Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучением развития словаря детей занимаются ученые многих областей научного знания: языкознания, психологии, психолингвистики и др. (В.И. Логинова, М.М. Алексеева, О.С. Ушакова, А.М. Бородич, А.М. Захарова и др.), подчеркивая сложность словарного процесса дошкольников.
Пополнение словарного запаса особенно затруднено у дошкольников со слаборазвитой речью. Анализ состояния пассивного и активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи показывает наличие значительного отклонения от возрастных норм, недостаточную сформированность словарного запаса, оригинальность его употребления и неточность в выборе слов.
Одним из важных факторов развития речи детей является усвоение словаря. Освоение словарей решает задачу сбора и уточнения идей, формирования понятий и развития содержательных сторон мышления. При этом развиваются операциональные мыслительные стороны, так как для овладения лексическим значением необходимо уметь анализировать, синтезировать и обобщать. Если словарь ребенка беден, это препятствует полноценному общению и, как следствие, формированию лексикона.
Изучение лексики актуально на данный момент, так как лексика важна для общего развития речи, коммуникативных процессов и формирования познавательной деятельности у детей ОНР.
Объект исследования: методики исследования атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Предмет исследования: качественные критерии оценивания атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Цель исследования: определение критериев оценивания атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Задачи:
1) изучить проблему формирования атрибутивного словаря в онтогенезе;
2) рассмотреть особенности формирования атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3) изучить направления работы учителя-логопеда по формированию атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
4) изучить формирование атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
5) разработать конспект логопедических упражнений по формированию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: теория, анализ методов исследования, сравнение, обобщение, систематизация и экспериментирование атрибутивного словаря старших дошкольников с общей гипоплазией речи третьей стадии.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в выделении наиболее характерных особенностей атрибутивного словаря для дошкольников с ОНР.
Практическая значимость: результаты эксперимента могут быть использованы для диагностики нарушений словарного запаса, а также для определения направления и метода коррекционной логопедической работы, для формирования атрибутивного словаря дошкольников с ОНР.
Структура исследования: работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе
1.1. Проблема формирования атрибутивного словаря в онтогенезе
Специфика развития определительной лексики у детей в онтогенезе раннего и дошкольного возраста является предметом многочисленных исследований О.М. Громова, Т.Г. Визель, А.Н. Гвоздева, Н.С. Жукова и др. В научных работах предлагаются различные подходы к классификации этапов онтогенеза речи, в том числе этапов развития словарного запаса.
Онтогенез - процесс формирования речи на всех этапах возрастного развития человека – от момента рождения до совершенного состояния, когда речь становится полноценным средством общения. Над исследованием речи человека в процессе онтогенеза работали такие ученые, как: Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Захарова, Т.Н. Ушакова, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин.
Для того, чтобы полноценно сформировать лексикон ребенка необходим учет следующих критериев: сформированность мышления и других психических процессов, а также зрелость всех речевых компонентов: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Количественный рост словаря осуществляется в процессе ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира. Во время знакомства ребенка с ними, создаются условия для пополнения и обогащения словарного запаса [14].
В раннем возрасте (1-3 года) активно усваивается словарный запас и формируются грамматические категории. Для этого в период от рождения до года создаются определенные предпосылки – у детей формируется комплекс оживления, ходьба, лепетание. К концу двенадцатого месяца жизни у ребенка появляются первые единицы языка, при этом наличие 10-12 слов считается нормой. При этом пассивный словарь значительно превышает активный.
В дальнейшем, в раннем возрасте, словарь активно пополняется и расширяется по мере развития ребенка, его возможностей, освоения окружающего пространства, ходьбы, манипуляций с предметами. На протяжении второго года жизни объем словаря обогащается на 300-400 словарных единиц, а к концу третьего года – 1500 [1].
Рост словарного запаса определяется не только общением с другими людьми, подражанием взрослым, но и овладением способами словообразования. Обогащение словаря происходит за счет слов, которые обозначают предметы окружающего мира, действий с ними, а также их отличительных признаков. Третий год жизни особенно продуктивен для роста словарного запаса.
