Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические аспекты юридической ответственности
1.1. Понятие юридической ответственности
В российском законодательстве нет единого определения юридической ответственности. В зарубежном праве этого тоже нет. Определение юридической ответственности является основополагающим для всех видов ответственности, а определение гражданской ответственности вытекает из определения юридической ответственности. Чтобы понять, что такое юридическая ответственность, нам нужно обратиться к теории права.
М.Н. Марченко понимает юридическую ответственность следующим образом: «Юридическая ответственность - это применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выраженных для него в предусмотренных санкцией правовых норм» . Есть также признаки юридической ответственности. Он дает им только пять: первая - это мера государственного принуждения. Слово мера играет важную роль в определении и дает нам понять, что речь идет о количестве. Государственное принуждение предполагает, что государственные органы могут налагать любую ответственность, и это крайне необходимо.
Вторым признаком юридической ответственности является то, что она наступает только за совершенное правонарушение, то есть за противоправное поведение лица, запрещенное санкциями. Основанием для юридической ответственности может быть только правонарушение.
По своей сути юридическая ответственность защищает граждан от правонарушителей, недобросовестных лиц. Третий признак-лишение, негативные последствия для виновного в противоправных действиях. Четвертый признак заключается в том, что ответственность несет государство, то есть компетентные органы, в руках которых сосредоточены полномочия по применению, то есть специально обученный аппарат с обученными участниками. Пятый признак-это государственное принуждение к правонарушителю, которое не является результатом субъективного решения, принятого правоохранителем. Это решение применяется на основании санкции правовой нормы, то есть они заранее предусмотрены законом, и ни о каком вмешательстве человеческого фактора и личной заинтересованности компетентных органов и должностных лиц не может быть и речи. Кроме того, самооправдание исключено. Эти признаки отличают юридическую ответственность от аналогичных явлений.
Все последующие определения имеют сходные элементы, внимание будет обращено на различия. «Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения в форме личных, организационных или имущественных лишений в отношении дееспособных лиц, нарушивших закон»
В целом это определение похоже на предыдущее, но здесь авторы уже указывают на то, что эти юридически ответственные лица должны обладать правоспособностью. Кроме того, я особо отмечаю, что такую юридическую ответственность могут нести не только дееспособные физические лица, но и потенциальный акционер организации, то есть юридические лица.
Н.М. Конин определяет юридическую ответственность следующим образом: «юридическая ответственность - это установленное законом средство воздействия на правонарушителя, который влечет за собой для него негативные последствия, применяемое государственными органами в порядке, также установленном государством» . Это определение было бы похоже на предыдущее, но здесь автор уже указывает на особый процессуальный кодекс.
Д.Н. Бахрах понимает юридическую ответственность в двух аспектах:
1) «юридическая ответственность-это установленная законом обязанность субъекта права понести неблагоприятные для него последствия правонарушения.
2) юридическая ответственность - это мера государственного принуждения за совершенное преступление, связанное с лишением лица личной (организационной) или имущественной ответственности виновного».
Определения различаются тем, что в первом случае не упоминается вина, а во втором субъект называется виновным, и это очень верно, поскольку юридическая ответственность изначально заключается не в вине, а в наличии такой нормы или санкции в законе.
А.В. Ивашкина понимает юридическую ответственность следующим образом: «Юридическая ответственность - это особый вид государственного принуждения, который заключается в рассмотрении субъектом права неблагоприятных последствий, предусмотренных санкцией нарушенной нормы, и осуществляется в форме охранительных правоотношений». Автор уже выбирает должностных лиц отдельно от физических лиц. Кроме того, автор указывает, что субъекту определенных правоотношений предлагается вести себя и соблюдать в рамках предлагаемых ему правовых норм и правил. Его определение также дает нам понять, что противоправное действие приводит к тому, что вы вступаете в правовые отношения.
«Юридическая ответственность представляет собой предусмотренное нормами современного права применение к правонарушителю предусмотренных законом мер принуждения и негативную оценку правового государства правонарушителя и правонарушителя» – автор указывает, что юридическая ответственность осуществляется в соответствии с законами, действующими по сей день.
