Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Непременным условием всестороннего развития ребенка, его успешность является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители накопленного человечеством опыта, знаний, навыков, культуры. Этот опыт можно передать только с помощью речи. Согласно анализа литературы и собственным наблюдениям, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не обладают связными речевыми навыками в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста, у которых наблюдается общее недоразвитие речи.
Таким образом, обучение составлению рассказам как методу формирования связной речи у детей с ОНР относится к числу актуальных проблем, но они еще не полностью исследованы.
Одним из наиболее распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Отклонения в речеобразовании стали считать нарушениями развития, обусловленными правилами иерархической структуры высшей психической деятельности.
Отсутствие коммуникативных навыков отрицательно влияет на общую личность ребенка: тормозит развитие его познавательных функций, снижает память, снижает логическую и смысловую память, у детей возникают трудности с психической деятельностью.
Недостаточная теоретическая проработка этой проблемы, отсутствие методических рекомендаций, пособий создает трудности в работе ведущего логопеда. Однако если логопед соблюдает принцип преемственности в обучении, он сможет не только опираться на прошлый опыт, но и строить обучение с широкой ориентацией на будущее. Преемственность в обучении связной речи следует понимать как установление взаимосвязи различных частей и их взаимосвязи на разных этапах усвоения языка. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных мыслей, которые выражаются точными словами в правильно построенных предложениях.
Проблемы развития связной речи у дошкольников с ОНР изучались такими авторами, как В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Н.С. Жукова, Р. Е. Левин, Т. Б. Филичев, Т. А. Ткаченко и многими другими. Одним из требований к речевому развитию дошкольников, предъявляемых государственными образовательными стандартами, является умение составлять различные виды техники, поскольку именно на уровне текста язык и мышление взаимодействуют. В логопедии с этими детьми формирование связного языка имеет решающее значение, поскольку многие учебные занятия требуют достаточного уровня диалога и монологов, что, в свою очередь, гарантирует успех в школе. Навык описательного повествования является одним из компонентов связного высказывания и композиции текста, учащиеся учатся различать и сравнивать существенные черты предмета, объединять конкретные высказывания в связное и связное сообщение, использовать точные и образные слова в речи.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности составления рассказа детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – навык составления рассказа детьми дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – система коррекционно-педагогической работы по формированию навыка составления рассказа по сюжетным картинкам у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать и подобрать методику обследования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
3. Провести Оценку и анализ результатов обследования навыка составления рассказов детей дошкольного возраста с ОНР.
4. Сформулировать основные направления коррекционной работы по формированию навыка составления рассказа детьми дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза: существуют определенные трудности при составлении рассказа детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что обуславливает необходимость в проведении регулярной логопедической работы, по составлению рассказа детьми с ОНР, путем использования различных методов и приемов.
Методы исследования:
- теоретические – анализ, обобщение, систематизация.
- эмпирические – эксперимент, математическая обработка данных.
База исследования: ………………………………..
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРШУЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕЕТЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Специфика формирования связной речи у детей с ОНР в трудах отечественных ученых
В число важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее речевое недоразвитие (ОНР), входит формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Значительные трудности в овладении навыками контекстно-связной речи у детей с ОНР обусловлены неразвитостью основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточное формирование как произносительной (звуковой), так и смысловой сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии основных психических процессов (восприятие, внимание, память, воображение и т. д.) создает дополнительные трудности в освоении связной монологической речи.
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде произведений современной специальной лингвистической, психолингвистической и методологической литературы. Что касается различных типов развитых высказываний, связная речь определяется как набор тематически связанных речевых сегментов, которые находятся в тесной взаимосвязи и представляют собой единое семантическое и структурное целое.
По мнению А. В. Текучева, связную речь в широком смысле этого слова следует понимать как любую единицу речи, составляющими языковых компонентов которой являются (важные и служебные слова, фразы) представляют собой единое целое, организованное в соответствии с законами логики и грамматической системой данного языка. В соответствии с этим "каждое независимое предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связного языка".
Понятие "связная речь" относится как к диалогическим, так и к монологическим формам речи.
Диалогическая речь - основная форма происхождения речи. Обладая ярко выраженной социальной направленностью, он удовлетворяет потребности прямого живого общения. Диалог, как форма дискурса, состоит из реплик (отдельных высказываний), в цепочке последовательных речевых реакций; он осуществляется в форме последовательных обращений, вопросов и ответов или в форме беседы (беседы) двух или более участников дискурсивного общения. Диалог основан на общем восприятии собеседниками, общности ситуации, знании того, о чем идет речь. В диалоге наряду с реальными языковыми средствами звучащей речи важную роль играют и невербальные компоненты: жест, мимика, а также средства интонационного выражения. Эти характеристики определяют характер речевых высказываний. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, пропуск отдельных элементов грамматически развитого высказывания, наличие повторения лексических элементов в соседних репликах, использование стереотипных конструкций разговорного стиля. Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания в виде утвердительного или отрицательного ответа и т. д.) не требуют построения программы высказывания.
