Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ 6
1.1 Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста 6
1.2 Воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду 9
1.3 Особенности представления о труде взрослых детьми дошкольного возраста 13
Выводы по 1 главе 17
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1 Диагностика уровня сформированности отношений к труду детей дошкольного возраста 19
2.2. Разработка условий формирования позитивного отношения к труду детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых 25
2.3. Результаты контрольного эксперимента 31
Выводы по 2 главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность:
Трудовое воспитание является важным условием формирования личности ребенка, подготовки к школе и дальнейшей взрослой жизни. На современном этапе развития имеется большая база накопленных знаний в области трудового воспитания детей. Но ситуация показывает, что не все дети имеют позитивное отношение к труду, не имеют потребности самостоятельно трудиться и выполнять трудовые поручения, не могут найти сферу трудовой деятельности.
Цель приобщения дошкольника к труду по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО) – содействовать позитивной социализации и личностному развитию дошкольника [33].
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие» [33].
В соответствии с ФГОС ДО, трудовое воспитание является одним из важных направлений в работе дошкольных организаций, главной целью которого является формирование позитивных установок к различным видам труда у детей дошкольного возраста [4].
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении-всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А.В. Запорожец, В.С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей - обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова.
В работах В.И. Логиновой, Крулехт Н.Д. представлена система знаний о труде взрослых на основе причинно - следственных связей - преобразование предметов труда в процессе труда в его продукт. В работах Г.М. Годиной, Р.С. Буре, В.Г. Нечаевой и др. показана роль социально - значимой мотивации как основного компонента трудового процесса.
Социальная значимость труда имеет большое значение для каждого человека. Без труда человек теряет свою ценность. Поэтому современное общество предъявляет высокие требования к личности. Ребенок должен добросовестно относиться к трудовой деятельности, проявлять инициативу, 4 быть активным, а также он должен воспринимать труд как основу жизненной потребности человека. Таким образом, существует противоречие между требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и практикой трудового воспитания подрастающего поколения. Проблема исследования: каковы особенности установки к труду детей старшего дошкольного возраста.
Цель -изучить воспитание позитивного отношения к труду у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями.
Объект исследования: воспитания позитивного отношения к труду у детей дошкольного возраста
Предмет исследования: воспитание позитивного отношения к труду у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями
Гипотеза: воспитание позитивного отношения к труду у детей дошкольного возраста будет более результативно если его проводить в процессе ознакомления с профессиями
Задачи:
1. рассмотреть социально педагогические предпосылки воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста;
2. дать представление о воспитании у дошкольников позитивного отношения к труду;
3. сформировать представления у дошкольников о труде взрослых;
4. провести экспериментальное исследование сформированности знаний и отношения к труду детей старшего дошкольного возраста;
5. разработать условия формирования позитивного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых
Методы исследования: теоретические: анализ психолого – педагогической литературы;
Практические: беседа, наблюдение, диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования
Теоретическая основа исследования: Проблемами трудового воспитания дошкольников: Р.С. Буре, Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, В.А. Сластёнин, В.А. Сухомлинский, Д.Н. Узнадзе, Г.А. Урунтаева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы теоретически и практически. Теоретический материал может быть использован студентами и педагогами практиками, а полученные результаты исследования могут быть использованы при организации трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ
1.1 Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста
При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду.
Программы трудового воспитания детей дошкольного возраста можно разделить на несколько групп.
Первая группа включает в себя формирование положительного отношения к труду взрослых, желание по возможности помогать взрослым в их работе, интерес к результатам труда [25].
При этом у детей формируются представления о необходимости труда в их жизни и отношение взрослых к труду.
Вторая группа заданий направлена на формирование и дальнейшее развитие трудовых навыков, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, приобретение умения работать аккуратно, ловко и в достаточно быстром темпе.
Третья группа направлена на развитие у детей таких личностных качеств, как привычка к трудолюбию, ответственность, сострадание, бережливость, готовность к участию в труде.
Четвертая группа направлена на развитие умения организовывать себя и свою совместную работу, то есть заранее готовить все необходимое, убирать инструменты и т. д.
В пятую группу входят задания, формирующие благоприятные взаимоотношения между детьми в процессе работы, то есть умение работать сообща.
Следует иметь в виду, что все эти задачи решаются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Эти группы задач в образовательном процессе решаются одновременно.
Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения к труду. Успешно решить ее можно только с учетом особенностей этой деятельности по сравнению с играми и занятиями, а также с учетом возрастных особенностей детей.
Чтобы воспитывать у детей трудолюбие, необходимо научить их ставить цели, находить пути их достижения и получать результаты, соответствующие их целям [2].
Цели детям в первую очередь ставит воспитатель. При работе с детьми старшего дошкольного возраста педагоги обычно сталкиваются с процессуальными действиями, характерными для этой возрастной группы.
Желание ребенка сделать что-то самостоятельно - важный элемент развития его личности.
Цели, которые ставит перед ребенком педагог, должны основываться на расчете возможности их реализации. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность ребенка, следует избегать непосильного для него труда.
В труде детей младшего дошкольного возраста следует ставить более отдаленные цели. К труду должны привлекаться не только дети, которые уже умеют трудиться, но и дети, которые еще не умеют трудиться.
