Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Все специалисты, занимающиеся вопросами начального обучения, признают это. Учитель, обучающий детей литературному чтению и русскому языку, должен научить их грамотно говорить, слушать, читать и писать, правильно и ясно выражать свои мысли. Пересказ прочитанного текста является одним из важных средств развития монологической речи. Монологическая речь требует от учащихся волевых усилий и сложной психической деятельности. Обучение пересказу на уроках литературного чтения актуально, так как помогает расширить словарный запас, тренирует память и улучшает орфографические способности. Несмотря на это, на данный момент отсутствуют конкретные методические рекомендации по проведению подробного изложения на уроках русского языка в начальной школе, что делает эту тему актуальной для исследования. [22]
Процесс пересказа включает в себя такие взаимосвязанные задачи, как понимание прочитанного, его запоминание и речевое оформление. Пересказывая текст, ученик пользуется образцом языковых средств, конструкциями предложений и другими компонентами. Важно научить детей с трудностями в обучении воспроизводить текст, так как это – один из путей развития их связной речи. [15]
В настоящее время в науке накоплен определенный фонд знаний в области развития связной речи (Н.Г. Андреева, B.В. Давыдов, H.H. Жинкин, Л.В. Занков, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, A.A. Люблинская), раскрыты принципы, методы и приемы развития связной речи школьников (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Т.А. Ильина, В.И. Капинос, И.Я. Лернер, М.Р. Львов, В.А. Онищук, И.П. Подласый), освещены приемы и методы обучения пересказу (Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов, М.М Алексеева., В.И. Яшина и др.).[1,8,9,13,14,15]
Пересказ — осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).
Вопросы обучения пересказыванию детей 6 школьного возраста раскрыты Е. И. Тихеевой, А. М. Лушиной, Л. А. Пеньевской, Р. И. Габовой, А. М. Бородич и др. Авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи. [1,16,23]
Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить методические приемы формирования навыков пересказа у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования – процесс формирования навыков пересказа у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет приемы формирования навыков пересказа у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
• Проанализировать научно-педагогическую литературу по теме исследования.
• Выявить уровень навыка пересказа у младших школьников на уроках литературного чтения.
• Приемы формированию навыков пересказа у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования: анализ литературы, эмпирические эксперимент, беседа, наблюдение), метод количественного и качественного анализа полученных данных.
Теоретико-методологическая основа исследования: теория связной речи (Р.Е. Левина, Л.С. Выготский, А.В. Ястребова), теории развития детской речи К.Д. Ушинский, Сохин, А.М. Бородич и др.), труды отечественных лингвистов В.А. Бородинского и Ф. Де Соссюра.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15 имени героя Советского Союза Василия Михайловича Михайлова» города Воткинска Удмуртской Республики (МБОУ СОШ № 15) .
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава I Теоретические аспекты формирования навыков пересказа у младших школьников на уроках литературного чтения
1.1 Анализ понятия «пересказ» в научно-методической литературе
В связанной речи ребенок учится строить связные высказывания, говорить грамматически правильно, оперировать различными языковыми структурами. Она позволяет развить у детей навыки анализа и синтеза, логического мышления, памяти, воображения, обогатить словарный запас, освоить различные средства языка. Пересказ является одним из методов развития связной речи у детей. Он требует от ребенка сосредоточенности, активного восприятия, понимания и интереса к тексту. При этом он становится возможностью для ребенка проявить свою креативность и фантазию, перенести себя в мир, созданный автором текста. Пересказ помогает развить ребенку умение выражать свои мысли, подробно и точно описывать события, передавать настроение и эмоции. Он помогает ребенку лучше понять и усвоить прочитанный текст, а также развивает его коммуникативные и когнитивные способности.[3]
Пересказ текста является одним из видов учебных и контрольных упражнений, который представляет собой последовательную и связную устную передачу содержания прочитанного текста. Он является полезным инструментом для развития речи на основе образца и целью его проведения является помощь учащимся в усвоении содержания текста и его адекватной передаче.[11]
Пересказ - это форма речевой деятельности или его результат. Основные функции речевой деятельности – это общение и мышление. Для того, чтобы пересказ выполнял эти функции, необходимо создавать специальные речевые ситуации на уроке. Виды пересказа могут быть естественными, когда ребенок рассказывает по своему желанию, или организованными учителем на уроке.
