Фрагмент для ознакомления
2
Рассматривая ситуацию социальной сферы нашего государства, и несмотря на направленное развитие, в части качественного обеспечения жизнедеятельности граждан, защиты их в условиях возможных проявлений опасности и вреда здоровью, с отсутствием материальной стабильности число населения, которому требуется в социальная поддержка в Российской Федерации растет.
Любое государство, в период развития общества стремится к стабильному обеспечению своего функционирования и всестороннего взаимодействия законодательства, в первую очередь для своих граждан, основу которым определяет непосредственно и социальное обеспечение.
Социальная защита населения в условиях формирования рыночных отношений является одной из сложных и трудно решаемых проблем для РФ. Проведение различных экономических реформ заметно ухудшило социальную инфраструктуру страны. Усилились неблагоприятные тенденции: массовая бедность, безработица, детская беспризорность, вынужденная миграция, профессиональное нищенство. Все эти обстоятельства спровоцировали рост численности населения нуждающегося в социальной защите.
Разработка основных положений по организации социальной защиты работников на предприятиях обусловлена, с одной стороны, необходимостью приведения их в соответствие с требованиями рыночных отношений, а с другой — повышением уровня научной обоснованности решений, принимаемых при реализации социально-экономических программ на предприятиях.
Проблема социальной защиты работников в условиях общей сложной ситуации в стране требует безотлагательного решения.
Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что данная проблема недостаточно хорошо изучена, несмотря на большое количество работ по данной теме и не получила широкого освещения в экономической литературе.
Сущность социальной защиты работников основывается не на пассивном ожидании помощи, а на закреплении в сознании каждого представлений о том, что предприятие будет оказывать ему социальную поддержку. При этом большую роль играет активная жизненная позиция самого работника и его желание улучшить свое благополучие. В этом и состоит актуальность курсовой работы. Все это свидетельствует о своевременности данной работы, ее научной и практической значимости для повышения качества социальной зашиты работников предприятий.
Многосторонний характер исследования предполагает учитывать работы затрагивающие проблемы социальной защиты представителей западной экономической мысли Д. Кейнса, Я. Корнай, К. Маркса, А. Маршалла. Серьезный вклад в исследование данной проблемы внесли X. Ламперт, Р. Макконел, Л. Эрхард. Также необходимо отметить работы таких российских авторов как В.И. Жуков, Н.Н. Пилипенко, Б.В. Бреев, В.Д. Роик, Н.М. Римашевская, А.Н. Шохин, А.З. Дадашев, В.В. Радаев.
Объект исследования курсовой работы является АО Свердловская пригородная компания.
Предмет курсовой работы управленческие отношения, возникающие в процессе формирования социальной деятельности на предприятии.
Цель курсовой работы: цель курсовой работы состоит в определении организационно-экономического механизма социальной защиты работников АО Свердловская пригородная компания.
В соответствии с целями курсовой работы, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие социальной защиты и ее основные направления в сфере труда
- изучить систему социальных институтов, осуществляющих социальную защиту персонала в организации
- определить социальные гарантии и факторы, влияющие на социальную защищенность персонала в организации.
- определить методы социальной защиты и пути их реализации в организации
- дать характеристику организационно-хозяйственной деятельности АО «Свердловская пригородная компания» (СПК)
- определить состояние социальной защиты персонала на предприятии АО «Свердловская пригородная компания» (СПК)
- разработать пути совершенствования механизма социальной защиты на предприятии Заключение
Структура работы содержит в себе введение, главы, параграфы, заключение и список литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы социальной защиты населения
1.1 Понятие социальной защиты и ее основные направления в сфере труда
Понятие социального государства предусматривает такой тип государства, который сформировался на основе исторических процессов, а также политического и социального становления общества, основываясь на объединении интересов и социального развития.
Модель, формирующая либеральную позицию, предусматривает наличие индивидуально особенности личности, которая в своей жизнедеятельности основывается на принципах ответственности и самостоятельного принятия решений, в отношении своего существования. При этом роль государства в данном случае, определяет лишь незначительную поддержку своим гражданам, в виде социальных гарантий, и осуществляет стимулирование доходов населения.
Основным механизмом реализации социального обеспечения, является взаимодействие государства, с различными организациями и учреждениями, а также не государственными фондами, которые в силу своих полномочий, наделенных и финансируемых государством, осуществляют предоставление мер государственной социально й поддержки, в сфере социального обеспечения, наделяя их ответственностью по данному обеспечению, в целях благоприятного существования граждан, поддержки слабых слоев населения, учитывая их индивидуальные особенности и потребности.
При этом, в целях подтверждения себя социальным, государство осуществляет взаимодействие со всеми фондами и не государственными учреждениями, позволяющие улучшить качество жизни своих граждан.