В лингвистике диалогическим единством считается объединенная тематическая цепочка реплик, характеризующаяся семантическим, структурным и смысловым завершением: "диалогическое единство" (Н. Ю. Шведова, С. Е. Крюков. Смысловая завершенность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внелингвистических средств в конкретной ситуации вербального общения, являются критериями согласованности развитой диалогической речи.
Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь человека, коммуникативная цель которой-сообщить о фактах, явлениях реальной действительности. Монолог – это наиболее сложная форма речи, которая служит для передачи информации с определенной целью. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное использование невербальных средств передачи информации (Н. А. Голован, А. Г. Зикеев, А. Р. Лурия, Л. А. Долгова и др.). Особенность этой формы речи в том, что ее содержание, как правило, устанавливается заранее и заранее планируется.
Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается специфичностью исполнения речевых функций. Он использует и обобщает компоненты языковой системы, такие как словарный запас, способы выражения грамматических отношений, словоформа и словообразование, а также синтаксические средства. В то же время он реализует цель заявления в связном, последовательном и сознательно спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удержание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля над процессом речевой деятельности (текущей, последующей, активной ) с помощью слухового и зрительного восприятия (составление речевого сообщения). история на основе визуального материала). По сравнению с диалогом монологическая речь более контекстуальна и представлена более полно, с тщательным подбором подходящих лексических средств и использованием разнообразных, даже сложных синтаксических конструкций. Связность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление - важнейшие качества монологической речи, вытекающие из ее контекстуального и непрерывного характера.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопе- дам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [Текст] / З. Е. Агранович. – СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2003. – 128 с.
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методический терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : ИКАР, 2009. – С. 60.
3. Барменкова, Г. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : афтореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.13 / Г. Д. Барменкова ; Моск. пед. гос. ун-т.им. В. И. Ленина. – М. , 1995. – 23 с.
4. Безрукова, О. А. Программа формирования средств речевого об- щения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] / О. А. Безрукова, О. Н. Коленкова. – М. : Русская Речь, 2014. – 58 с.
5. Быховская, А. М. Количественный мониторинг общего и речево- го развития детей с ОНР [Текст] / А. М. Быховская, Н. А. Казова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 31 с.
6. Валявко, С. М. Особенности мотивации старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук:
19.00.10 / С. М. Валявко ; ГОУ Моск. гос. пед. ун-т. – М. , 2006. – 24 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб.для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. :Владос, 1999. – 680с.
8. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с об- щим недоразвитием речи [Текст] / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова, под на-уч. ред. И. Е. Левченко. – М. : Национальный книжный центр, 2014. – 96 с.
9. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с сис- темным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. – М. : ACT : Аст- рель :Транзиткнига, 2006. – 158 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 472 с.
12. Глухов, В. П. Исследование особенности связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. – М. , 2005. – № 3. – 13-24 с.
13. Глухов, В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2002. – 144 с.
14. Грибова, О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст] / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. – М. : АРКТИ, 2001. – 64с.
15. Грушина, Ю. Ф. Возможности изучения динамики развития до- школьника с нарушением речи [Текст] / Ю. Ф. Грушина // Логопед. – М. , 2009. – № 1. – С. 10-17.
16. Иванова, Н. Н. Формирование описательной связной речи у детей с ОНР [Электронный ресурс] / Н. Н. Иванова // Психологическая наука и об- разование. 2012. № 1. URL : http://psyedu.ru/journal/2012/1/2649.phtml (дата обращения: 14.01.2024) .
17. Карнаухова, Я. Б. Возможности изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Я. Б. Карнаухова // Специальное образование. – 2001. – № 1. – С. 48- 57.
18. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6–7 лет [Текст] / С. И. Карпова, В. В. Мамаева. – СПб. : Речь, 2007. – 144 с.
19. Карпова, С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольника- ми [Текст] / С. Н. Карпова. – М. : Изд-во Московского унив-та, 1967. – 324 с.
20. Коррекция нарушений речи : программы дошк. образоват. учре- ждений компенсир. вида для детей с нарушениями речи [Текст] / авт.-сост. Г. В. Чиркина. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 272 с.
21. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Се- ребрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 219 с.
22. Лебедева, И. Н. Связная речь : речь в общении и речь в деятель- ности [Текст] / И. Н. Лебедева // Специальное образование. – 2011. – № 2. – С. 88-98.