Слова маленьких детей своеобразны. Во-первых, это многозначность используемых слов, значение которых может быть различным. Для ребенка слово может означать как предмет, так и действие, оно может быть напрямую связано с определенным жестом, указывающим на предмет.
Поначалу слово ассоциируется у ребенка только с конкретным единичным предметом и выступает лишь как компонент комплексного воздействия взрослого. Далее, как часть всей ситуации, включающей в себя жесты, интонацию и среду, в которой все это происходит. Тогда, по мнению М.М. Кольцова, слово становится интегрирующим сигналом. Со временем, с развитием способности к обобщению, им начинают обозначать все предметы этой категории [5].
В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-5 лет) происходит дальнейшее усвоение словарного запаса. В четыре года словарный запас насчитывает 1900 слов, в пять лет – 2000-2500 словарных единиц. Для детей характерен индивидуальный уровень развития словарного запаса, который зависит от условий воспитания, речевой среды, особенностей формирования речи в раннем возрасте. Как сказал Д.Б. Эльконин, именно в этом возрасте наиболее ярко проявляются индивидуальные различия в словарном запасе, которые «большие, чем в любой другой сфере психического развития».
К возрасту 5-6 лет происходит как количественный, так и качественный рост словарного запаса. Ребята учат не только слова, имеющие конкретное значение, переносное, а также слова-обобщающие, абстрактные понятия.
Дети употребляют в речи антонимы и синонимы, учатся сочетать в речи прилагательные, используют предложные падежные конструкции, осваивают различные способы словообразования, что также способствует пополнению активного и пассивного словаря прилагательных [7].
При овладении словами-синонимами дети учатся подбирать слова, близкие по смыслу, осваивают различные тематические группы слов, в том числе и те, которые не входят в обиходное употребление. В процессе бесед со взрослыми и ровесниками словарь пополняется не только синонимами, но и антонимами. Дети учатся использовать их как в спонтанной речи, так и в процессе учебной деятельности: составляют фразы, предложения, осваивают монологическую и диалогическую связную речь. Дети 5-6 лет начинают осознавать значение многозначных слов, слов с абстрактным и переносным значением, объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок [19].
Итак, развитие определительной лексики в онтогенезе представляет собой процесс постепенного пополнения словаря словами, обозначающими признаки и качества предметов, в соответствии с закономерностями психического и речевого развития ребенка. В дошкольном возрасте атрибутивная лексика активно обогащается, ее рост зависит от условий воспитания, проводимой педагогической работы и речевой среды. Лексикон прилагательных активно пополняется за счет процессов словообразования, увеличения количества производных слов. Словарь прилагательных для детей среднего дошкольного возраста отражает характеристики окружающих предметов и явлений (цвет, форма, размер и другие).
1.2. Особенности формирования атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Лексикон детей, характеризующихся общим недоразвитием речи, отстает от возрастной нормы. Активный словарь в количественном аспекте сформирован на низком уровне, по сравнению с детьми, которые не имеют нарушений в речи. Наиболее сохранным является словарь существительных, отражающих знание обиходных предметов. Неполноценно сформирован словарь признаков предметов, действий, признаков действий. Как правило, многие слова есть в пассивном словаре, дошкольники понимают лексическое значение многих единиц, но в свободной речевой деятельности их не используют или используют крайне редко.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова К.Н. Развитие атрибутивного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи//Постулат. – 2023. - № 4-2(90). – С. 78-80.
2. Алексютина Т.С. Жогло К.О., Воробьева Г.Е. Методы и приемы работы по обогащению прилагательными словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Развитие инструментов управления научной деятельностью. - 2017. - С. 76-78
3. Бокова М.Е. Особенности развития атрибутивного словаря у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня//Мир без границ. – 2022. - № 2. – С. 37-43.
4. Бордей К.П., Архипова С.Н. Развитие атрибутивного словаря у старших дошкольников с ОНР//Актуальные проблемы развития в онтогенезе. – 2021. - № 4. – С. 64-67.
5. Бородич A.M. Методика формирования речи детей. - М.: Просвещение, 1990. - 255 с.