Основной целью социального государства, является достижение благоприятных условий для жизнеобеспечения и существования граждан, которое основывается на взаимных принципах ответственности и справедливости, а также иных моральных ценностей, закрепленных правовыми нормами.
Социальным подтверждением государства также является предусмотренное улучшение социальной жизни общества, способом доступа и возможности реализации частной собственности граждан, ввиду того, что именно имея в наличии у гражданин в собственности какое – нибудь имущество, позволяет ему осуществлять все законные действия, в отношении собственности, что предоставляется возможным, улучшить свое социальное положение.
Также следует отметить еще один важный признак государства, правозглащающее себя социальным, социальное партнерство, которое в первую очередь отражает важное значение в трудовых отношениях, между работниками и работодателем, в различных организациях и органах государственной власти. Данное положение регулирует Трудовой кодекс РФ.
Социальное партнерство реализуется также в сфере конституционного права, которое осуществляется путем заключения различного рода и формы соглашений, в сферах, регулирующих общественную жизнь и позволяющее участвовать населению в разрешении конфликтных ситуаций и решений национальных задач.
Социальная справедливость, как модель социального государства формируется исходя из достойного и качественного предоставления всех социальных услуг и минимальных условий, на основе законодательных требований и абсолютного справедливого отношения, при представлении соответствующих гарантий.
Рассматривая все модели социального государства, происходит общая характеристика, подтверждающая и определяющая государство социальным. При этом достаточно важным остается вопрос в финансовом обеспечении, в связи с тем, что реализацию всех перечисленных моделей и принципов, сложно осуществить и обеспечить без материальных вложений.
Однако, следует понимать, что ни одно государство, предоставляя своим гражданам, определенные гарантии и социальное обеспечение, не будет действовать исключительно в интересах населения, в ущерб себе.
РФ, объявляя себя социальным государством, осуществляет все необходимые действия и мероприятия, по обеспечению развития своих граждан в экономической и социальной сфере, что находит свое отражение, в благополучном и качественном существовании населения, достигая при этом высокий уровень в обеспечении потребностей граждан, что несомненно приводит к результату, особо развитого социального государства и признание его на уровне мирового масштаба.
При этом социальное государство не останавливается в достижении целей по социальному обеспечению своих граждан. В процессе развития общества, социальное государство постоянно проводит различного рода политику и создание определенного вида программ, в целях улучшения качества жизни своих граждан.
Социальной политикой принято называть, определенный перечень мероприятий, направленных на ее реализацию, с целью улучшения качества жизни, в первую очередь граждан конкретного государства.
Для целей реализации социальной политики, в качестве социального обеспечения, необходим определенный перечень конкретных субъектов, которые выполняют данные мероприятия, в различных сферах, а именно: само государство, структуры и органы, не являющиеся государственными, администрации субъектов государства и муниципального образования, различные виды и типы организаций и учреждений.
Социально политика, в целях реализации определенного перечня мероприятий, входящих в плановую схему модели политики, обеспечивается с помощью предоставления конкретных социальных услуг, включающих в себя социальное обеспечение, тем лицам и общественным объединениям или организациям, которые в них нуждаются.
Основа социальной политики любого государства, является особые приоритетные направления, а именно:
- контроль и отслеживание уровня и качества жизни гражданин, при этом данный процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека,
- особо важное значение выделяется в поддержке семейных отношений,
- предоставление гражданину, определенных гарантий, в отношении защиты и безопасности населения от экономических проблем, при этом Конституция содержит положения о защите прав и свобод человека, что имеет за собой законодательную поддержку,
- обеспечение защиты граждан, в различных сферах реализации своих прав, а также стимулирования населения на развитие и активное участие в социальной политике.
Социальное государство, наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, для реализации социального обеспечения, в отношении нуждающегося в улучшении качества жизни населения. Для этих целей, происходит изначальное изучение той сферы социальной сферы, которая наиболее востребована в обеспечении, в следствии чего формируется социальная политика, в отношении проблемной сферы, в целях улучшения качества ее функционирования, а также закладывается бюджет и необходимое нормативно – правовое регулирование.
Помимо данной характеристики, Конституцией РФ, устанавливаются особые положения, наделяя органы власти в обеспечении социальной государственной политике, а также защиты, основным из которых является Правительство РФ. Однако социальная политика, направлена на поддержку и развитие населения различных уровней и статусов, также на основе ограничения трудоспособности и материальной не стабильности.
Развитие экономики государства направленно в первую очередь на поставленные перед государством и органами государственной власти, на то уполномоченных, а социальное обеспечение и поддержке граждан. Реализацией направления данного обеспечения, происходит способом социальной защиты и социального обеспечения населения, причем касается данная сфера осуществления, в отношении всех граждан государства.