В формировании целенаправленной деятельности при развитии способности и мотивации к труду важны мотивы, определяющие трудовую активность ребенка, стремление к достижению высоких
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Амирова Л.Р. Использование нестандартного оборудования в играх для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста / Амирова Л.Р., Кузнецова З.М. // Современные проблемы образования в области физической культуры и безопасности жизнедеятельности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 9–10 марта 2021 г. – Екатеринбург, 2021. – С. 195-199
3. Баркова И.П. Развитие ручной умелости и сенсомоторного восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством комплекса дидактических игр из фетра с использованием нестандартного оборудования – ширмы-копилки / Баркова И.П., Аносова Н.Н., Упатова Л.В. // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 15 нояб. 2019 г. – Чебоксары, 2019. – С. 86-88.
4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
5. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
6. Бобер В.С. Трудолюбие как качество личности и результат трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста / В.С. Бобер // Студенческая наука XXI века. - 2015. - № 3. - С. 40-41.
7. Бондаренко, Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие / Т.М. Бондаренко. - Москва: СИНТЕГ, 2019. - 208 c.
8. Буре, Роза Дошкольник и труд / Роза Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 317 c.
9. Бых Е.В. Трудовое воспитание дошкольников / Е.В. Бых // Проблемы педагогики. - 2019. - № 6 (45). - С. 68-70. -
10. Везетиу Е.В. Сущность понятия «трудовое воспитание» детей дошкольного возраста / Е.В. Везетиу, К.С. Пикалова // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46-2. - С. 45-50. -
11. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
12. Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 151 с.
13. Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 292 с.
14. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
15. Гуськова Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. //Д.в.-1988.-№11.-с.60-64.
16. Давыдович О.В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования // Молодой ученый. – 2017. – № 47.1 (181.1). – С. 56-59.
17. Декман И.Е. Формирование интереса к труду в процессе коллективной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста / И.Е. Декман, О.В. Громоздина // Мир педагогики и психологии. - 2019. - № 9 (38). - С. 18-26. -
18. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В. — СПб.: Питер, 2017. — 480 c.
19. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье: методические рекомендации. / В.П. Дуброва. - М.: Просвещение, 1985. – 220 с.
20. Евтюшкина В.Г. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Евтюшкина, Т.И. Прокопьева, А.М. Лукьянова // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. материалов VIII междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 50-52.
21. Золотухина И.Д. Трудовое воспитание дошкольников в современных условиях // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - №1. - с. 213-214.
22. Карлюк Г.А., Шабалин Е.С. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2012. - 34. - с. 54-56.
23. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности [Текст] / Каплан Л.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
24. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Юрайт, 2017. — 202 с.
25. Козлова С.А. Труд как средство социализации дошкольников / С.А. Козлова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2017. - № 1. - С. 107-111. -
26. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
27. Комарова, Тамара Трудовое воспитание в детском саду / Тамара Комарова, Людмила Куцакова , Лариса Павлова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 2421 c.
28. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 165 с.
29. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 c.
30. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы. / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 2360 c.
31. Лабутина, Н.В. Трудовое воспитание дошкольников: методическое пособие для педагога детского сада. / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 2481 c.
32. Лембик Н.Ю. Трудовое воспитанияе детей дошкольного возраста / Н.Ю. Лембик, Е.С. Зайцева // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II междунар. науч. конф. - 2017. - С. 32-35.
33. Новикова Н.Е. Приобщение дошкольников к труду – как фактор становления личности ребёнка / Н.Е. Новикова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 2. - С. 72-76. -
34. Маханева, М. Д. Учим детей трудиться / М.Д. Маханева, О.В. Скворцова. - М.: Сфера, 2012. - 727 c.
35. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. — М.: Academia, 2018. — 640 c.
36. Полухина А.В. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / А.В. Полухина, Ф.М, Сулейманова // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 9 (17). - С. 364-365
37. Рощупкина А.А. Формирование ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в процессе организвции взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи / А.А. Рощупкина , Е.В. Чмелёва // Аксиологические проблемы педагогики. - 2019. - № 10. С. - 120-129. -
38. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
39. Тафинцева Н.А. Трудовое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО / Н.А. Тафинцева // Преемственность в образовании. - 2019. - № 21(03). - С. 169-174. -
40. Тафинцева Н.А. Трудовое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО / Н.А.
41. Тафинцева // Преемственность в образовании. - 2019. - № 21(03). - С. 169-174.
42. Тарабарина Т.И. Формирование у дошкольников положительного отношения к труду в совместной деятельности со взрослыми // Педагогический вестник. - 2012. -№3. - с. 15-19.
43. Хабибулина И.З. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста /И.З. Хабибулина, И.И. Кусаева // Современное научное знание: теория, методология, практика: сб. науч. трудов по материалам X междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 24- 27.
44. Шемелова О.Ю. Психолого-педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности / О.Ю. Шемелова // Студенческая наука XXI века. - 2016. - № 1-1 (8). - С. 160-162. -
45. Шорыгина, Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2014. - 191 c.
46. Фомин В.Н. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – первый шаг в их профессиональной ориентации / В.Н. Фомин, О.Ю .Акульшина // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сб. материалов VI междунар. заоч. науч.-практ. конф., посвящённой 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова / Белгород. гос. технолог. ун-т им. В.Г. Шухова. - 2014. - С. 305-311
47. Хабибулина И.З. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста / И.З. Хабибулина, И.И. Кусаева // Современное научное знание: теория, методология, практика: сб. науч. трудов по материалам X междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 24- 27.
48. Черникова Т.М. Трудовое воспитание как средство духовно-нравственного развития дошкольников / Т.М. Черникова, Е.А. Нестерова // Вестник научных конференций. - 2017. - № 4-3 (20). - С. 120-121.
49. Юревич С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Юрайт, 2019. — 181 с.
50. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г. Юсупова. - М.: Речь, 2002. -79 с.