. Исходя из этого, мы можем говорить об актуальности темы этого курса.
Воспитательный коллектив – это не просто группа детей, а педагогически организованная система отношений. Он объединяет школьников общей целью и организацией труда. Коллектив, как и всякий живой организм, рождается, развивается, проходит стадии кризиса, распадается, умирает и способен к возрождению. Детский коллектив особенный: дети, взрослея, покидают Учебное заведение, происходит постоянная смена руководителей, интересов, форм деятельности, ценностных иерархий.
Коллектив – это форма целостной организации детской жизни, позволяющая одновременно оказывать воспитательное влияние на всех детей вместе и на каждого человека в отдельности.
В процессе общественной жизни люди вступают в такие отношения, которые требуют от каждого проявления коллективистских качеств. Чтобы воспитывать коллективизм, необходимо систематически вовлекать ребенка в коллективную жизнь и деятельность.
Коллектив также необходим как средство взаимодействия, средство эффективного воздействия на детей. Это форма комплексной организации жизни ребенка, позволяющая одновременно оказывать воспитательное влияние на всех детей вместе и на каждого человека в отдельности. У него полезные традиции, развитое общественное мнение, возможность активного воспитательного воздействия детей друг на друга.
Организация воспитательного коллектива в школе и классных комнатах как единой целостности является основной задачей педагогов.
Учитель, как организатор образовательного процесса в школе, должен продумать свою образовательную стратегию: создать условия для разностороннего развития личности учащегося, позаботиться о формировании гражданской позиции учащихся, организовать образовательную среду, создать и развить студенческий коллектив, организовать взаимодействие между учащимися. учителя, работающие с классом, взаимодействуют с внешкольными и внешкольными учреждениями, взаимодействуют с родителями учащихся и создают образовательную среду.
Проблема исследования – выявить влияние коллектива на воспитание учащихся в классе.
Цель исследования – рассмотреть процесс воспитания учащихся в коллективе класса.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования – педагогические условия успешного воспитания учащихся в коллективе класса.
Задачи:
1. Раскрыть сущность и характеристику коллектива в педагогике.
2. Описать роль коллектива в воспитании учащихся в классе.
3. Изучить межличностные отношения в классном коллективе.
4. Рассмотреть групповую форму работы на уроке как средство воспитания личности в коллективе.
Методы теоретического исследования (теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование).
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы воспитания учащихся в коллективе класса
1.1 Сущность и характеристика коллектива
Слово "коллектив" происходит от латинского collido, что означает "объединять", и латинского collektivus – собирательный. Следовательно, слово "коллективный" означает "коллективность", то есть некую целостность, единство. Давая педагогическое определение коллектива, Н.К. Крупская отметила, что детский коллектив "это группа, сплоченная общим опытом, общими интересами, общим трудом, общими взглядами, дружбой".
Более подробно сущность коллектива определил А. С. Макаренко, написавший, что "коллектив – это социальный живой организм, который является таковым потому, что у него есть органы, что есть полномочия, ответственность, соотношение сторон, взаимозависимость, и если ничего из этого нет, то нет коллектива, а просто толпа или сборище".
Психологи в определении понятия "коллектив" подчеркивают его психологическую сущность: коллективами называются небольшие контактные группы, члены которых объединяются на основе межличностных отношений, единства ценностной ориентации, совместной деятельности.
Основываясь на анализе существующих особенностей педагогики и психологии коллектива, можно сказать, что детский образовательный коллектив - это объединение школьников, которые преследуют общие социально значимые цели, организуют разнообразные совместные мероприятия, имеют органы управления и связаны коллективистскими отношениями. Более полно коллектив можно представить через следующие характерные черты:
– постановка и достижение социально значимых целей и задач (захватывающие перспективы);
– вовлечение школьников в различные виды социальной деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, возрастных и половых различий;
– формирование отношений ответственной зависимости как основы равенства и сплоченности коллектива;
– формирование правильного общественного мнения;
– возникновение, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе;
– организация эффективной работы органов самоуправления;
– основной образ жизни детского коллектива: постоянная готовность воспитанников к действию, чувство собственного достоинства, проистекающее из идеи ценности всего коллектива.
Образовательное значение коллектива обусловлено его функциями, которые условно можно отнести к трем основным группам:
– организационный (вовлечение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и за ее пределами: кружков, клубов, спортивных секций и т. д.);
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества/ Ш. Амонашвили. –Киев: 21 ВЕК, 2000. - 97 c
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2000. - 97с.
3. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2000. - 78 c.
4. Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования/ Б. М. Бим- Бад. – М.: Просвещение, 2000. - 64с.
5. Буева, Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: Тез. докл. к выездн. засед. лаб. в Ленинграде 28 июня 2000 г./ Л.П. Буева. - Санкт- Петербург, 2000. – 56с.
6. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое/Н.Ф. Голованова//Педагогика. – 2004. – № 5. – С. 42 – 46.
7. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика/ Н.Ф. Голованова. - Санкт- Петербург: Тезариус, 2019. - 76 c.
8. Караковский, В. А. Воспитание ? Воспитание : Воспитание ! // Теория и практика воспитательных систем / В. А. Караковский. - М.: Новая школа, 2000. –98 c.
9. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2018. - С. 45,67-69, 111-114.
10. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.
11. Кривов, Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю.И. Кривов // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 11 – 22.
12. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. - М.: Просвещение, 2000. -65c.
13. Лутошкин, А. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Лутошкин. – М.: Просвещение, 2000. – C. 23,46-47.
14. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. - М.: Просвещение, 2018. —256 с.
15. Немов, Р.С. Путь к коллективу/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2000. – C.67-70, 112-115.
16. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории/ Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 2000. –C.45-49, 87-91.
17. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития/ А.М. Новиков. - M.: Просвещение, 2019. -42c.
18. Огурцов, А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы / А.П. Огурцов// Человек. – 2002. – № 1. – С. 71 – 87.
19. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 2019. -38c.
20. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И. Рожков, Л.В Байбоородова. - М.: Просвещение, 2000. – C.43-48, 67-69.
21. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин.- М.: Просвещение, 2018. – C.78-81.
22. Сластенин, В.А. Педагогика/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Просвещение, 2000.- 89с.
23. Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогики развития/ В.И. Слободчиков // Вопросы психологии, 2000. - № 2. - С. 37 – 49.
24. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2000. -53c.
25. Шевченко, А.П. Формирование как педагогический процесс. //Сост. В. М. Черникова, А. Ф. Затейкина, М. В. Грабовенко. - Самара: СИПКРО, 2000. -81c.