Пересказ может быть проведен с использованием плана или без него. Существуют различные классификации пересказов в зависимости от типа восприятия текста и полноты передачи его содержания.[19]
Первая классификация пересказов основана на типе восприятия текста. Он может быть прослушанным, воспроизведенным учителем, заранее подготовленным учеником или записанным на звукозапись. Также может быть пересказ после первичного чтения учеником или пересказом прочитанного текста через некоторое время после его прочтения.
Вторая классификация пересказов основана на полноте передачи содержания текста. Подробный пересказ предполагает устное воспроизведение всего содержания исходного текста. Выборочный пересказ предполагает выбор отдельных фрагментов текста для передачи. Сжатый или краткий пересказ является суммированием основных идей исходного текста.
Кроме основных видов пересказов, в школе также используются творческие подходы, которые включают изменение текста в пересказе по измененному плану, изменение лица рассказчика или добавление творческих дополнений, таких как диалоги или изменение места действия.[8]
Подробный пересказ является одной из разновидностей устного пересказа и предполагает прочтение художественного, публицистического или научного текста, а затем устное воспроизведение его содержания.
Цель этого вида пересказа заключается в развитии умения строить предложения и объединять их в связный рассказ с использованием готового текста.
Существует несколько разновидностей подробного пересказа, таких как пересказ "цепочкой", при котором рассказываются события в порядке их следования из исходного текста, пересказ с использованием опорного материала, такого как иллюстрации или запись основных событий на доске, и пересказ с дополнительным языковым заданием, например, отслеживание использования глагольных синонимов или замещение существительных личными местоимениями.
Пересказ в узком лингвометодическом смысле слова – это устное упражнение, нацеленное на развитие навыков устной речи и одновременно – на углубленное осмысление содержания пересказываемого.
Пересказ художественного текста – наиболее сложная задача, поскольку в нем «есть все»: и не только с точки зрения стилистической (языковые элементы, принадлежащие разным стилям речи), но и в плане содержания: и «факты» (персонажи, события), и «мысли» («идейное содержание»), и выражение различных «движений души», что, будучи для художественного текста обязательным, составляет едва ли не главное его отличие от текстов другой природы.
Поэтому пересказать «сразу все» едва ли возможно. Как правило, пересказывающий сосредотачивается на чем-то одном, в простейшем случае на сюжете.
Таким образом, пересказ текста – важное учебное упражнение, которое помогает развивать речевые навыки и умение передавать содержание прочитанного текста. Он может быть организован как естественное проявление ребенка или специально подготовлен учителем на уроке.
1.2 Особенности обучения пересказу детей младшего школьного возраста
Поиск и разработка новых методов развития мышления и речи являются важными аспектами обучения навыкам письма.
Особенностью процесса овладения родным языком у младших школьников является их способность подражать образцу. Ученики начальной школы неосознанно запоминают правила и нормы языка.
Существует такой феномен, когда человек использует языковые элементы в соответствии с правилами без ошибок, но делает это механически и интуитивно. Это явление называется чувством языка. Формирование чувства языка является долгосрочным процессом, начинающимся с рождения и продолжающимся на протяжении всей жизни. В начальной школе ребенок начинает подражать речи родителей, а затем учителей и других взрослых. [5]
После окончания школы выпускник уже обладает большим словарным запасом и владеет различными выразительными средствами, его речь является правильной и четкой. Все это становится возможным благодаря наличию речевых образцов. Учитель помогает школьникам развивать навык подражания, используя специально подобранные речевые образцы. Эта работа помогает формировать индивидуальный стиль ученика.