У всех вышеперечисленных авторов неоднозначное мнение о понимании юридической ответственности. Многие из вышеупомянутых авторов и ряд других ученых при определении юридической ответственности часто пишут «негативное влияние на правонарушителя". Преступник должен страдать от какой-то абстиненции. Это хороший стимул для законного поведения и, помимо моральных норм, не мотивирует большинство совершать правонарушения или сводить к минимуму их количество.
В.И. Шиян пишет, что необходимо создать определение: «для этого нужна логическая операция, результатом которой является словесная формула, адекватно выражающая суть и порядок вещей» . Таким образом, в свете вышеизложенного можно дать следующее определение юридической ответственности: юридическая ответственность-это способность человека нести ответственность за свои действия, предусмотренные законом.
1.2. Принципы юридической ответственности
Реализация юридической ответственности осуществляется в соответствии с рядом принципов (базисных принципов), которые характеризуют данную форму принудительного воздействия как правовую и определяют эффективность ее практического применения. Основными принципами юридической ответственности являются: законность, справедливость, неизбежность, своевременность, целесообразность,
Принцип законности означает осуществление юридической ответственности в четком соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством. Важнейшим условием законности является то, что ответственность наступает только за действия, предусмотренные законом, и только в пределах, установленных законом. Недопустимо отклоняться от установленного законом порядка под видом ускорения, упрощения, эффективности и целесообразности привлечения к ответственности или ссылки на чрезмерный формализм закона.
Принцип справедливости юридической ответственности показан в следующей системе формальных требований:
закон, устанавливающий или ужесточающий ответственность, не имеет обратной силы;
за нарушение возможно лишь одно наказание;
только тот, кто совершил преступление, несет ответственность;
тип и мера применяемого наказания должны соответствовать тяжести совершенного правонарушения;
если ущерб, причиненный преступлением, является обратимым, юридическая ответственность должна обеспечивать возмещение ущерба.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
4. Бахрах, Д.Н. Административное право России. – М.: Эксмо, 2019 – 807с.
5. Зинин, Г.Ю. Административный надзор как средство профилактики преступлений и правонарушений / Г.Ю. Зинин // Человек: преступление и наказание. 2017. № 2. С. 60-63.
6. Иванцов, С.В. Юридическая природа и содержание административного надзора / С.В. Иванцов // Вестник Международного юридического института. 2018. № 1 (52). С. 61-70.
7. Ивашкина, А.В. К вопросу о классификации мер административного принуждения / А.В. Ивашкина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2019. Т. 22. № 4. С. 218-221.
8. Конин, Н.М. Административное право России. – М.: Проспект, 2017. – 508с.
9. Кравец, Ю.А. Административно – правовое регулирование в области науки / Ю.А. Кравец // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 3. № 1. С. 167-169.
10. Лапина, М.А. Сущность государственного контроля (надзора) и генезис его законодательного определения / М.А. Лапина // Вестник Финансового университета. 2019. Т. 20. № 4 (94). С. 152-157.
11. Мальцев, С.В. Прокурорский надзор. Его сходства с административным надзором / С.В. Мальцев // Наука XXI века: проблемы и перспективы. 2018. № 1 (3). С. 176-178.
12. Марченко, М.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2017 – 647с.
13. Никитин, А.Д. Административный надзор в контексте общеправовых принципов / А.Д. Никитин // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 1 (7). С. 62-67.
14. Смирнов, А.Н. Административный надзор как правовое последствие преступления и наказания / А.Н. Смирнов // Вестник Кузбасского института. 2018. № 1 (22). С. 129-133.
15. Старилов, Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. – М.: Юр. лит., 2017. – 564с.
16. Туманов, А.И., Туманова, Л.В. Судебный контроль по делам об установлении административного надзора / А.И. Туманов, Л.В. Туманова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2019. № 2. С. 19-29.
17. Фомин, П.П. Административный надзор полиции как вид правоохранительной деятельности / П.П. Фомин //Актуальные проблемы права: теория и практика. 2018. № 35. С. 255-260.
18. Чернышов, Д.В. Особенности функций, целей и задач административного надзора в российском административном праве / Д.В. Чернышев // Юридическая наука: история и современность. 2020. № 2. С. 52-59.
19. Шиян, В.И. Основные вопросы осуществления административного надзора / В.И. Шиян // Наука. Мысль. 2019. № 5-1. С. 123-128.