Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования: в настоящее время проводится реформа образования, которая выражается в гуманизации и демократизации процесса обучения и воспитания учащейся молодежи, однако, в области физического воспитания, несмотря на то, что уже в 70-80-е годы была установлена недостаточная эффективность физического воспитания из программ физического воспитания в общеобразовательных школах (ст. Кузнецов, А. А. Новиков; В. М. Зациорский; А. А. Гужаловский; Л. В. Волков, В. П. Филин; Б. К. Мерлин,; В. К. Балсевич; Л. П. Матвеев и т. д.), ситуация не меняется и в настоящее время.
Все программы физического воспитания учащихся направлены на улучшение здоровья учащихся, однако эта задача практически не решается. Очевидно, что на двух уроках физического воспитания, проводимых традиционными методами, невозможно улучшить здоровье учащихся или значительно повысить их уровень физической подготовки.
Очень важна проблема повышения эффективности занятий, особенно с младшими школьниками, изменения их содержания, использования не только общепринятых физических упражнений, но и нетрадиционных оздоровительных средств, позволяющих усилить воздействие, как на физическую форму, так и на улучшение состояния здоровья.
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 15% зависит от наследственности, на 10% от медицины, на 25% от окружающей среды и на 50% от индивидуального образа жизни. Поэтому важно формировать образ жизни детей таким образом, чтобы у них была постоянная потребность в реализации навыков и умений, приобретенных на уроках физкультуры в домашней школе. При этом уроки физкультуры должны носить оздоровительный характер, быть направлены на улучшение как функционального, так и физического состояния.
В связи с этим построение образовательного процесса физического воспитания младших школьников должно быть организовано принципиально по качественно новому подходу с использованием наряду с общепринятыми физическими упражнениями нетрадиционных оздоровительных средств. Эти средства активно используются в спорте и лечебной физической культуре, но в школьном физкультурном воспитании они только начинают применяться.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования определяется недостаточной научной и теоретической обоснованностью метода применения этих средств на уроках физкультуры с младшими школьниками.
Предмет исследования: нетрадиционные формы в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: методика использования нетрадиционных форм в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: применить методику использования нетрадиционных форм в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Провести анализ теоретических основ методики использования нетрадиционных форм в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.
2. Описать нетрадиционные формы физического воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Провести экспериментальное исследование по использованию нетрадиционных форм в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.
4. Апробировать методику нетрадиционных форм занятий на уроках физической культуры.
Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в развитие теории и методики школьного физического воспитания, в совершенствование программы физического воспитания с использованием нетрадиционных форм.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы методики использования нетрадиционных форм в физическом воспитании детей младшего школьного возраста
1.1 Характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения ребенка в начальной школе (от 6 до 11 лет). Этот период характеризуется повышенным физическим и психофизиологическим развитием ребенка, что обеспечивает ему систематическое обучение в школе.
Начало школьного обучения приводит к изменению социальной ситуации развития ребенка. Теперь у него есть социально значимые обязанности, он становится социальным субъектом.
Оценивается образовательная деятельность ребенка. В психологии отношений с окружающими также происходят изменения. Авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста сверстники начинают приобретать для ребенка все большее значение, роль детского сообщества значительно возрастает [11].
Психология начальной школы формируется под влиянием обучения. В результате у детей развивается память, улучшается вербально-логическое и семантическое запоминание. А младший школьный возраст заканчивается способностью самостоятельно рассуждать, сравнивать, делать выводы, анализировать и устанавливать простые закономерности.
Психология детей младшего школьного возраста имеет следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и немедленно, часто бездумно, не взвешивая всех обстоятельств. В любых предполагаемых начинаниях, трудностях или целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Психология школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности, которые могут представлять собой своеобразную форму протеста против требований школы [2].
Отсутствие семейного воспитания может значительно усугубить проблему. В этом возрасте ребенок уже беспокоится не только об успехах в школе, но и об отношениях с одноклассниками, сверстниками, учителями и родителями. Моральное состояние ребенка влияет на его уровень успеваемости, где похвала и мнение учителя занимают не последнее место. В конце концов, во время обучения у детей должен быть новый, более качественный "взрослый" тип отношений с учителями и одноклассниками.
В самом раннем школьном возрасте учебная деятельность становится основной. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие вербально-логического, рассудительного мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения [4].
Образование в младших классах имеет одну особенность: обучением младших учеников руководит учитель, который оказывает очень сильное влияние на своих учеников.
Особенности младших школьников, детей 7-9 лет, заключаются в том, что они нуждаются в покровительстве взрослых, поэтому для них вполне естественно следовать указаниям учителя. В принципе, учебная деятельность ученика заключается в подчинении учителю и выполнении всех его указаний.
Эти особенности детей (уверенное выполнение, подражание, вера в истинность полученных знаний) являются довольно важными предпосылками для обучения в начальной школе. Активность ученика во многом обусловлена тем, что ребенку (за крайне редкими исключениями) нравится посещать школу: его привлекает возможность оказаться в положении ученика и привлекает сам процесс обучения [9].
Учебная деятельность школьников младших классов сопровождается активной реакцией на непосредствен
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Л.А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе / Л.А. Архипова. – Тюмень: ТГУ, 2013. – 264 с.
2. Величко Е.Н. Физическая культура младших школьников как педагогическая проблема / Е.Н. Величко, В.А. Востриков // Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 8. – С. 10–12.
3. Верхорубова О.В. Формирование культуры здоровья у школьников в процессе физического воспитания / О.В. Верхорубова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 7. – С. 81–84.
4. Виленская Т.Е. Учет принципа приоритета личности ребенка в физическом воспитании младших школьников / Т.Е. Виленская // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 5. – С. 2–6.
5. Вишнев В.Е. Нестандартное оборудование / В.Е. Вишнев // Физическая культура. – 2012. – № 4 – С. 16–19.
6. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 178 с.
7. Казаковцева Т.С. Технологии оздоровительно-образовательной работы с детьми: учебно-методическое пособие / Т.С. Казаковцева. – Киров: ВГГУ, 2009. – 227 с.
8. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни / Ю.П. Кобяков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 253 с.
9. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 128 с.
10. Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы / В.И. Лях. – 14-е изд. – М.: Просвещение», 2014. – 192 с.
11. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
12. Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902169994
13. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование / Г.С. Туманян. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 335 с.
14. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/
15. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 № 329 [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/3376.html/
16. Феоктистова В. К здоровью через движение. Рекомендации. Развивающие игры. Комплексы упражнений / В. Феоктистова, Л. Плиева. – М.: Учитель, 2010. – 156 с.
17. Физическая культура. 1-4 классы : рабочие программы по учебнику В.И. Ляха / авт.-сост. Р.Р. Хайрутдинов. – Волгоград: Учитель, 2013. – 164 с.