Художественные произведения выступают в роли учебного материала в этом процессе. В процессе обучения пересказу учитель должен помочь младшим школьникам развивать образный язык, расширять словарный запас, находить главную мысль в тексте, разделять его на части, анализировать и высказывать свою точку зрения по теме текста.
В начальных классах связная речь может развиваться при подготовке устного ответа ученика. Развитие коммуникативных навыков, однако, требует проведения специальных уроков, направленных на развитие речи. Важность таких уроков заключается в необходимости развития речи учащихся и изучении текста как основы языка, который традиционно изучается в общеобразовательной школе. Это также способствует возрастным психологическим особенностям младших школьников.
В соответствии с мнением Д.Б. Эльконина, возрастные психологические особенности младших школьников включают интенсивное развитие когнитивной гибкости, абстрактное мышление, моторную активность, мотивацию и эмоционально-выразительную активность.
Младший школьный возраст является периодом совершенствования всех основных познавательных процессов, таких как мышление, речь, память, внимание и эмоции. На этом этапе происходит их закрепление.
Обучение пересказу является одним из важных аспектов развития речи и мышления детей младшего школьного возраста. Эта навык помогает детям усваивать информацию, структурировать свои мысли и передавать их другим людям. Особенности обучения пересказу у детей младшего школьного возраста включают несколько аспектов.
Во-первых, важно помнить о том, что дети в этом возрасте находятся в стадии формирования и развития речи. Поэтому, для успешного обучения пересказу, необходимо учесть их возрастные особенности и применять методы, которые помогут им лучше усваивать материал. Например, использование игровых элементов и интерактивных методик помогает привлечь внимание детей и сделать процесс обучения увлекательным.
Во-вторых, при обучении пересказу важно развивать логическое мышление детей. Для этого можно использовать различные упражнения и задания, которые позволяют структурировать информацию и выделять главные идеи из текста. Например, дети могут учиться выделять в тексте главных героев, основные события и располагать их в правильной последовательности.[3]
В-третьих, важно обращать внимание на развитие словарного запаса детей. Умение выбирать подходящие слова и выражения помогает им более точно и ярко передавать смысл оригинального текста в своем пересказе. Поэтому, активное использование словесных игр, чтение книг и обсуждение прочитанного позволяют детям расширять свой словарный запас и улучшать качество своего пересказа.
Наконец, обучение пересказу требует развития навыков самостоятельности и ответственности. Дети младшего школьного возраста должны научиться организовывать свою работу, делать план пересказа и следовать ему. Учитель может помочь им в этом процессе, устанавливая четкие правила и ожидания, а также предоставляя возможности для самостоятельного творчества и самооценки.[17]
З. Истомина отметила, что в начальной школе заметно падает уровень ситуативности речи у детей, что проявляется в уменьшении использования указательных частиц и наречий места. Они заменяются другими частями речи, и также уменьшается использование жестов при высказывании. Примеры речевых образцов оказывают значительное влияние на формирование связной речи, а также на исчезание ситуативных элементов из нее.
Л. Калмыкова отмечала, что в процессе обучения в начальной школе происходит разграничение смешиваемых однозначных морфологических элементов по отдельным типам спряжений и склонений. В это время увеличивается количество отдельных форм, и в устной речи становится больше распространенных предложений с однородными членами и сложноподчиненных предложений.
Можно сделать вывод, что естественное освоение речи в детском саду заменяется целенаправленным развитием в школьных условиях. Дети, поступающие в школу, автоматически переходят от "собственной программы" освоения речи к программам, предлагаемым школой. Школа ставит перед детьми новые требования в отношении речевой коммуникации, то есть требует, чтобы речь была ясной, грамотной и выразительной.[21]
При рассмотрении процессуальных и сущностных характеристик речевой деятельности младшего школьника важно обратиться к анализу различных видов речи: устной, письменной и внутренней.