6. Бубнова С.В. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР II уровня//Актуальные проблемы логопедии. -2020. – № 5. – С.38-45.
7. Бутримова Т.В. Развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами дид. игры // Научные Записки ОрелГИЭТ. - №5(23). - 2017. - С. 71-75.
8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158с.
9. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 2002.
10. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003.
11. Гудзь В.В. Организация индивидуальной коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОДН//Вестник науки. – 2022.- № 5(50). - С.13-17.
12. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002. - 144 с.
13. Дмитриева Т.А. Формирование средств речевого общения у детей с ОНР// Вестник науки. – 2023. - № 1-1(136). – 134-136.
14. Душабаева Н.Ю., Болдырева В.Э. Методы и приемы развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи //Студенческий журнал. - 2022. - № 12.- С.18-21.
15. Жемолоцкая И.А. Формирование атрибутивного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи// Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. - 2019. - № 7. – С. 144.
16. Идрисова М.М. Логопедическая работа по развитию атрибутивного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи// Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. - 2020. - № 3. – С. 147-148.
17. Кожемякина Е.С., Иванова Н.В. Исследование атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи//Наука и инновации в современном мире. – 2019.- № 3. – С. 75-79.
18. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.,2016.
19. Лазовская О.Ю., Шилова Е.А. Использование игровых приемов в логопедической работе по развитию словаря прилагательных дошкольников с общим недоразвитием речи // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации. - 2019. - С. 206-210.
20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 1999.
21. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. - СПб, 2006.
22. Лифтери В.А., Андрусева И.В. Роль игры в организации коррекционной работы с детьми, имеющими ОНЧ //Вестник науки. - 2022.- № 5. – С. 44-47.
23. Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Развитие памяти. М., Дошкольное образование, 2016. – 144с.
24. Макарова Л.Н., Зухарь В.И. Использование дидактических игр по обогащению словарного запаса детей с ОДН// Фундаментальные и прикладные проблемы эффективности научных исследований и пути их решения. – 2022. - № 10. – С. 60-62.
25. Матиско А.В. К вопросу о сущности и структуре развития атрибутивного словаря у детей с нарушенным речевым развитием// Мир без границ. – 2019. – № 7. - С. 301-307.
26. Назаренко А.С. Изучение атрибутивного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи//Постулат. – 2022. - № 3(77). – С. 47-50.
27. Панкова Ю.Е. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОДР//Инновации. Наука. Образование. – 2022. -№ 51.- С.275-282.
28. Постникова, С.В. Прилагательные как семантико-функциональная категория/С.В. Постникова. -Нижний Новгород, 2011. - 125 с.
29. Рахилина Е.В. Дидактические игры для дошкольников/ Е.В. Рахилина// НТИ. - 2015. - № 9. - С. 12-16.
30. Салихова А.М., Мустаева Е.Р. Состояние атрибутивного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи //Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве. – 2020. - № 3. – С. 169-173.
31. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников. – М.: «Академия», 2005. – 144с.
32. Серебрякова Н.В. К вопросу и методике изучения ориентировки на слово у дошкольника// Речевые и нервно-психические нарушения детей и взрослых. Л, 1987.
33. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М. Классикс Стиль, - 2003.
34. Степашкина Е.А. Обогащение активного и пассивного словарей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Постулат. – 2023. - №2(90). – С. 56-57.
35. Филичева Т.Б. Дети с общим недразвитием речи. Воспитание и обучение / Филичева Т.Б., Т.В. Туманова - М., 2002.
36. Халиуллина Г.И. Логопедическая работа по обогащению атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи//Студенческая наука и XXI век. – 2020. - № 2-2(20). – С. 296-298.
37. Христофоренко Р.П. Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня //СГПИ. - 2022.-№ 12. – С.56-58.
38. Шахрай К.Д. Особенности развития атрибутивного словаря у детей с общим недоразвитием речи//Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. – 2019. - № 5. – С. 398-399.
39. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. -М., 2003.
40. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (краткий очерк). – М., 1958.