Первоочередным направлением социальной политики всегда стоял вопрос избавления от безработицы, создание новых организаций и предприятий, в результате чего появляются новые рабочие места, с возможностью трудоустройства безработных граждан. Осуществление вложений в обучение и повышение квалификации трудящихся, а также материальное стимулирование кадров, в следствии чего увеличится рост доходов государства.
Особенно важным и необходимым для развития социальной сферы, является составление бюджета, на реализацию заложенных программ государством, в следствии чего осуществляется финансирование социальных программ.
Прежде чем запустить реализацию социальной политики, органами государственной власти, уполномоченными на данное осуществление, собирается и анализируется информация о возможных способах и методах реализации социальной политики, ее финансовые затраты и реально улучшение положения, в случае запуска социальной программы.
Социальная политика обеспечивает свое формирование на двух уровнях: федеральном и региональном, и при этом происходит два этапа, который начинается с планирования и разработки социальной программы определенной сферы, и затрагивает реализацию спланированных мероприятий.
Органы государственной власти, уполномоченные на формирование социальной политики, должны правильно, с учетом все факторов, как положительных, так и отрицательных разрабатывать все необходимые мероприятия и взаимодействия с иными структурами, позволяющими в положительном контексте достичь нужного результата.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) "О Конституционном Суде Российской Федерации"
3. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ
4. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 N 165-ФЗ
5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
6. Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ (последняя редакция)
7. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
8. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
Учебная и научная литература
9. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования / С. Х. Асланова // Молодой ученый. – 2019. – №9. – С. 511–514
10. Аветисян К.А. Совершенствование процедур подбора персонала в организации // Проблемы экономики и менеджмента. 2020. №1 (1). С. 56-59
11. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно-практической конференции. — М: 2019. 264 с.
12. Асалиев, А.М. Экономика труда: Учебное пособие / А.М.Асалиев, Г.Г. Вукович, Л.И.Сланченко. - М: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 171 с.
13. Азарова Е.Г. Конституционные требования к российскому законодательству о социальном обеспечении // Журнал российского права. 2018. № 7 (259). С. 16-32
14. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 т. / С. А. Авакьян. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020.
15. Барбарская М.Н. Сущность процесса управления персоналом организации на современном этапе // Основы ЭУП. 2020. №4 (16). С. 91-96.
16. Борзенко, Г. В. К некоторым проблемам социальной политики в сфере занятости / Г. В. Борзенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 304-306.
17. Валиуллина Н.Р. Технология подбора как основа эффективного управления персоналом // Вестник МГУКИ. 2019. №2. С. 133-135.
18. Горина, М. С. Управление персоналом предприятия и методы оценки его эффективности / М.С. Горина // Modern Economy Success. – 2019. – № 3. – С. 15-22.
19. Гасанова, А.А. Управление персоналом в системе управления организацией / А.А. Гасанова // Инновационная наука. – 2019. – №11. –С. 50-53
20. Голубева, Е. Д. К вопросу о понятии и сущности социального государства / Е. Д. Голубева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 238-241
21. Голубева, Е. Д. Тренд в развитии моделей социального государства / Е. Д. Голубева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 79-82.
22. Горленко О. А., Ерохин Д. В., Можаева Т. П. Управление персоналом. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 250 с.
23. Глик, Д. И. Эффективная работа с персоналом : практическое пособие / Д. И. Глик. – 2-е изд. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 144 c.
24. Демидова Т.Е. Социальное государство: генезис понятия, социально-правовые основания // Sciences of Europe. 2019. № 36-3 (36). С. 69-72.
25. Егорова, М. С. Понятие и сущность социальной защиты населения / М. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 111-113.
26. Иванов, С.Ю. Социальное управление человеческими ресурсами : учеб. пособие / С.Ю. Иванов. – М.: Московский педагогический государственный университет , 2020. – 152 с.
27. Кибанов А. Я., Ивановская Л. В. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Учебно-практическое пособие. — М.: Проспект. 2020. 64 с.
28. Курсова, О. А. Правовое регулирование управления персоналом : учебное пособие для вузов / О. А. Курсова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 414 с.
29. Остапенко, Ю.М. Экономика труда: Учебное пособие / Ю.М.Остапенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 272 с.
30. Примышев И. Н. Теоретико-методологический базис формирования социальной политики государства // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2020. Т. 5, № 2. С. 152-159.
31. Пугачев В. П. Управление персоналом организации. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2019. 402 с.
32. Хабриева, Т. Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. — Москва: Норма : ИНФРА-М, 2020. — 240 с.
33. Черемисина С. Г., Срибный В. И. Совершенствование инструментария оценки эффективности социально-экономической политики государства // Сервис в России и за рубежом. 2019. № 2 (84). С. 95-107.
34. Шибаева В.С. Digital hr: технологии управления персоналом // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития. - 2019. - №1. - С. 190-191.