Психологи предполагают, что устная речь является предшественником внутренней, то есть ребенок начинает говорить вслух, а затем переходит к мыслительным процессам.
Письменная речь развивается после внутренней и требует ее постоянного использования.[14]
Таким образом, обучение пересказу у детей младшего школьного возраста требует учета их возрастных особенностей, развития логического мышления, расширения словарного запаса и развития самостоятельности. Эти аспекты помогают детям эффективно усваивать информацию и развивать навык передачи ее другим людям через пересказ.
1.3 Методы формирования навыков пересказа у младших школьников на уроках литературного чтения
Выбор текстов для пересказа должен удовлетворять следующим критериям, чтобы достичь максимальной эффективности данного вида учебной работы.
1. Тема текста должна быть интересной и/или важной с точки зрения содержания, а также иметь четкую основную мысль, логическую последовательность и законченность.
2. Текст должен быть выразителен и художественно оригинален, соответствуя требованиям хорошей речи и языка.
3. Количество новых слов, сложных синтаксических конструкций и незнакомых имен и названий должно быть разумным и минимальным.
4. Если пересказ связан с изучением грамматического или лексического материала, то он должен содержать несколько примеров, отражающих этот материал.
5. Объем текстов для пересказа может быть разнообразным, в зависимости от сложности и целей работы. Виды пересказа необходимо классифицировать для понимания их разнообразия и логики обучения. Классификация должна быть многомерной и включать несколько самостоятельных классификаций.
1. Классификация по функциональным типам текстов: повествования, описания, рассуждения. Эта классификация является обще-методической и лежит в основе разграничения всех типов дидактического материала и устных и письменных высказываний. Остальные классификации являются частно-методическими.
2. Классификация по способу предъявления исходного текста: "зрительные" пересказы (основанные на самостоятельном чтении), "слуховые" пересказы (основанные на аудировании) и зрительно-слуховые пересказы (сочетание обоих приемов). "Зрительные" пересказы являются основой самостоятельного освоения учебных дисциплин.
Пересказ художественного текста, с одной стороны, проще по содержанию, так как не требует специальных знаний. Однако, с другой стороны, он сложнее, так как художественный текст, всегда содержит несколько планов. Поэтому пересказ художественного самостоятельно прочитанного текста является всего лишь одним из элементов урока, наряду с аудиторным чтением, беседой, лексическими и грамматическими упражнениями и т.д.
Выборочный пересказ используется при изучении сказок, а затем применяется на больших произведениях. Пересказ от другого лица акцентирует внимание на понимании психологии героя. Пересказы усложняются постепенно. Например, ученикам трудно делать краткий пересказ, поэтому они начинают готовиться к нему, выбирая главное из абзаца, составляя подробный краткий план, пересказывая эпизоды и формулируя основную мысль пословицей. Для развития устной речи важны художественные пересказы, но они также применяются постепенно, сначала элементы художественного пересказа во время выборочного или свободного, затем пересказ фрагментов и глав. Внимание педагога к рассказам детей играет важную роль, так как это стимулирует ребенка стремиться рассказывать лучше и помогает определить, нуждается ли он в помощи и какой вид помощи ему требуется в процессе пересказа. Руководить можно не только при помощи педагогических приемов, но и просто задавая вопросы, повторяя последнюю фразу, проявляя одобрение. После рассказа важно обсудить его с детьми, чтобы они глубже понимали содержание произведения и критически относились к своему пересказу, а также чтобы объединить детей. В начале детям может быть трудно принимать замечания сверстников, но со временем они понимают, что они полезны.
Во время уроков по пересказу дети учатся слушать и анализировать пересказы своих сверстников. Когда мы говорим о самостоятельной работе, мы обычно отмечаем такие формы, как пересказ, составление плана, устное сочинение, словесное рисование и другие. Однако, если мы посмотрим на эти формы работы с точки зрения участия детей, то увидим, что одна и та же форма работы может осуществляться на разных уровнях самостоятельности. Ярким примером этого является пересказ.
По мнению А.С. Макаренко, художественные книги должны быть немного "навырост" для возрастного комплекса психики ребенка. Таким образом, можно выделить различные виды устных пересказов, такие как свободный, художественный, выборочный, краткий, от другого лица. Каждый вид пересказа имеет свою специфику проведения.
Методика проведения устного пересказа в начальной школе имеет определенную структуру и четко выделенные требования к организации, о которых педагог должен знать для улучшения качества пересказа и последующего развития речи детей. Умение пересказывать, т.е. излагать произведение устно связно, толково и полно, необходимо формировать с самого начала, чтобы затем развивать и усовершенствовать это умение без его нарушения новыми, более сложными требованиями.
Федорова И.В. описывает следующие требования к тексту пересказа: во-первых, текст должен быть ценен с точки зрения воспитания и образования; во-вторых, он должен быть доступным и интересным для детей, не содержать новых для них сложных слов и оборотов речи; в-третьих, текст должен быть построен несложно, не должно быть незнакомых морфологических форм и усложненных предложений.
Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместно использовать подсказки слов или фраз со стороны педагога. На начальных этапах обучения практикуется совместный пересказ педагогом и ребенком (договоренность о начатой фразе, проговаривание предложений по очереди), а также отраженный пересказ, когда ребенок повторяет сказанное педагогом, особенно в начале фразы. В подсказку также целесообразно использовать при уверенном пересказе для немедленного исправления грамматических или смысловых ошибок ребенка. Если в произведении есть диалог, то для формирования выразительности детской речи учитель может использовать пересказ по ролям. Также хоровое проговаривание коротких реплик активизируют детей.
Пересказ младшего школьника должен быть осмысленным, полным, последовательным, с использованием оборотов и словаря авторского текста. Он должен быть культурно изложен, с правильной позой, интонацией, выразительностью, громкостью и четкостью. Текст, выбранный для пересказа, должен быть доступным и интересным для младших школьников, а также ценным с точки зрения воспитания и образования. Для лучшего пересказа текста педагог может задавать правильные вопросы, обращаться к опыту детей, проводить подготовительную работу и беседу. Использование различных видов текстов и пересказов для упражнения в монологической связной речи помогает повысить уровень развития речи младших школьников.
Выводы по главе I
Таким образом, пересказ текста является важным упражнением, способствующим развитию навыков связной речи у детей. При проведении пересказа необходимо создавать специальные речевые ситуации, которые позволят ребенку сосредоточиться, активно воспринимать и понимать текст, а также проявить свою креативность и фантазию. В зависимости от типа восприятия текста и полноты передачи его содержания, пересказ может быть прослушанным, воспроизведенным учителем, заранее подготовленным учеником или записанным на звукозапись, а также подробным, выборочным или кратким. Кроме того, пересказ может быть проведен с использованием плана или без него. В школе также применяются творческие подходы, включающие изменениеВывод:
Таким образом, пересказ текста является мощным инструментом для развития связной речи у детей. Это упражнение помогает им учиться строить грамматически правильные высказывания, оперировать различными языковыми структурами, анализировать и синтезировать информацию, развивать логическое мышление и память, а также обогащать свой словарный запас. Пересказ дает ребенку возможность проявить свою креативность и фантазию, погрузиться в мир, созданный автором текста, а также лучше понять и передать настроение и эмоции. Кроме того, проведение пересказа на уроке помогает усвоить прочитанный текст, развивает коммуникативные и когнитивные способности учащихся. Различные виды пересказа, такие как подробный, выборочный или краткий пересказ, а также использование творческих подходов, позволяют создавать интересные и уникальные ситуации для работы с текстом и развития умений устной речи у детей. Овладение навыками пересказа в младшем школьном возрасте особенно важно, так как это помогает детям не только улучшить свою речь, но и углубить их понимание и осмысление текстов